Нужны ли стране памятники Ленину?

Валерий Белов
Во времена советской власти художественно-культурное воспитание населения было исключительно политизировано. Повсеместно устанавливались памятники вождям, как символы победившей идеологии, в первую очередь -  памятники Ленину и Сталину.
А зачем вообще нужны были памятники вождям в таком количестве, как было раньше? Целью подобного явления было не просто увековечить память выдающихся деятелей, а это рассматривалось как средство идеологической борьбы за умы всех последующих поколений.
Общеизвестно, что у коммунистической идеологии лозунги светлые, а идеи утопические. Но народ в огромной своей массе подвержен методам психологической обработки, склонен верить лозунгам, следовать призывам. Всё это создаёт благодатную почву для того, чтобы прикрываясь благородными стремлениями, к власти приходили откровенные мизантропы, что уже неоднократно случалось в истории революций. Более того, это уже стало правилом для любых революционных преобразований.
Реализация любых благородных начинаний по принципу «цель оправдывает средства» всегда оборачивается своей противоположностью. А о чём вообще можно говорить, если начинания благородными являются только на словах?

Можно ли утверждать, что господствующая идеология является частью общей культуры народа? Несомненно. Её монументально-художественное воплощение в жизнь может принимать гипертрофированные формы, как например, это произошло в СССР с огромным количеством памятников вождям революции.
После смены «развитого социализма» на «олигархический капитализм» у многих либерально настроенных граждан нашей страны возникло желание видеть свои города без «наследия прошлого» в виде его многочисленного монументально-художественного воплощения. Проявляет себя это желание в разных формах – от резко идеологизированной и до эстетически-аполитичной, например:
«У нас, в относительно небольшом российском городе, 15 памятников товарищу, который одной рукой сжимает кепку, другой показывает то - на здание бывшего кгб, то - на храм. Очень хочется оставить из пятнадцати - один. Меня они не раздражают, но и эстетического удовольствия не приносят. Пострадает ли история нашего трехсотлетнего города, если на места этих памятников поставить что-то более выразительное?»

Зададимся вопросом, что будет, если новой власти дать возможность удалять неугодные рудименты власти старой? Это ведь сродни переписыванию истории. Пойдёт ли это на пользу всему обществу?
Во времена Хрущёва убрали все памятники Сталину, объявили его виновным во всех грехах фактически любой революции и её кровавых последствий. Как позже выяснилось, на этом фоне борьбы с «кровавым тираном» намного проще оказалось сформировать новую политическую элиту, с помощью которой удалось разрушить СССР.
Только теперь до многих наших современником доходит понимание того, что без сильного государства невозможно сохранить национальную российскую самобытность, впитавшую в себя все культурные особенности входящих в неё многочисленных этносов и малых народов. Только сохранение сильного государства Российского обеспечивает им право на развитие, является гарантией от их уничтожения, вплоть до физического.
Одним из выдающихся деятелей государственного строительства, сохранения России, её культуры и традиционных ценностей был И.Сталин. Пониманию этого, укреплению национального иммунитета от всякого рода чужеродной идеологической заразы и собственной ереси могла бы весьма поспособствовать историческая память в виде уничтоженных ранее памятников вождя.

Теперь на очереди стоит Ленин? Что знает современное поколение о нашей истории? А разве трагические её моменты не являются предметом внимания и тщательного объективного изучения, чтобы избежать их повторения?
Долгое время наиболее радикально настроенная часть нашего общества из теории ленинизма делала и по сей день делает своего рода жупел, приравняв коммунистическую идеологию к человеконенавистническим. А ведь это совсем не так. Виновата не идеология сама по себе, а то, что под её прикрытием происходило или может произойти впредь.
Гитлер смог организовать орды нацистов и развязать мировую войну. Всё закончилось Нюрнбергом, но сама по себе идея национального развития живуча и для многих весьма привлекательна. Как с ней бороться? Вопрос открыт. Для меня очевидно, что лучший способ борьбы с претензией одной нации на абсолютное доминирование над всеми прочими, это интернационализм, которого придерживается идеология коммунистическая.
А в таком случае чему могут навредить многочисленные памятники Ленину на площадях многих городов? Портят эстетику городов?
Возможно, кто-то воспринимает это именно так, но есть и другой аспект – идеологический. Задумаемся над этим. В сознании очень многих людей теория ленинизма – это путь к социальному равенству. И если вместе с памятниками Ленину убрать напоминания о ней, то какая идеология займёт её место? Индивидуалистическая?
Эгоцентризм, как представление социума о личном благополучии, чреват огромным социальным расслоением, которое во все времена заканчивалось трагедией для всего общества. Именно напоминанием об этом актуален ленинизм для олигархической и политической элиты нашего общества.

Идеи о социальном и прочем равенстве при всей их утопичности - самый верный ориентир для построения устойчивой цивилизации на Земле. В этом коммунистическая идеология отвечает христианской доктрине.
А вот способы достижения общего благополучия, типа – отнять и разделить – это уже от лукавого.
Памятники Ленину сейчас уже не носят характер обожествления вождя и не являются символом борьбы с контрреволюцией или оппортунизмом. Давно прошли те времена. Само понятие буржуазии и отношение к ней изменилось.
Для нового поколения Ленин мало кому интересен как личность. Многих, по незнанию, не возмущают кровавые методы политической борьбы, которых придерживался Ленин. Но если кто-то и задумается над этим – тоже неплохо. Очень важно любому поколению разобраться в истории собственной страны и в методах достижения всеобщего благополучия.

Идеология общества, повторюсь, неотъемлемая часть его общей культуры. Люди не могут обойтись без символики, определяющей направление развития всего общества. При всей своей соборности и воплощении лучших общечеловеческих качеств российское общество очень далеко от социального равноправия, как нормы жизни. Памятники Ленину – прекрасное этому напоминание