Догма в Квадрате

Алексей Ратушный
Благодаря шуточному вопросу Татьяны Васильевны Морозовой (тоже автор этого портала!!!) я наконец смог приступить к давно задуманному циклу рассказов о развивающих играх, которым меня учила тётя Рона. Её этим играм учил мой дед – Порфирий Илларионович. А существовали они, полагаю, давным-давно. И изобретались много-много раз. Здесь я буду показывать только самые-самые. И начну, с лёгкой руки Татьяны Васильевны, именно с этой.

Перед вами классическая «Балда». Вообще игра «Балда» имеет два известных и широко распространённых варианта.

Первый вариант – устный – играющие по-очереди прибавляют к слову буквы, пока оно не закончится. Проигрывает тот, кто говорит последнюю букву. Разновидностью этой игры является игра, позволяющая вставлять букву в любом месте набора. Главное требование – чтобы всегда набор имел версию завершения слова, то есть не был бессмысленным, и добавляющий букву обязан такую версию предъявить. Это не обязывает его в дальнейшем поддерживать именно названную версию.

Второй вариант представлен как раз матрицей 5х5 - пять клеток по вертикали и пять по горизонтали.

В центральную горизонталь вписывается какое-либо слово, и игра начинается. Играющие по очереди вписывают буквы и записывают себе в актив набранные записью очки. Вписав букву играющий показывает получившееся слово и за каждую его букву получает одно очко. Вновь образованное слово читается в любом направлении по вертикали и горизонтали с поворотами на 90 градусов и можно через одну букву проходить несколько раз. Например если вы напишете в четырех клетках в матрице  2х2 (две на две) буквы к, о, л, о, то сможете прочесть слово из семи букв КОЛОКОЛ!!!
Рассмотрим для примера версию развития игры со словом «догма». Первый играющий – его буквы мы обозначим красным – дописывает букву Т и за слово ДОГМАТ получает шесть очков, второй играющий добавляет букву О и за слово ТОМАТ получает пять очков.
Первый играющий дописывает букву Р и за слово РОТА получает четыре очка, второй играющий добавляет букву А и за слово АРОМАТ получает шесть очков.
И так далее.
Теперь остановимся немного на основных правилах.
Слово уже однажды использованное не используется.
Допускаются только слова нормированного языка, то есть имеющиеся в официально изданных словарях и энциклопедиях.
Играют только имена существительные в единственном числе и именительном падеже – исключения лишь для слов не имеющихединственного числа: щи, ножницы, щипцы и т.д.
Имена собственные, даже очень распространённые и аббревиатуры не допускаются.
Сделанный ход нельзя взять обратно. Ход считается сделанным, как только буква вписана в клетку. Время на обдумывание хода обучно не регламентируется – играют по наитию.
Этой игрой часто увлекаются рабочие высокой квалификации на сменах в периоды «затишья», например на котлах в котельных, на варочных котлах в ЦБК. Класс игрока обычно определяется его словарным запасом и начитанностью. В игре есть зачатки стратегии – например намеренное употребление мягкого знака, букв ш, щ сильно затрудняющих поиски достойного ответа.
Последнее замечание о квадрате слова «догма».
Если к примеру каждой букве поставить в соответствие некое число – как это делается в каббале – например его порядковый номер в алфавите, то в нашем случае и русском алфавите а = 1, г = 4, д = 5, м = 14, о = 16, и тогда слово «догма» = 40(!!!) а в в квадрате оно равно 1600.
Если представить себен некий кроссворд в форме квадрата из четырех слов 5х5 (смотри рисунок внизу) то догма в квадрате будет выглядеть как на рис.4