Теодор, но не Драйзер, Лондон, но не Джек

Виталий Попов
Теодор, но не Драйзер. Лондон, но не Джек
В нынешнем году исполнилось 100 лет со дня рождения Теодора Лондона – советского артиста и драматурга.   

Не мы выбираем судьбу, а судьба выбирает нас
Тувка, как звали родители сына в детстве, родился 16 июня 1914 года. Когда мальчику было десять лет, их семья перебралась в Нижний Новгород. Они стали жить в маленьком домике, который находился во дворе знаменитого академического драматического театра. Здание было построено по велению князя Николая Григорьевича Шаховского - большого поклонника театрального искусства. В 1896 году в нём началась театральная деятельность, которая  до сих пор плодотворно продолжается.
С этого соседства, по-видимому, всё и началось, так как Тувка «запал» на театр. Вместе с соседскими пацанами он с любопытством заглядывал в окна гримёрок, где актрисы и актёры преображались перед выходом на сцену. Позднее пацаны навострились по вечерам пробираться по тайным ходам чердаков на театральную галёрку и оттуда «на халяву» смотрели спектакли.
Однажды, когда ребята крутились у служебного входа в театр, их позвал какой-то значимый гражданин. Он спросил ребят: не хотят ли они сыграть роль негритят? В это время в театре шли репетиции оперы Джузеппе Верди «Аида». Для неё требовались юные статисты. Юркий черноголовый Тувка выпятил нижнюю губу, демонстрируя, как он похож на негритёнка. И его взяли в статисты. После того, как он вдохнул удивительную атмосферу театра, после испытанных минут мальчишеского восторга на сцене, судьба Тувки была предрешена. Как утверждал Бродский, «не мы выбираем судьбу, а судьба выбирает нас». Легендарной актрисе Фаине Раневской принадлежит гениальная фраза: «В театр не поступают, а  попадают, как в тюрьму или под колёса поезда». И Теодор попал…

Взлёт начался с ТРАМа      
В 1930 году, когда началось строительство Горьковского автомобильного завода, при грандиозной стройке была создана агитбригада, а затем ТРАМ – театр рабочей молодёжи. Одним из создателей этого театра стал Теодор Лондон. В 1933-34 годах в стране развернулась массовая коллективизация. Ребята и девчата из ТРАМа организовали самодеятельный колхозный театр, который стал разъезжать по деревням и сёлам с актуальными постановками по Горьковской области.
     Виктор Юшковский позднее вспоминал: «Горьковский театр имени Чкалова вырос из «кочевого» колхозного театра, который возник на строительстве Волжского автомобильного завода, «первого гиганта первой пятилетки», за десять лет до войны. Его актёрами были строители и заводские рабочие, организовавшие трудовую коммуну, а первыми настоящими учителями оказались вахтанговцы. В 1934 году Московский театр имени Вахтангова, в духе времени, взял шефство над самодеятельным коллективом Театра рабочей молодёжи. Молодым артистам посчастливилось учиться у таких мастеров, как народные артисты России Л. Шихматов, М. Синельникова и Г. Алексеева. Корифеи сцены Борис Захава и Борис Щукин читали им лекции по режиссёрскому и актёрскому мастерству. Некоторое время руководил театром драматург, режиссёр и поэт Владимир Масс, которого за «контрреволюционные произведения» вскоре арестовали вместе с Эрдманом и отправили в тобольскую ссылку. Но главными учителями и наставниками молодого коллектива стали Павел Антокольский и Зоя Бажанова – режиссёр Вахтанговского театра и актриса, педагог училища имени Щукина…»
     Теодор Лондон так вспоминал о первой встрече с вахтанговцами: «Мы трепетали. Ничего ещё не успевшие повидать, прочитавшие мало книг – зелёные, необученные артисты. И вот к нам едут москвичи, ученики легендарного Вахтангова…»       
     Павел Антокольский, ставший другом и шефом колхозного театра, писал в своих воспоминаниях: «В начале зимы 1934 г. была начата работа над инсценировкой «Поднятой целины». Это необычайно трудное для маленького коллектива в двадцать человек предприятие было осуществлено с помощью вахтанговских педагогов силами самого театра. Несколько исполнителей играло по две роли. Сложный, массовый спектакль был подготовлен в глухом колхозе в течение месяца. Приспособленного для репетиций помещения не было, но работали днём и ночью, сопровождая репетиции оживлёнными дискуссиями об образах и социальном смысле романа. Здесь очень пригодился политический опыт ребят, знакомство с условиями классовой борьбы на селе. Недаром этому спектаклю театр придавал особое значение. Он оказался его «Чайкой», его «Принцессой Турандот»…
В годы Великой Отечественной войны коллектив театра выступал в городах и районах Горьковской области, в госпиталях, на аэродромах, в прифронтовой полосе, в землянках и на передовой. Самодеятельные артисты дали более тысячи концертов в воинских частях Западного фронта. Теодор Лондон к этому времени уже стал пробовать свои силы в драматургии. В 1942 году он написал пьесу «Козьма Минин».

Когда мечты сбываются
Проработав 3,5 года в действующей армии, Горьковский драматический театр имени Чкалова, в котором работал Теодор Лондон, обосновался в Томске. В их репертуаре шли спектакли «На дне» по пьесе Горького, «Лес» по пьесе Островского, героическая поэма в стихах «Питомцы славы» по пьесе Александра Гладкова, «Сады цветут» по пьесе Владимира Масса  и «Женитьба Фигаро» Бомарше. По предложению Павла Антокольского первый послевоенный сезон в Томске решили открыть спектаклем по пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта». Теодор Лондон играл в нём роль Ромео.
     В конце 40-х годов Лондон оставил Томск в поиске других театров и режиссёров. К этому времени у него появилась жгучая мечта – воплотить на сцене образ легендарного героя тех лет – лётчика Алексея Мересьева из напечатанной в 1946 году повести Бориса Полевого.               
Лондон создал собственную инсценировку «Повести о настоящем человеке», и стал предлагать её для постановки в театрах страны. Молодой драматург и артист поначалу  получал отказы, но он настойчиво двигался к цели и добился осуществления своей мечты!
    В 1951 году Теодор Лондон приехал в город Дзержинск Горьковской области. Здесь он стал работать в местном театре, где  познакомился и подружился с режиссёром Филиппом Лещенко, который поставил инсценировку Лондона на сцене местного театра. Роль Мересьева в этом спектакле играл Теодор Лондон!
На сцене Московского театра имени Ленинского комсомола в 1954 году шёл спектакль «Настоящий человек», который играли гастролировавшие в столице актёры из Дзержинска. Спектакль с фурором шёл двадцать дней подряд. О нём говорила вся театральная Москва. Восторженные рецензии появились в газетах и журналах. С исполнителем главной роли приходили за кулисы познакомиться Рубен Симонов, Серафима Бирман, Алла Тарасова, Тамара Макарова и другие столичные именитости. 1 сентября 1955 года появился правительственный Указ о присвоении артистам Т. И. Лондону, В. П. Мачкасову и режиссёру спектакля Ф. А. Лещенко звания заслуженных артистов РСФСР. 
Краевед Станислав Шальнов в газете «Дзержинское время» пишет о том, что постановка «Настоящего человек» Ф. Лещенко и Т. Лондона «осталась в истории дзержинского театра и театрального искусства как лучшее сценическое воплощение повести Б. Полевого. Инсценировку Лондона перевели на украинский, китайский и чешский языки. Её ставил Театр народной армии в Пекине, Пражский молодёжный театр».            
В 1957 году Дзержинский театр снова пригласили на гастроли в Москву. Он привёз в столицу спектакль «Поднятая целина» по роману Михаила Шолохова. Инсценировку романа сделал Теодор Лондон. Поставили спектакль режиссёры театра Б. Черкасский и Л.Лукацкий. Роль  питерского коммуниста Семёна Давыдова играл Теодор Лондон.

Его помнят и чтут
   Теодор Исаакович отличался не только природным талантом, но и большим чувством юмора и самоиронии. Фраза «Теодор, но не Драйзер. Лондон, но не Джек» принадлежит не кому-либо из острословов, а ему самому. Лондон умел самокритично относиться к себе, что не каждому дано. Ему было чуждо чувства самоуспокоения и «почивания на лаврах». Одновременно он умел жёстко отстаивать свои принципиальные позиции. К коллегам по сцене он относился доброжелательно, умея в тактической форме указать на замеченные им «огрехи». С 1961 года жизнь Теодора Исааковича Лондона связана с Ногинским государственным областным драматическим театром. На сцене нашего театра он сыграл немало значимых ролей. Среди них  Шварц в спектакле «Потерянный рай» по пьесе Алексея Арбузова, Незнамов в комедии Александра Островского «Без вины виноватые», Хагерт в спектакле «В стане врага» по пьесе Михаила Стадника, доктор в спектакле «Время любить» по повести Веры Пановой и многие другие. Роскошь общения с этим актёром и драматургом помнят игравшие с ним на ногинской сцене народный артист России Юрий Грубник, заслуженные артисты России Тамара Гаврилова, Леонид Ильин, Надежда Гуртовенко, Виктор Башинский, артисты Владимир Драковский, Валерий Лиховид, художник-декоратор Владимир Диброва и другие. Его любили и ценили коллеги по сцене.       
В 1966 году Теодор Лондон осуществил ещё одну свою мечту: по его инсценировке в ногинском театре была осуществлена постановка спектакля по произведению Константина Симонова «Дым Отечества». Главную роль в этом спектакле играл Юрий Стосков. Константин Симонов приезжал на генеральную репетицию и премьеру спектакля. С тех пор дружеские нити связали его с Теодором Лондоном и Юрием Стосковым. Они не раз бывали в гостях у именитого фронтового поэта и писателя.   
Теодор Лондон до последних дней жизни был предан сцене Ногинского государственного драматического театра. Здесь были поставлены несколько его инсценировок. В годовщину его смерти ногинский актёр Александр Харитонов поставил на сцене нашего театра спектакль «Супружеская жизнь» по произведению Ингмара Бергмана, инсценировку к которому осуществил Теодор Лондон. Ногинские любители театрального искусства до сих пор помнят и чтут память этого замечательного актёра и драматурга. На стене дома № 99 по улице III Интернационала, где он жил, установлена мраморная мемориальная доска. В настоящее время в Московском областном театре драмы и комедии создаётся музей. В нём будет достойно представлена богатая творческая биография Теодора Исааковича Лондона.   

На снимках: Константин Симонов и Теодор Лондон на репетиции спектакля «Дым Отечества».
Фото из архива театра
2014