Инфляция движения

Виктор Морозов
Покой нам только снится! А.Блок

     Все, что представляет ценность для человека, превращаясь в капитал, обретает движение. Движение капиталу придают люди, реализуя тем или иным способом свои идеи, цели. Принято считать, что движение капитала происходит в среде, которая замкнута известным пространством товарно-денежных отношений. Поскольку это движение создается усилиями многих, оно неравномерно. Неравномерность  движения регулируется посредством рынка различных товаров. Рынок – это особая среда, которая служит для обмена товаров, движения капитала, финансов.

     Каждый товар на рынке «ищет» своего потребителя. Но финансы, которые тоже являются товаром, – товар исключительный, уникальный. В то время, когда все заняты его поиском, сами финансы «ищут» что-то своё, особенное, используя для этого способность к движению, росту. Обычный товар, найдя своего потребителя, заканчивает своё блуждание по рынку. Финансы, наоборот, стремятся использовать любую возможность прирасти, увеличиться в размере. Однако, если они будут только «раздуваться» как мыльный пузырь, рынок, сохраняя устойчивость своего функционирования, должен «требовать» от финансов наращивать скорость движения. Но на рынке чаще господствует обратная ситуация, и скорость движения финансов, то возрастет, то хаотично замирает. Такая ситуация складывается потому, что на исторически сложившемся рынке для скорости движения финансов существует системное ограничение, невидимый для этой специфической среды предел.  Именно поэтому, несмотря на все социально-экономические, политические и иные издержки, рынок вынужден на время замирать, чтобы в очередной раз оттолкнуться от состояния относительного покоя. Покой в движении финансов, хотя и разрушительное для экономики, но действенное средство восстановления временной устойчивости функционирования рынка.  Но, что исключительного, кроме новых возможностей для своего роста, финансы могут искать на рынке?

     Мировая экономика находится в постоянном поиске путей решения множества застарелых проблем товарно-денежных отношений, среди которых выделяется одна - инфляция. И это не случайно, поскольку без этого достичь устойчивого развития не представляется возможным. Однако рынок, где сама скорость движения финансов подвержена хаотичной инфляции, не способен длительное время обеспечивать свою устойчивость. Такая инфляция – это не только проблема, но и знак того, что финансы давно и настойчиво «ищут» качественно другую среду, где возможна иная взаимосвязь между их движением и покоем. Любая эволюция существующего рынка не способна предоставить необходимые условия для реализации такой возможности. Удовлетворить подобные устремления финансов может только качественно иная, преимущественно виртуальная среда. Отличие такой среды от существующего рынка состоит в том, что она  должна быть ориентирована, главным образом, не на обычный товар, а на идеи. Причем только на такие, которые способны образовать виртуальный феномен – целостный Мир идей. Такому Миру идей финансы окончательно «присягнут» служить «верой и правдой» и станут уверенно развивать его в глобальном масштабе. В каком направлении  пойдет развитие такого Мира идей  и во что превратятся там сами финансы – вопрос, который не имеет на сегодня ответа. Ответа нет, но есть уверенность, что существуют два альтернативных пути развития Мира идей, один из которых тупиковый. Альтернатива между тупиковым и иным путем состоит в том, что людям предстоит решать то, каким Миру идей быть - открытому или замкнутому, закрытому. Характерным признаком того, что реализуется тупиковый путь, явится не инфляция финансов, а инфляция движения в замкнутом Мире идей. В этом случае управляемость движением финансов будет определяться не экономическими причинами и разумными потребностями людей, а такими господствующими идеями, которые превратят инфляцию в глобальный проект имитации развития цивилизации. Возникнут условия для стагнации привычных товарно-денежных отношений, мирового рынка, исказятся представления людей об истинных ценностях. Эволюция Мира идей приведет к нравственной и физической деградации людей, а затем и к неизбежной гибели всей цивилизации. 

     Следует понимать, что инфляция, о которой так много говорится, не является только проблемой мировой экономики. Сложилось и продолжает господствовать общее непонимание того, что такое движение и покой, и где среда, в которой совершаются изменения ВСЕГО. Так, современное научное представление о движении в макромире ограничено рамками материалистической картины. Согласно этим представлениям, наша Вселенная неподвижна, никуда не движется, а только расширяется с ускорением. Считают, что она тоже совершает своеобразную инфляцию, этакое вздутие себя изнутри вовне. При этом не обнаружено такой системы отсчета, иначе говоря, такой среды, относительно которой Вселенная осуществляла бы какое-то иное изменение. Якобы, только внутри Вселенной существуют различные формы движения, а перемещение в ее пространстве считается относительным, но вот сама она … неподвижна! И такой взгляд не изменится, если допустить, что кроме нашей Вселенной существуют еще и другие, подобные нашей. Не меньшая проблема существует во взглядах на движение и покой на уровне микромира, где, как считают, коллапс волновой функции происходит … мгновенно! Но, все эти макро и микро «чудеса в решете» происходят как бы в непонятной бесконечной среде, в недоступной всем бесконечности. Больше всего поражает то, что сама эта бесконечная среда, бесконечность до сих пор остается для всех чем-то таким, что …бесформенно! И, тем не менее, в этой бесконечной бесформенности совершается абсолютное движение ВСЕГО известного людям  многообразия. По современным представлениям всё многообразие, что окружает людей, движется в этой среде и имеет ту или иную форму, за исключением самой бесконечности. На сегодня, бесконечность если и представляется заинтересованному наблюдателю чем-то, то это - некое абсолютно однородное, невыразительное, нерельефное, черно-белое бытие. И тут неважно, в какую, бесконечно малую или бесконечно большую, сторону этого бытия наблюдатель попытается взглянуть. В любом случае бесконечность остается для него бесформенным, замирающим безвременьем. Но такой пробел в осмыслении ВСЕГО несет с собой множество негативных, далеко не безобидных заблуждений, как для научного, так и иного мировоззрения людей. Удивительное дело, человек восхищается природой, просто чувствуя, созерцая окружающий его красочный мир. Он научился видеть и понимать многообразие форм движения, изучать их, различать величественный покой в природе. Однако бесформенность, которую люди поспешно приписали бесконечности, получилась у них тотальной. Тотальная бесформенность не просто искажает мировоззрение людей, а, ограничивая свободу воли, пытается лишить их достоинства и покоя в будущем. Поэтому не случайно неимоверной тоской и скукой повеет, как только человек задумается о том, что его ждет там …, в этой бесконечной бесформенности, где никому и ничему нет покоя.   
 
     В простом, незатейливом сюжете известной картины И.Левитана «Над вечным покоем» сокрыта глубокая философская мысль о единстве покоя и всеобщего движения. Эта картина – результат длительных размышлений замечательного художника о человеке, его жизни. Маленькая деревянная церквушка с малюсеньким светлым окном в мир – это образ самого человека, который ищет свою истину, когда стремится к свету, к жизни, к любви. Это картина о мимолетности жизни, о надежде, о том, что каждый способен чувствовать свою связь с чем-то разумным, грандиозным и бесконечным. Картина полна чувства тонкой тоски, одиночества. Но в ней присутствует вера человека в созданный неизвестным Творцом величественный покой. С такой же маленькой церквушкой, которую изобразил И.Левитан, сравнимо и современное мировоззрение. Наше мировоззрение действительно очень похоже на замкнутое пространство, но из него выходит не одно, а множество окон в бесконечный Мир. Каждый человек смотрит в своё окно, наблюдая и изучая отдельные фрагменты этой бесконечности, находящиеся в непрерывном движении. Наблюдая и изучая окружающий Мир, люди заметно преуспели в этом занятии, потому что сделали движение основным предметом своей науки. Однако загадочное единство всех форм движения им никак не удается «достать» традиционными научными методами. И это не удивительно, поскольку, владея только «оконным» мировоззрением, его разглядеть невозможно. Из каждого окна «церквушки» удается разглядеть много, но этого недостаточно для осознания бесконечности окружающего Мира. Для такого осознания одних окон мало. Наблюдать и изучать окружающий Мир через окна можно, но войти туда через окно невозможно. Для этого существует одна единственная возможность - дверь. Дверь, через которую надо сначала выйти, а только затем войти в Мир. Открыть такую дверь просто, но она среди множества обычных окон незаметна, поскольку подобна любому из них. Есть у этой двери и «золотой ключик». Для того, чтобы обнаружить дверь и открыть её «золотым ключиком», все необходимые научные знания уже существуют, и с ними может ознакомиться любой заинтересованный человек. Эти знания доступны. Надо просто внимательно ознакомиться с тем, что уже известно. Тут ничего не нужно изобретать. Всё необходимое уже открыто, кроме самой двери.    

     Люди остаются оптимистами, уповая на лучшее будущее. Но реальная ситуация складывается так, что оснований для оптимизма, увы, остается все меньше и меньше. Судя по всему, наша цивилизация идет в направлении тупикового пути развития уже давно, а изменить это направление хотя и возможно еще, но крайне сложно. Самое странное при этом то, что вся эта «сложность» иллюзорна, поскольку упирается всего лишь в единственное препятствие, в отсутствие достаточной … СВОБОДЫ ВОЛИ! Вся предыдущая эволюция, все наши достижения на разных «фронтах»: научных, культурных, политических, социальных, не прошли для нас даром. Все они, а научные в первую очередь, умудрялись незаметно для всех, открывая новые возможности, сокращать свободу выбора. Открывались новые возможности в технологиях, понимании, исполнялись многие устремления и желания людей, но вот их свобода выбора при этом сокращалась. Свобода выбора как шагреневая кожа сокращалась всегда, но теперь этот процесс заметно ускоряется. Он стремится сократить нашу свободу выбора до микроскопических, невидимых размеров и оставить всего лишь один шанс для всех. Один! Единственный! Вот и современная наука буквально уперлась своим «носом» в этот шанс, назвав его, как и положено у нее, загадочным научным словом – «сингулярность». Назвала так и отвернулось от нее, поскольку эта «сингулярность» оказалось ей «не по зубам».
 
      Наука продолжает изучать различные формы движения. Но покой, который их объединяет, только косвенно присутствует во всех  научных исследованиях. В фундаментальных, а тем более в прикладных науках покой не рассматривается  как самостоятельный объект для исследования, так как он всюду или лишний, или скрыт той самой «сингулярностью». Так случилось, что покой давно отдан на откуп философии, где и находится практически без движения с ветхозаветных времен. С тех пор, выражаясь фигурально, наш мир и лишился покоя. Видимо, в то далекое время всё пришло в движение, а покой, этот странный объект, для науки остался в прошлом. Потребности людей требовали быстрого развития наук, новых технологий и скоростей, и покой от такого ускоренного движения незаметно «выпал». Поэтому конкретное осознание взаимосвязи покоя с движением отсутствует до сих пор. В результате, управляемость в обществе на любом уровне всегда складывалась скорее хаотичной, чем разумной. Она и не могла быть иной. Формы управления исторически изменялись, но управляемость в обществе как была преимущественно хаотичной в далеком прошлом, такой и остается поныне. Теперь хаотичная управляемость пытается закрепиться окончательно через более «совершенные» глобальные формы управления в политике, экономике и иные сферах, что неизбежно ведет к тому, к чему и должно вести – к более глубокой и масштабной инфляции. Но сама по себе инфляция как не зависела, так и не зависит от форм движения, будь-то финансы или что-либо иное, потому что «отрицает» любую из них. Инфляция в среде, где господствует хаотичная управляемость движения, неизбежно ведет к одному единственному результату – к относительному покою. Например, для нашей цивилизации инфляция движения пока складывается так, что все идет к такому земному «покою», который наступит через разрушение и гибель всего.  Однако, инфляция движения может быть управляемой не хаотично, а разумно, как раз потому, что не зависит от той или иной формы движения. 

     Управляемость движения – это неотъемлемое свойство самого движения, а не конкретной среды. Движение ВСЕГО проявляется в многообразии форм, а управляемость  этого многообразия существует в двойственном виде. Двойственность управляемости отражается в движении  ВСЕГО и реализуется как иллюзия и её предельная рефлексия - принцип. Управляемость не сводима только к иллюзии или к принципу, поскольку в движении ВСЕГО реально действует их фундаментальная взаимосвязь. Условно говоря, иллюзия и принцип соотносятся между собой как  изменчивая многомерная функция и её же особенное, единственное значение, в пределе равное абсолютной константе - постоянному числу. Как иллюзия, управляемость движения ВСЕГО проявляется для наблюдателя в той или иной мере открыто, а как принцип – скрытно. Фундаментальной взаимосвязи иллюзии и принципа неукоснительно следует движение как материи, так и сознания. Управляемость движения ВСЕГО, как иллюзия, бесконечно сложна и для осознания человеком недоступна. Наблюдать, видеть результат действия такой сложной управляемости можно, но понять то, как она конкретно реализована (мгновенный вид изменчивой функции),  невозможно. Однако управляемость движения ВСЕГО, как принцип, вполне доступна, поскольку она не сложна как иллюзия, а… абсолютно проста! Переход от хаотичной управляемости к разумной предполагает осознание фундаментальной взаимосвязи абсолютной простоты с бесконечной сложностью движения ВСЕГО. Такая взаимосвязь не еще один закон движения, многообразие которых продолжает изучать наука, подтверждая их правильность экспериментально. Не закон и не абстракция, а образ иллюзии движения … от её первоначала, от абсолютного покоя ВСЕГО!   
 
     Наблюдателю, изучающему только окружающий его мир, невозможно осознать управляемость движения ВСЕГО в виде замкнутой системы объективных законов. Невозможно потому, что единство всех этих законов зависит от общей для них причины, которая окружающим миром не замыкается. Исследуя такой ограниченный объект, невозможно так «прокрутить» его историю назад, чтобы достигнуть абсолютного первоначала ВСЕГО. Над таким объектом подобная процедура бессмысленна. Бессмысленна, но не потому, что абсолютное первоначало физически неразличимо, а потому, что оно и для ВСЕГО … иллюзорно!  Для наблюдателя, исследующего, наблюдающего исключительно окружающий его мир, только относительное первоначало ВСЕГО достижимо, а абсолютное - нет. Мировоззрение у такого наблюдателя остается ограниченным, замкнутым и продвигается, словно по ступенькам, от одного относительного первоначала к другому. Такая многоступенчатая эволюция знаний  требует все больше и больше затрат на развитие множества различных наук. Однако, их многочисленные выводы относительно своего основного предмета – движения становятся все более и более путаными. Подобная  ориентация всех наук не на единство, а на «дурную бесконечность» их разрозненного развития, в конечном счете, ведет в тупик. И не случайно, наука «уперлась» в непонятную для нее «сингулярность», в этот загадочный источник управляемости движения ВСЕГО. Несмотря на явный тупик в понимании ВСЕГО, наука с прежним упорством продолжает свои попытки объяснить ВСЁ, отталкиваясь от очередного представления об относительном покое. Более того, не только научная, но и общая культура мышления людей «зациклилась» по той же причине.   

     Дальнейшее развитие цивилизации требует от людей качественно иной разумности во взглядах на  движение ВСЕГО. Для освоения иной культуры мышления придется  пересмотреть ВСЁ от его «абсолютного первоначала». Пересмотреть ВСЁ не от движения, которое мы продолжаем наблюдать в окружающем нас мире, а от его иллюзии, предельной рефлексии этой иллюзии, иначе говоря – абсолютного покоя. А это возможно единственным образом и только там, где движение ВСЕГО и покой могут быть тождественными – во внутреннем мире человека. Если это осознание случится, то начнется с простого принципа, а направлено будет к главной ценности человека – его свободе.  Покой и его взаимосвязь с движением, и ничто другое, откроет человеку иные возможности управления и в природе, и в обществе. И для ВСЕГО этого нужно одно  - остановить мгновение  там, где это единственно возможно - в сознании. Только в такой  уникальной «среде» возможно невероятное для окружающего нас Мира событие – абсолютный покой в движении ВСЕГО.