О нищих замолвите слово

Сергей Никулинъ
      В адрес стоящих на паперти часто приходится слышать от «богомольных» людей, что вот, дескать, собирают подаяние не столько на хлеб, сколько на выпивку. «Потому и не подаю им милостыню, ведь все равно пропьют, окаянные», — говорила мне одна постоянная прихожанка храма. Да что там простая прихожанка, когда сами священники, порой выступают в роли гонителей нищих с паперти храмов. Мне воочию приходилось видеть, как священник Аркадий Клименко из храма Иоанна Предтече города Керчи (Симферопольская и Крымская епархия) гнал нищих с паперти. Право же некрасивое зрелище: упитанный разъяренный мужчина в рясе с бранью набрасывается на людей изможденных голодом и болезнями и что есть силы футболит ногами их скудные пожитки. Не на нищего поднял руку «псевдо-батюшка», а на самого Христа, «ибо просящий есть Господь, приходящий к нам через бедных» — говорит Иоанн Златоуст.
      «Вынь прежде бревно из собственного глаза, — хочется сказать гонителю, — и тогда увидишь, как вынуть соринку из глаза брата твоего». Ведь чем мы, трезвые и чистые на вид, лучше пред Богом всякого оборванного пьяного нищего?! Мы блюдем свою внешность и до мелочей рассчитываем каждый свой шаг, каждое свое слово, дабы «не дай Бог, что бы кто не проведал чего худого за нами». Выглядеть благочестивым – это еще не значит быть им.
      Имеющий дом, предается греху в доме своем, и стены скрывают грех его от глаз людских. Имеющий добротное платье и умащенный благовониями (духами да одеколоном) — всего лишь телом чист да опрятен одеждой. У бездомного же нет стен, могущих скрыть наготу дел его, от глаз посторонних, и одежды его порой изодраны и зловонны. Но душой иной нищий, и я в этом более чем уверен, чище нас, внешне благополучных, ибо его душа очищается нашим презрением к нему, да его долей нищенской: лишениями и страданиями, которые он претерпевает ради нашей же пользы.
      Иоанн Златоустый говорит: «Ибо в церквах и при гробницах мученических для того сидят в преддверии нищие, чтобы мы, взирая на них, получали великую пользу. Именно, подумай, что мы, когда входим в земные царские чертоги, не можем видеть ничего подобного; но отовсюду выходят тебе навстречу мужи важные, знаменитые, богатые и разумные: а в чертогах поистине царских, то есть в церкви и молитвенных домах, устроенных над гробами мучеников, — бесноватые, убогие, нищие, старые, слепые и увечные. Для чего же это?
      Для того, чтобы ты становился милосерднее и преклонялся на милость; — чтобы ты благоговел перед человеколюбием Божиим: ибо если Бог не гнушается ими, но поставил их в преддверии дома Своего, то тем более ты не должен гнушаться ими.
      Итак, не стыдись, когда нищий зовет тебя по имени, и не отталкивай его, когда он обнимает твои колени. Ибо они суть в некотором смысле достойные удивления собаки царских чертогов, — я назвал их собаками, не потому чтобы унизить их — не подумай этого, — но чтобы воздать им великую похвалу. Они стерегут дворец Царя небесного: поэтому питай их; ибо этим можешь воздать честь самому Царю. Но что удивительного в том, что Бог не почитает нищих недостойными сидеть в Его преддвериях? Он не считает их недостойными того, чтобы они были призваны к Его духовной трапезе и соделались причастниками вечери Его; напротив, хромой и увечный, старик, одетый в рубище, грязный и неопрятный, вместе с красивым юношею, даже — с облеченным в багряницу и имеющим на главе своей диадему, приступает приобщиться к трапезе и удостаивается духовной вечери, — те и другие сподобляются одного и того же, и нет никакого различия.
      Таким образом Христос не считает их недостойными того, чтобы они были призваны к Его трапезе вместе с царем, — ибо и те и другой призываются вместе, — а ты, может быть, считаешь унизительным для себя, если другие увидят, что ты подаешь милостыню нищим, или говоришь с ними? О, какое высокомерие, какая надменность!
       Если мы стыдимся тех, кого не стыдится Христос; то стыдимся Христа, стыдясь друзей Его. Да наполнится трапеза твоя хромыми, увечными; Христос приходит в лице их, а не в лице богатых. Ты может быть, смеешься, слыша это. Поэтому, чтобы ты не подумал, что это мои слова, послушай, что говорит Сам Христос, и не смейся, а трепещи. «Егда сотвориши обедъ или вечерю, — говорит Он, — не зови друговъ твоихъ, ни братии твоея, ни сродниковъ твоихъ, ни соседъ богатыхъ: еда како и тии тя такожде воззовутъ, и будетъ ти воздаяние. Но егда твориши пиръ, зови нищия, маломощныя, хромыя, слепыя и блаженъ будеши, яко не имутъ тии что воздати: вздастжетися въ воскрешение праведныхъ». (Лук. 14:12-14).


      Статья опубликована в «Первой Международной Независимой Православной газете Слово» № 137, ноябрь 2004 г. Московский выпуск.
____________________
      Послесловие:

      ПОЕДАЮЩИЕ ДОМЫ ВДОВ

      Не довольны остались некоторые священники статьёй «О нищих замолвите слово». Оказалось, что этим священникам нищие доставляют одни лишь хлопоты и проблемы.
      Целью публикации было не разоблачение проступков конкретного субъекта в рясе, но обратить внимание на само явление, к сожалению, столь распространённое в православной церкви. В качестве обличения пагубного явления были приведены цитаты из поучения св. Иоанна Златоустого и Евангелия.
      И вот вместо того, чтобы сделать соответствующие выводы и попытаться хоть как-то искоренить зло в своей среде, священство… обиделось.
      Оказывается, в православной церкви существую не только всем нам известные таинства «руковозложение», «рукоположение», но и такие как «рукоприкладство» и даже «ногоприкладство». Если два первых применяются по отношению к своим избранным, то два последних «таинства» — к обездоленным и нищим, которые, по словам самих священников, «уж больно досаждают» им. Именно приложением своих «святых» стоп к нищим у храма св. Иоанна Предтече и прославил себя священник Аркадий Клименко.
      «Я полностью на стороне отца Аркадия, — поделился со мной своей позицией настоятель храма св. Иоанна Предтече свящ. Алексей Швец, — разве это нищие? Там же, одни алкоголики. Они и храм оскверняют, и в притворе смердят и гадят…». Что ж, весьма аргументировано оправданы хулиганские действия собрата по рясе.
А благочинный свящ. Владимир Краплин так и сказал мне — автору статьи — «Вы скандалист, батюшка Сергий. Тень на епархию и Церковь наводите».
      Примечательно, что в глазах благочинного не поп, избивавший нищих, является скандалистом, а тот, кто вступился за этих нищих; да и тень наводит на Церковь не распоясавшийся её служитель, а тот, кто обличил попа-грешника. Создаётся впечатление, что свящ. Аркадий и есть самая святая Церковь?! В данном случае стоит напомнить слова Христа: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Матф. 23; 26). Видимо, благочинный забыл (а может не знает), что «кто ругается над нищим, тот хулит Творца его...» (Прит. 17; 5). Таким образом, становясь на сторону порока, благочинный Владимир Краплин, сам того не замечая, нарекает скандалистами и святого Иоанна Златоустого, и Самого Христа, словами которых и был обличён порок. И неудивительно, что для некоторых нынешних священников высказывания св. Иоанна Златоустого видятся скандальными и оскорбительными, ведь во времена жизни святого константинопольское духовенство, не отличавшееся высоким нравственным уровнем, так же было недовольно им и считало его скандалистом. За что и был судим святой и впоследствии сослан в ссылку, где и скончался.
      Потому-то мудрые слова св. Иоанна Златоустого, приведённые мной в защиту обездоленных нищих, остались как бы незамеченными и настоятелем храма, и благочинным, и иже с ними, что и сегодня они столь же актуальны, как и полторы тысячи лет назад.
      «…Просящий есть Господь, приходящий к нам через бедных, — говорит св. Иоанн Златоустый. — … В церквах и при гробницах мученических для того сидят нищие, …чтобы ты становился милосерднее и преклонялся на милость». Сии слова святого понятны сердцу христианина и чужды антихристу. Какие же это христиане, а тем более православные, а тем более священники, если Христос, приходящий в образе убогого и неопрятного нищего, им мерзок и вызывает в огрубевших душах не милосердие, а неприязнь и гнев?! Все мы во Христе братья. «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?», — говорит св. Апостол Иоанн Богослов в соборном послании. (1Иоан. 4; 20). Православному священнику надо бы знать, что прихожанин с толстой мошной, щедро жертвующий батюшке на новенький автомобиль — к искушению и в погибель, а вот грязный и пьяный нищий — для испытания и во спасение.
      «…Для того сидят в преддверии нищие, чтобы мы, взирая на них, получали великую пользу», — говорит св. Иоанн Златоуст. А какая польза от них тому, кто пришёл в храм послужить не Господу, а маммоне?! Ведь давно ни для кого не секрет, что «некоторые» пришли в Церковь Божию и облачились в священнические одежды вовсе не от безмерной любви к Господу, а для улучшения собственного благосостояния; дабы «поедая домы вдов и сирот», обогатиться. Неслучайно в современной литературе появился термин, состоящий из двух понятий «бизнес» и «поп» — бизнеспоп. Да, на голодных и обездоленных долларов не заработаешь. Потому-то и вызывают они презрение у бизнеспопов, потому и бывают ими гонимы.
      «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь … и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Матф. 23; 14, 23). «Радость человеку – благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый» (Прит. 19; 22).

      Сергей Анатольевич НикулинЪ
      Главный редактор
      «Первой Международной Независимой
       Православной газеты Слово».

      ОТ РЕДАКЦИИ

      Само собой разумеется, в редакцию не пришло письменное уведомление ни от правящего архиерея Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, ни от благочинного свящ. Владимира Краплина о том, что меры приняты: с хулиганом-попом проведена разъяснительная беседа, дабы тот не порочил сан и «не наводил тень на епархию», что впредь грубые действия священников по отношению к нищим не повторятся. Я не говорю уже о том, что гражданин Аркадий Клименко как христианин, как священнослужитель, наконец, как всякий порядочный человек обязан был хотя бы извиниться перед нищими людьми; но до такой вежливости и человеколюбия подобные священники, конечно же, не опускаются.
      Если бы со стороны священства последовали адекватные действия в ответ на публикацию, то данный вопрос не получил бы дальнейшего развития на страницах нашей газеты.
      Единственное, на что хватило разумения у митрополита Лазаря, так это дать указание свящ. Сергию Ковалю: разобраться, кто стоит за этой газетой?

___________
Фото автора.