Русская национальная идея

Юрий Чайкин
В русском культурном архетипе государственная власть должна соотносить свою деятельность с национально-государственной идеей, так как именно с национальной идеей соотносит общество способы управления и политические результаты.   
Русская государственность опирается на национально-государственную идею, которая позволяет определить отношение и взаимодействие государства и индивида, государства и общества, государства и природы, государства и внешнего мира. Именно национальная идея скрепляет все классы и слои, именно она позволяет представить общность людей как народ. Конечно, сейчас вопрос о национально-государственной идее стоит очень остро. Та идея, которую выдвинул Всемирный Форум Духовной культуры («Литературная газета» 7-13 ноября 2012 год, №44, «Россия: контуры будущего»), достаточна благостна: «Идею, под которую следуют сегодня  мобилизовать духовно зрелых людей, можно назвать «Новая страна» куда граждане должны устремиться. Она обладает огромной информационной емкостью и разворачивается  через иерархию подчиненных ей идей». Но она достаточно обща. Что значит Новая страна?    Каковы ее приоритеты? В чем особенность ее политического строя и общественной жизни? Каковы смыслы частной жизни?
 Более подробно говорится о тех принципах, на которые она должна основываться.
Это восстановление духовно-нравственной оси народной жизни как высшая приоритетная задача для России. «Импульс должен идти с самого верха и поэтому особенно важно, чтобы именно верх стал в духовно-нравственном смысле абсолютно безупречен и в кратчайшие сроки был очищен от всех отягощающих власть наслоений».
Это создание  целевой федеральной программы «К новому миру через Духовную Культуру». «Пока это только идея, способная вместить в себя все многообразие открывающихся направлений работы. Но эта идея озаряет великое будущее России, которое связано не с восстановлением статуса  сверхдержавы, а с построением высококультурного государства». Хотя почему сверхдержава не может быть высококультурным и высоконравственным государством? В принципе здесь нет особого противоречия. Просто без культуры, морали и нравственности невозможно построить сверхдержаву.
Это наднациональная политика единства народов. «Народ, принявший чашу Нового опыта, должен всеми силами стремиться упрочивать закаливать достигнутые накопления, наполнять эту чашу новыми достижениями, реализуя идею – призыв к братству и единению». Что касается субъектов Российской Федерации, то здесь все более или менее понятно. А что делать со странами СНГ, особенно теми, которые возвратились к традициям средневековья. Как быть с неграмотными из Таджикистана, Узбекистана?   
Думается, что национальная идея на современном этапе должна быть связана с тем историческим «вызовом», который был предъявлен миру. Мир должен измениться, надо действительно строить   Новую Страну. «Будущее России – дело всех россиян. Его невозможно переложить на плечи отдельных политиков партий, общественных групп и структур. Мы все являемся строителями Новой Страны, и ее новизна заключается в том, чтобы быть примером всему мировому сообществу, оказывая помощь другим народам в поддержании жизни и мирного сосуществования. Мы едины в мысли жить достойно и справедливо, жить в такой стране, в которой есть мир, порядок и процветание».
 О необходимости построения Новой страны говорилось и на заседании  Изборского  клуба.
Сергей Глазьев заявил, что государство, в отличие от бездушного рынка не может ничего сделать, если оно не обладает адекватной идеологией. «Вопрос стоит так: или мы и дальше следуем чисто рыночной идеологии, в рамках которой нас будут использовать как сырьевую колонию и дешевое место для свалки отходов; или же мы так выстраиваем свои отношения с остальным миром, не отгораживаясь от него, что мобилизуем необходимые ресурсы для технологического рывка». 
Другой участник Изборского клуба, Андрей Фурсов, отметил, что властные формы, которые доминировали в мире в ХХ веке, уходят. Уходит эпоха партий и государств. Необходимо создавать новые конфигурации власти. Для России формой выходом из кризиса может быть «импероподобное образование». «Импероподобный», потому что эпоха империй прошла, но в то же время мы видим, как глобализация разваливается на имперские куски».
Шамиль Султанов, президент Центра стратегических исследований «Россия – Исламский мир», говорил о переходе к шестому технологическому укладу такой страны, как США. «Поэтому, когда мы попытаемся обозначить, что является ключевым для идеологии, то с военной точки зрения это проблема безопасности, а с точки зрения социума – это проблема выживания. Существует опасность, что наши противники уйдут далеко вперед, и существует опасность, что Россия просто будет уничтожена».
Интересный выход из сложившейся ситуации предложил Виталий Аверьянов, директор Института динамического консерватизма. Это принципат Августа Октавиана, из которого выросла Римская империя. «Суть принципата состояла в том, что в разодранное гражданскими войнами государство была введена параллельная система, находившаяся под непосредственным контролем императора… Важно понимать, что эти новые «державники» служили не императору из личной преданности (личная преданность – примета кланово-олигархического строя) ног самой идее «империи» как воплощению старых римских традиций. Так же и сейчас для мобилизационного прорыва России необходим прорыв сверху – сплочение здоровых сил внутри нашей цивилизации, их высокая концентрация в особом режиме, похожем на принципат».
Безусловно, разговор о важности появления и развития национальной идеи далеко не закончен. Главное, хочется отметить выросшую роль СМИ в данном вопросе.