Адаптивная модель студента

Евгений Сенопальников
СЕНОПАЛЬНИКОВ E. В.

Дрожжин В. В., Юсупов P. М., Вирченко В. С.

АДАПТИВНАЯ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СТУДЕНТА

Сегодня социальный заказ на специалистов предъявляет требова¬ния по формированию у них психологических структур высоких иерар¬хических уровней системного образования. Однако, динамизм формирования этих сложных структур из относительно элементарных психических характеристик, легко изучаемых и управляемых в учебно-воспитатель¬ном процессе, изучен недостаточно. Данное обстоятельство затруд¬няет оценивать психологическую готовность к многокритериальной деятельности студента и  педагогам, работающим в терминах, развитых часто зарубежной школой психологии. Выход из создавшегося положения видится в использова¬нии методов математического моделирования (Ломов Б. Ф., 1982, Платонов К. К., 1986) с опорой на теорию функциональных систем Анохина П. К. и развитием терминологии общей психологии, идущей от отечественной школы педологии (науки о ребёнке), истреблённой в 1934 г.

В данном сообщении рассматриваются некоторые вопросы решения этих задач с использованием адаптивной структурно-семантической модели личности (Юсупов Р. М., Дрожжин В. В., Сенопальников Е. В, 1983). Следует отметить, что в соответствии с этой моделью осуществляется многоуровневое описание структуры личности студента в виде семантических сетей, где переход от низших уровней к высшим связан с операцией обобщения, от высших к низшим с операцией конкретизации. Число уровней определяется целями исследова¬ния. Развитие личности курсанта осуществляется в результате конфликтов содержания:, потребности личности, нормативные ценности общества и вуза, а также в результате конфликта соответствующих форм и содержания.

С позиции предложенной модели личность студента представляет собой не просто набор определенных психических характеристик, а является целостным образованием единых по природе, но различных по функциям психических явлений, организующихся в функциональ-ные системы, побуждающие, программирующие, регулирующие, реа¬лизующие по цели, пространству и времени многообразные виды дея¬тельности студента.   При этом единственным критерием вовлечения тех или иных психических характеристик -в систему является их не¬обходимость содействовать получению конечного результата, направ¬ленного на разрешение конфликтов внутренних или внешних проти¬воречий личности на любом уровне отражения реальной действитель¬ности.

Гармоничность советского человека определяется степенью сформированности взаимодействующих профессионально важных качеств (ПВК) и психологических структур, деятельности (ПСтД), от¬вечающих требованиям социального заказа. ПВК формируются в ре-зультате конфликтов содержания и реализуют практически—крити¬ческую деятельность, являясь личностными качествами. ПСтД реали¬зуют предметную деятельность, проявляясь в отношениях с реальной 'деятельностью как способности. В модели выделяется 7 иерархических уровней.

Первый уро¬вень — уровень первосигнального отражения, формируемый, функциями обмена веществ (энергетической, платической, инфор¬мационной). На основании этих функций осуществляется взаимодей¬ствие между структурами всех иерархических уровней. На этом уров¬не выделяются структуры инстинктов, функций анализаторов (психо-физиологические структуры), структуры обмена веществ (психосома¬тические структуры).

Уровень второсигнального отражения форми¬руется функциями генетически обусловленных биохимических струк¬тур словесно-логической памяти и психомоторики — результат фило-генеза человека, имеющего рече- и опорнодвигательный аппарат с развитой кистью. Взаимодействие первых двух уровней создает предпосылки социализации личности в деятельности, общении, созна¬нии.

Третий уровень — уровень психических состояний и чувств, чет¬вертый уровень — уровень элементарных психических свойств в ко¬тором выделяются установки и ценностные ориентации, проявляю¬щиеся при отражении реальной действительности как отношения и акцепторы действия, организующие формально-динамические харак¬теристики. Начиная с этого уровня, выделяется два рода отношений: сформированных в результате социализации инстинктов и развиваю¬щихся под влиянием надстройки, общества. Уровень является началь-ным этапом изучения индивидуальности студента.         

Пятый уровень — уровень структур элементарных свойств, шестой уровень — ПВК и ПСтД, седьмой уровень — гармонично развитый советский человек. На основании модели с учетом литературных и собственных данных разрабатывается программа изучения индивидуальности и комп- лексный поэтапно-пролонгированный метод интегративной психодиаг¬ностики. Метод отличается от «Метода обобщения независимых ха¬рактеристик Платонова К. К.» возможностью интерпретации данных, получаемых в различных шкалах измерений.

В докладе раскрываются семантические сети содержательно-формальных характеристик рассматриваемых уровней.
     Адаптивная структурно-семантическая модель студента. Е.В. Сенопальников, В.В. Дрожжин, Р.М. Юсупов. Проблемы профессиональной подготовки специалистов на этапе ускорения научно-технического прогресса. I часть Тезисы докладов научно-практической конференции (20 – 21 апреля 1989 года). Академия педагогических НАУК СССР, Министерство гражданской авиации, Кировоградское высшее лётное училище ГА. Кировоград с.67-69.