Рассказ о любви. Житие Петра и Февроньи

Юрий Чайкин
Житие Петра и Февронии написано в XVI веке. Конечно, по сравнению с предыдущими веками представление о мире несколько отличаются. В обществе XIV  – XVII веков   происходит «обмирщение» сознания и, соответственно, происходит «обмирщение» литературы. Происходит постепенное освобождение из рамок церковно-нравоучительного направления. В центре внимания оказывается не только религиозные отношение между человеком и миром, не только политические события и экономическое развитие,  но человек с его внутренним миром, с семейными ценностями. Таким образом начинает создаваться целостный образ мира.
Что же нам известно о создателе этого жития? Его автором считается Ермолай-Еразм. Сведений о нём дошло немного. Жил он в 40-е года XVI века в Пскове. В в начале 50-х годов оказался в Москве.  В 60-х постригся в монахи под именем Еразма. В Москве им (видимо, по поручению митрополита Макария), были написаны по крайней мере три произведения, в том числе, и «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Её появление на свет связано с церковным собором 1547 года, на котором были канонизированы муромские святые. Полное название таково: «Повесть о житии святых новых чудотворцев муромских, благоверного, и преподобного, и достохвального князя Петра, нареченного во иночестве Давидом, и супруги его, благоверной, и преподобной, и достохвальной княгини Февронии, нареченной во иночестве Евфросинией. Благослови, отче».
Источником сюжета для «Повести...» Ермолая-Еразма послужила местная легенда о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней. Село Ласково, откуда была родом Феврония, находится в пяти километрах от села Солотчи и бывшего Солотчинского монастыря. Народное предание оказало столь сильное влияние на Ермолая-Еразма, что он создал необычное произведение. Некоторые исследователи считают, что оно не связанно с канонами житийного жанра. Они видят только увлекательное сюжетное повествование, почти не напоминающее рассказ о подвиге святых во славу церкви. Действительно и  в сюжете, и в содержании отдельных эпизодов, и в загадывании и разгадывании загадок заметно проявляются фольклорные мотивы. Однако наполнены они уже христианским содержанием.  То, что рассказ Ермолая-Еразма о Петре и Февронии, признанных церковью святыми, не был включен в «Великие Минеи-Четии», еще ни о чем не говорит. О.А.Ерёмина в своей статье  «Повесть о Петре и Февронии Муромских» как произведение христианской культуры»  считает: «Повесть о Петре и Февронии Муромских», как очевидно, не вполне соответствовала точке зрения митрополита Макария на один из центральных вопросов богословских споров о «правде» и «вере». Не фольклорные мотивы, а близость взглядов Ермолая-Еразма к взглядам Матвея Башкина, Феодосия Косого и И.С.Пересветова послужили причиной отсутствия жития Петра и Февронии Муромских в списках Великих Миней Четиих» .
История о жизни Петра и Февроньи прочно вошла в жизнь современного человека.  На первый взгляд простая, почти сказочная повесть. Однако это простота обманчива. Современный человек переносит на нее свой образ мира, искажая те представления, тот образ мира, который содержится в нем. В чем же сложность сказания о Петре и Февроньи?
Дело в том, что в истории наложены друг на друга два образа мира: языческий и христианский. Как правило, читатель больше внимания обращают на фольклорные мотивы, столь ярко представленные.
Какие же фольклорные мотивы можно представить? Во-первых, древний обряд инициации – посвящения юношей в мужчины. Выдержавший обряд становился полноценным членом общества, получал право жениться и мог занимать видные должности.
Во-вторых, испытание ума посредством отгадывания трудных вопросов. Традиционно мотив загадок выводится из фольклора. В этой части повествования герои либо говорят загадками, либо загадывают их друг другу, давая задание выполнить невыполнимое. Тем не менее, О.А.Ерёмина, считает, что в Библии этот мотив тоже встречается довольно часто. Например, царица Савская испытывает загадками Соломона. Самсон загадывал филистимлянам загадки, и она «не могли отгадать загадки в три дня».
В-третьих, он сражается необычным оружием. «Исследователи же утверждают, что в ряду известных по преданиям мечей-кладенцов он занимал особое положение. Известно, что Агриков меч был «зело остр». Однако одной остроты было недостаточно для победы над змеем. Меч предназначался для особых битв – поединков с чудовищами. Он обязательно должен быть старинным и спрятанным в особом месте. Часто таким местом была могила – курган, склеп; иногда – стена, дерево или камень. Потому и назывался такой меч кладенцом: герою он доставался из тайного клада».
В-четвертых, он награжден за свой подвиг. Петр получает жену и становится со временем сам князем.
Сухова О. А., Смирнов Ю. М. в книге «Петр и Феврония Муромские» отмечают: «Все эти элементы присутствуют и в Повести: князь Петр побеждает змея мечом-кладенцом; заболевает, что символически соответствует смерти; чудом исцеляется, т. е. рождается заново; получает необыкновенную жену и Муромское княжество. Правда, в сказке сюжет заканчивается свадьбой, после которой не происходит никаких событий, т. к. именно свадьбой завершается цикл обрядов инициации».
Но это мир уходящий, сохранившийся в сюжете. Однако   его уже нет, поэтому в повести основной образ мира – образ христианский. Основной конфликт – это борьба Бога и дьявола за человеческую душу. 
Вспомним, как начинается житие. А начинается повествование молитвою: «СЛАВА БОГУ ОТЦУ И ЕДИНОСУЩНОМУ СЫНУ, слову божию и Пресвятому и животворящему Духу, единому божьему естеству безначальному, вместе с Троице воспеваемому, прославляемому, почитаемому, превозносимому, исповедуемому, в которого веруем и которого благодарим. Слава Создателю и Творцу невидимому и неописанному, искони самосильно премудростью своей все совершающему и все созидающему, просвещающему и прославляющему, все, что он хочет, своим самовластьем».
Далее автор перечисляет, кого создал Бог за время сотворения мира. Кроме видимого и всем знакомого мира, пишет книжник, существует мир невидимый. «Также сотворил Бог все невидимое, что непостижимо уму человеческому». Но в таком случае как же постичь человеку непостижимое и увидеть незримое?  Да, человек не может уразуметь невидимое, но может постичь сокровенный смысл через символы и притчи, поэтому текст имеет два прочтения: видимое и невидимое, прямое и символическое.
Человек, по мнению Эразма, тоже неоднозначен: «И на земле же давно создал Он человека по своему образу и от своего трисолнечного божества подобие тричисленное даровал ему: ум, и слово, и дух живой. И пребывает в людях ум - отец слову, слово же исходит от него, как сын посылаемый, на нем же почиет дух, ибо у каждого человека из уст слово без духа исходить не может, но дух вместе со словом исходит, а ум начальствует».
Как мы видим, эта часть жития достаточно нетрадиционна, так как в ней автор отстаивает свои взгляда и приводит человека к мысли, что текст повествования нельзя воспринимать только буквально, он символичен.
Истоки «Повести о Петре и Февронии» восходят к муромским преданиям. В ней рассказывается о любви  крестьянской девушки и князя.          Феврония может исцелить от болезни Петра, недуг которого произошёл от крови фантастического крылатого змея, убитого им. Она соглашается его исцелить, но он должен будет впоследствии жениться на ней.   Князь Пётр не хотел жениться на неровне и  нарушил своё обещание. За что был наказан, его болезнь возвратилась. И только по возвращении  он был излечён до конца. Если рассматривать сюжет в отрыве от средневековых представлений, то можно раскрыть образ мира языческого. Именно поэтому многие исследователи отметили, что сюжет повести напоминает распространенную в средневековье легенду о Тристане и Изольду. Точно также Изольда лечила Тристана, заболевшего от крови убитого дракона. Но многие детали различны.  Во-первых, эпизод боя с Морольтом, чудовищем, взимающим живую дань с народа. Во-вторых, двукратные плавания Тристана наугад, по воле волн и ветра, первый раз – в поисках исцеления от крови, во второй раз – в поисках невесты для Марка. Далее наблюдаются еще больше расхождений между этими сюжетами. Второе плавание начинается с того, что две ласточки, пролетая над замком Марка, роняют женский волос. Король заявляет, что он женится только на его обладательнице. Тристан предпринимает плавание с целью отыскать красавицу. И только мотив любви столь сильной, что один любящий не может пережить другого, казалось бы, объединяют два произведения.
Вернемся, однако, на ту почву, где возникло сказание. О.А.Ерёмина в своей статье  «Повесть о Петре и Февронии Муромских» как произведение христианской культуры» отрицает в образе змия фольклорный образ, относя его толкование только к библейской традиции. «В городе Муроме «самодержавствовал благоверный князь по имени Павел». К его жене повадился летать на блуд дьявол, вселившийся в неприязненного змея. Говорить об образе змея только как о доказательстве связи жития с фольклором было бы безосновательно. В таком случае встаёт вопрос: что древнее - фольклорный или библейский образ? В христианстве змей - искуситель, «из корня змеиного выйдет аспид», то есть дьявол (Ис. 14. 29). Петру, брату Павла, предстояло сразиться с самим дьяволом, который давно уже овладел женою брата его, а значит, взял власть и над самим князем, так как жена и муж - единое целое» . Первичный не значит основной или понятный. Для современного человека иногда понятие фольклорные и даже языческие понятнее, нежели чем христианские, так как в течение ХХ века христианство как система символов и представлений исчезла. Для обитателей Муромской земли  X – XVII веков происходит постепенная замена языческих представлений христианскими.
Одним из стержневых моментов это появление змия и борьба с ним. Для языческого мироощущения змей не тождествен библейскому змию. «Погружаясь еще глубже в пучины мифологии, исследователи распознают в змее мифического первопредка, основателя княжеского рода. Существенно, что змей в Повести, с одной стороны, еще не обрел всех сказочных характеристик, с другой – не имеет ничего общего с распространенными в житиях драконами. Это лишь подтверждает, что змей попал в Повесть не из сказки, а из преданий более раннего времени» .  По древним преданиям предком князей становится какое-то необычное сказочное существо. В данном случае это был скорее всего  Змей.  Змей, обладая космической сутью,  способствует появлению у земных женщин потомства, наделенного сверхъестественными качествами. Потомки, рожденные от столь необычайного существа, или наделены  необычайной силой, или  баснословной красотой. Никто из простых людей одолеть их не может.

В христианском мироощущении возникают совсем другие смыслы. Змий - это искуситель. Тот, который когда-то искушал Адама и Еву. «Вскоре Пётр, «изобличив пронырство лукавого змея», побеждает дьявола. Змей «издох, обагрив блаженного князя Петра кровью своею». Столкновение с дьяволом пробуждает в душе князя страсти, символом которых являются струпья и язвы, возникшие от крови змея. Одна страсть порождает другие, и всё тело князя покрывается язвами. Так, библейский персонаж Иов покрывается струпьями после того, как отступается от преданности Богу, потеряв всё своё имущество: «Тело моё одето червями и пыльными струпами; кожа моя лопает и гноится» (Иов. 7.5.)» .
Что же должен предпринять князь, чтобы избавиться от страстей? Он должен смириться. Смирение – одна из добродетелей христианства. «И искал в своем владении исцеления у многих врачей, и ни от одного не смог его получить». «В своем владении» означает среди мира видимого, на земле, которой он владел как князь, тогда как уврачевать его могли только силы мира горнего, невидимого. Именно об этом говорит юноше, посланному князем на поиски врача в Рязанскую землю, мудрая дева Феврония: «Тот, кто потребует князя твоего к себе, может вылечить его». Князя, как и любого другого человека, в представлении христиан, потребует к ответу Господь; на Страшном Суде каждому придётся отвечать перед Богом за свои грехи. Только во власти «бесстрастного» Бога спасти князя Петра от дьявольских страстей. Для этого требуется не только мужество, которое уже доказал князь, но, главным образом, мягкосердечие и смирение».  В чем же должно было проявиться смирение? В женитьбе на простой девушке. Ее отец лишь простой древолаз, «бортник». «Власть, считали русские христиане, давалась человеку как высшее благословение, на престоле мог быть только «прирождённый» государь. Женитьба на девушке низкого сословия в обычной жизни была невозможной, а в повествовании о святом благоверном Петре стала проявлением величайшего смирения».  Почему Петр не исцелился Петр сразу? Потому что не смог преодолеть страсти. Грех гордыни понемногу овладел им. С небольшой ранки все началось сызнова.
И вот здесь появляется еще один персонаж жития, Феврония. В своей первооснове – это человек, знающий как снять беду с человека. Некоторые исследователи считают, что уже то, что она говорит загадками, указывает на ее знание языка прорицателей. «У жрецов вообще принято было говорить загадками, ибо все космогонические ритуалы строились по системе вопрос - ответ. Этот весенний ритуал вел к установлению жизненного миропорядка после разрушительного зимнего хаоса. Волхвы и предсказатели тоже отвечали загадками».
Поведение Февронии, взявшейся исцелить Петра, тоже расценивают по- разному. О.А.Сухова и Смирнов Ю.М. не считают ее деяние  бескорыстным милосердием: дева за свои услуги очень жестко назначает высокую плату, требуя, чтобы князь взял ее, «дочь древолаза», замуж. «Трудно сказать, действительно ли она знала наперед, что князь выздоровеет только в том случае, «если кто-нибудь потребует его себе», или же сама выдвинула такое условие - ведь в этом случае «богатая награда», которую обещает Петр, все равно достанется исцелителю, т. е. ей. При этом она еще и сменит свой статус, займет видное социальное положение. Для приготовления лекарственного снадобья свершила Феврония очень простой магический обряд, дунув на «кисляждь», и отправила мазь князю. В этом методе, как пишет современный исследователь, «еще меньше житийной святости». Действие даже не сопровождается православными молитвами» .
Совсем иное понимание образа Февронии в христианском мироощущении. «Однако не будем забывать о символичности текста жития. Февронию автор недаром называет «мудрой девой». Именно пять мудрых дев сумели войти в Царство Небесное в притче о десяти девах (Мф. 25. 1–12). Параллель явственно указывает на боговдохновенность Февронии, на исполнение ею воли божьей. Усиливать данное сравнение призван образ отца-бортника, человека, собирающего мёд. Мёд в христианской традиции имеет глубокую божественную символику и постоянно упоминается в текстах Священного Писания, ассоциируясь с мудростью господней».  Чем же врачевала князя дева Феврония? Она, «взяв небольшой сосуд, зачерпнула хлебной закваски, подула на нее и сказала», как этим снадобьем вылечить князя. О.А.Ерёмина в своей статье  «Повесть о Петре и Февронии Муромских» как произведение христианской культуры» считает, что лечила Феврония божьей благодатью, которая через непорочную деву излилась на страдающего князя. «Дыхание чистой девы символизирует присутствие Святого Духа, способного исцелить князя. Баня же в этом контексте символизирует очищение от грехов».
Вторая часть жития повествует о любви. Однако необходимо уточнить, что для людей, исполненных христианского смирения, смысловое наполнение слова «любовь» гораздо сложнее. Во-первых, это любовь к Богу, выражаемая в молитвах, соблюдении обрядов и заповедей, во-вторых, это любовь к человеку как к существу, сотворённому Богом по образу и подобию своему. «Любить человека - значит, любить в человеке его божественное подобие: «ум, и слово, и дух живой».  В-третьих, это чувство индивидуальное, плотское.
Русский терем подобие гинекея Древней Греции или Византии. Знатные девицы свободно ходили на торг, в церковь, в гости. Женщины не участвовали в мужских пирах, но без них не обходились ни многочисленные свадьба, ни именины, ни праздники (святки, рождество).
В тереме воспитывалась «верная супруга и добродетельная мать». Для таких тысячелетних монархий, как Византия и Русь, крепость семьи имела огромное значение, а основывалась она, прежде всего, на нравственности женщины.  Поэтому поведение Февронии на протяжении всего княжения – образец для читателей данного жития. 
Заканчивается житие хвалой Петру и Февронии и просьбой автора к Святым помянуть его в своих молитвах к Богу: «Да помяните и меня, многогрешного, написавшего житие это. Написал о том, что слышал, - не ведая, может быть, и другие о том написали, знающие более меня. Хоть я и грешен и груб, но уповаю на божии щедроты и благодать и на ваши молитвы ко Христу надеюсь, трудился я мыслями. Хотел вас на земле хвалами почтить. Прославлены вы и венчаны на небесах истинными нетленными венцами от общего всем Владыки Христа. Ему же подобает со безначальным его отцом вместе, и с пресвятыми благими, и животворящим духом всякая слава, честь и поклонение ныне и всегда и во веки веков. Аминь».
В наше время происходит возвращение к традиционным ценностям. Важно об этом говорить молодому поколению. Не надо бояться сложности прочтения. Не надо бояться, что, мол, не поймут. Поймут, но для этого обществу нужно определить нравственные святыни. Особенно в связи с тем, что происходит в Западной Европе. Обращает на себя внимание следующий документ:
 Коммюнике о «Всероссийском дне супружеской любви и семейного счастья (в память благоверных князей Метра и Февронии Муромских)»
18 января 2008 года г. Муром
В России наступило время осознания того, что ни политика, ни боевая мощь вооруженных сил, ни финансовые и экономические возможности не смогут обеспечить, сохранить и защитить наше будущее.
Поэтому невозможно говорить о самом существовании России и ее будущем без российской семьи в ее традиционном духовном понимании.
Возрождение нравственных и духовных семейных ценностей является сегодня приоритетным направлением развития нашего общества. Не случайно нынешний год объявлен в России Годом семьи.
С древних времен образцом семейных отношений являлись князья Петр и Феврония – единственные на Руси святые, которые издавна почитаются нашим народом как покровители супружеской любви и семейного счастья.
Древний Муром – уникальный град. Именно здесь в XIII в. «жили долго и счастливо» князь Петр и Княгиня Феврония. Их любили, им подражали, их почитали как святых покровителей любви и брака все люди Древней Руси от знатных особ до простолюдинов. Они и сегодня помогают многим найти друг друга, обрести семейное благополучие, способствуют появлению на свет желанных детей.
День памяти святых благоверных Муромских князей Петра и Февронии отмечается в Муроме ежегодно 8 июля и собирает многие тысячи паломников со всех концов света.
Именно поэтому будет справедливо объявить 8 июля «Всероссийским днем супружеской любви и семейного счастья».
Коммюнике подписали С. В. Степашин, председатель Счетной палаты РФ, С. Н. Рябухин, аудитор Счетной палаты РФ, С. П. Иванов, председатель Комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палаьтой РФ, А. А. Клишин, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, Н. В. Виноградов, губернатор Владимирской области, В. А. Качеван, глава округа Муром, 23 000 жителей города. 
Есть еще одна опасность для традиционного понимания мира. Это появление католического святого Валентина. Казалось бы, в этом нет ничего страшного. Люди дарят друг другу «валентинки», признаются друг к другу в любви. Но это не супружеская любовь. Чаще всего это прикрытие супружеской неверности. Но прощать человека, даже грешного, не значит прощать сам грех.