Мой Учитель

Светлана Дарящая Свет
Мой Учитель

У него необыкновенные голубые глаза – глубокие и чистые, как небо в летний безоблачный день. Кажется, раз взглянув в них – утопаешь навсегда. Говорят, глаза – зеркало души. Наверное, так оно и есть, наверное, и душа такая же у него – чистая и светлая, как первые весенние цветы…

Он – Учитель пения, настройщик голосов. Он знает как это – петь, он знает, как сделать так, чтобы человеку вдруг запелось. И он – мой Учитель! Какое же это счастье, когда есть Учитель, здесь, на Земле, рядом с тобой, человек, который способен чему-то научить. И не просто чему-то – научить жить – научить быть собой. Ведь это же и есть основное, зачем мы приходим в этот мир – жить, и дарить радость другим.

Я познакомилась с ним случайно. Тогда я пела в хоре «Днипро» КНУ им. Тараса Шевченко. А он пришёл к нам на репетицию, чтобы рассказать о своём новаторском методе. Вернее, это совсем и не новаторский метод – это правильный естественный метод, но давно забытый и вытесненный современной системой. С первых минут он очаровал меня. Я увидела в нем себя… Он говорил моими словами, он говорил то, о чём я только думала, что может, боялась сказать вслух, в чём сомневалась. Он развеял все мои сомнения, все страхи, страхи перед самой собой.

А ведь это основное, что управляет нами – наш страх. И избавляясь от него, человек становится свободным, можно сказать неуправляемым ; Разве может что-то сковывать свободный полёт души? Что было бы с этим миром, если бы Творец вдруг начал бояться его творить? 

Имя моего Учителя – Павел Васильевич Тютюнник. Вам не знакомо это имя? Его нет в перечне ста великих людей? Он не пытается изменить весь мир, он простой человек, он просто хочет, чтобы люди вернулись к тому, первоначальному, истинному, чтобы жили по правде и по совести, не причиняли друг другу боль и страдания, обрели счастье внутри себя самого. Единожды обретя его – не захочешь уже расстаться с ним, ведь это и есть ты настоящий.

Он довольно строгий учитель. Иногда он говорит довольно резко и громко, чеканя каждое слово, и кажется, что оно как мечом рубит все цепи и оковы, достаёт до самой сути, оголяя струны души. Затем голос становится мягким, едва слышным, и кажется, что всё пространство замирает, вслушиваясь в его тихую мелодичную речь… Он умеет найти путь к любому сердцу, к любой душе, если только душа начинает стремиться к чему-то. Он способен разбудить спящую душу, если только она хоть раз захочет к нему прийти…

Он утверждает, что не существует людей без таланта, нет таких, которые не могут петь, ибо пение – есть сама жизнь, Бог творил этот мир припевая, и вселенная вторила ему, подыгрывая струнами космического ситара, скрипки, изливая дивную мелодию флейты и кларнета, превращая их в шум океана, шёпот морских волн, шелест листьев, дыхание ветра, шум дождя…

Песня – это не слова, это не мелодия, песня – это состояние души. Одну и ту же песню в разные периоды жизни человек поёт по-разному, отражая в ней себя, свои переживания, свои боли, свою радость, своё счастье… Мой учитель не учит петь, отнюдь нет, он помогает ученику достичь такого состояния, в котором душа раскрывается сама, как прекрасный цветок. И начинает сама петь, свою неповторимую мелодию. Другой такой нет ни у кого больше. Разве может быть что-то прекраснее песни души? Разве может быть там какая-то конкуренция, первые и вторые места? Разве может быть предел у души, если она на месте?

Павел Васильевич очень долго и упорно шел к этому своему методу, тщательно изучая итальянскую школу Bel Canto и пришёл к выводу, что Учитель не должен ничего навязывать, его задача просто помогать, помогать раскрыться, и всё. И там не должно быть выше и ниже, там должно быть доверие, безмерное уважение друг к другу.

Почему же так получается… почему так происходит, что у одного голос раскрыт с детства, и ему не нужно учиться – он сам поёт, сам не осознавая того как именно он это делает? А у другого закрыт, другому говорят, что он никогда не сможет петь, что нет у него данных, нет ни голоса, ни слуха… Возможно это зависит от среды, в которой человек рождается, от атмосферы в семье, может быть от чего-то ещё… так много загадок в этом мире… В одной и той же семье может и бездарь родиться, и гений рядом с ним…

Но, стоит ли задумываться над этим? Стоит ли задумываться над тем, каким родился и каким воспитали, если  есть уверенность в том, что любой человек, в любом возрасте, в любом состоянии, лишь бы жив был, может изменить себя до неузнаваемости? Это реально, нет ничего невозможного. Чудеса остаются чудесами до тех пор, пока не становятся реальностью. Может ли человек творить Чудо? Может!!! Он сам и есть Чудо! Вот только беда в том, что большинство людей об этом даже не догадываются, даже не задумываются над тем, Кто их создал, и для чего…

Самое главное, что выяснил мой Учитель на протяжении более чем тридцатилетней практики своей школы – что любой человек, независимо от способностей, когда раскрывается – обретает свой природный голос! Любой! Метод совершенно безошибочный. А что нужно изначально для этого? А просто прийти, и ничего больше, прийти и попробовать на себе. Могут быть прочитаны тысячи книг, тысячи статей, увидено тысячи примеров, но пока сам не попробуешь – не убедишься! А потом решай сам – нужно тебе это или нет. Может и не нужно, может лучше по-прежнему, в наезженной колее, в укромном местечке, работая от зари до зари за мизерную зарплату, тратя её на фальшивые удовольствия, проклиная своё жалкое существование. Можно и так, пока кто-то более сильный не вытеснит из этой колеи, и тогда придётся скорее бежать искать другую…

А ведь можно по-другому. Не надо искать своё место в наезженной колее, потому что есть свой путь у каждого, где ещё никто не проходил, где нет следов от шин грузовиков. Да, поначалу может быть страшновато, просто от растерянности перед неизвестным. Но это же твой путь, и никто кроме тебя самого пройти его не сможет! Никто! Потому что это есть путь к самому себе. У кого-то он короче, у кого длиннее, у кого устлан лепестками роз, а у кого – острыми шипами тёрна. Но, так или иначе, его нужно пройти, нужно, для того, чтобы обрести себя настоящего.

Занятия всегда проводятся в коллективе. Для чего это нужно? Все видят ошибки друг друга, все слышат рекомендации учителя, создаётся как бы такой общий настрой, общая энергия, которая помогает всем присутствующим, мы видим себя друг в друге.

Как бывает приятно смотреть старые фильмы, где просто идут по полю люди, ли едут на телеге, и поют, просто поётся им, окружение само располагает для песни. А современный город совершенно не располагает к этому, как раз наоборот, город – это гнёт. Так вот для того и существуют такие коллективные занятия, где создаётся особый микроклимат, где хочется петь, хочется быть в нём.

Занимается человек несколько занятий – и чудо с ним происходит – откуда-то появляется голос, появляется слух, чувство ритма… Откуда? Из себя же, откуда же ещё? Оно же есть в нём всё изначально, просто заперто было на ключ. Но если ключ найден, и если он подходит к любой двери… только подойди к ней – и она сама распахнётся.

В чём секрет пения великих людей? Почему они как-то по-особому поют? Секрет простой – просто поют они не голосом, они поют душой.

Российский врач, Илья Егорович Грузинов, ещё в 19-м веке сделал открытие, что источником человеческого голоса могут служить мембраны трахеи. Он проводил исследования на трупах погибших солдат, во время Бородинского сражения 1812 года.
https://ru.wikipedia.org/wiki/,_
Не вдаваясь в физиологические подробности, можно сказать, что суть опытов Грузинова состояла в том, чтобы определить, способно ли человеческое тело производить звуки при физическом отсутствии голосовых (правильное медицинское название — гортанных) связок. Понятно, что Бородинское поле после битвы могло предоставить богатейший, если можно так выразиться, экспериментальный материал для исследований такого рода, ведь после прекращения сражения там осталось огромное количество трупов, в том числе и «безголовых», то есть не имеющих не только голосовых связок, но и вообще головы. Эксперименты Грузинова наглядно показали, что при надавливании на грудь такого «образца», он издает чистый низкий звук с богатой тембровой окраской, очень похожий на человеческий стон.

Затем на основе опытов И.Е. Грузинова доктор Л.Д. Работнов ввёл в обиход термин «парадоксальное дыхание». Было замечено, что все эти великие певцы как бы не вдыхают при пении, их грудная клетка практически неподвижна, каким-то образом певец поёт, не делая вдох, как при обычном разговоре происходит.

Такое явление происходит от того, что человек, когда поёт, находится в особом состоянии, можно сказать в трансе, в состоянии глубокого внутреннего погружения, где его самого и не существует, там есть только песня души, которую он стремится донести. Это есть состояние вдохновения, та точка, где перестаёшь следить и контролировать происходящее – просто отдаёшься целиком и полностью тому, что делаешь. Совершенно не важно, что именно будет делать человек в этом состоянии: петь, рисовать, лепить из глины или делать забор – всё у него будет получаться гениально, потому что не он руководит процессом, руководит то светлое, высокое, что живёт в нём, можно сказать божественное начало.

Как же прийти к такому состоянию? Очень просто. Просто нужно… стать ребёнком! Да, да, вы не ослышались, ребёнком! Ребёнок не знает страха, ему интересно жить, он не помнит обид, он любит всех, и любит себя в этом мире со всеми вместе. И ребёнок точно знает кто он, и зачем он здесь. И он стремится всем своим видом, всеми действиями показать, что он нужен всем.

И именно с детьми быстрее всего и получается, их цветы распускаются в очень короткое время. Есть примеры, когда восьмилетний мальчик начинает петь как оперный певец, хотя голос был не раскрыт у него от природы до начала занятий. Девочки, в возрасте 11 – 13 лет свободно поют более чем четыре октавы! Прозанимавшись всего несколько лет!  Здесь на видео ученицы Павла Васильевича. Одной из них как раз 11 лет, другой 13.
https://www.youtube.com/watch?v=EupUsqlK21Y

Ещё один ученик Павла Васильевича, о котором мне хочется рассказать, его называют Донбасским Карузо. Это Леонид Сергиенко. Человек на шахте проработал всю трудовую жизнь, а потом пришёл учиться петь к Павлу Васильевичу в школу. За несколько лет – поёт три октавы! Бас, баритон, тенор! И поёт свободно, легко, красиво. Сейчас ему 63 года, и Павел Васильевич говорит, что его певческая карьера только начинается…
Мне нравится эта песня в исполнении Леонида Сергиенко. Музыку написал Павел Васильевич, на слова нашей замечательной поэтессы, Лины Костенко.
https://www.youtube.com/watch?v=DLO4nYBiW1g

Ещё хочется сказать об Алексее Кузнецове, тоже ученике Павла Васильевича Тютюнника, который в 19 лет выиграл в музыкальном конкурсе Х-Фактор в 2011 году. Адажио, на музыку Томазо Альбинони.
https://www.youtube.com/watch?v=n1S7NYKlwTM

Вы ещё сомневаетесь, что сможете так петь? Нет, вы будете петь не так, а намного лучше, потому вы – это не Кузнецов и не Сергиенко! Вы – это Вы!!! У вас у каждого своя жизнь, свой путь, свои мечты, свои надежды, своя боль и своё счастье!

Павел Васильевич не только прекрасный педагог, сам он также чудесно поёт, пишет стихи, у него более двухсот песен на слова Тараса Шевченко, Лины Костенко, Николая Гоголя… да, Гоголь писал стихи. Его жизнь – это непрерывное творчество, поиск, и, конечно же, ученики. Ученики – это самое дорогое, что у него есть, ибо он вкладывает в них себя самого. Разве может быть что-то более ценное для Учителя, более дорогое, чем ученик, который превзошёл своего Учителя?!...


4. 11.2014 г.
© Copyright: Светлана Дарящая Свет

Школа Чарівного співу Павла Тютюнника
https://www.facebook.com/groups/431058953929377/
http://ukrbelkanto.com.ua/


Наша группа «Исцеляющее пение»
https://www.facebook.com/groups/SvetlanaDarSvet/