Подвиг правителя

Юрий Чайкин
В   XIII – начале  XIV вв.  происходила борьба против шведской и немецкой экспансии, против угрозы распространения католической церкви.  Во главе русских войск становится новгородский князь Александр Ярославович(1220-1263).     За военную победу над шведами в 1240 у реки Невы его стали называть Невским. С «малой дружиной» и ополчением он разбивает войска шведского короля. После этого он освобождает захваченные немецкими рыцарями псковские и новгородские земли. 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера русские воины во главе с Александром Невским одержали победу над немецкими рыцарями. Эта битва имела огромное значение в дальнейшем объединении Руси и сохранении православия и государственности вообще. В 1246 году Александр с братом Андреем посетили Орду, а оттуда отправились к ханше Туркине в Каракорум (к югу от озера Байкал). Великое княжение даровано было князю Андрею, а Александру был отдан во владение разорённый Киев. Только в 1252 году Александр получил ярлык на великое княжение. В связи с тем что Русь ещё не оправилась от батыева погрома и не была в силах вступить в борьбу с татарами, Александру приходилось идти на компромисс с Ордой. В 1263 году Александр отправился очередной раз к хану в Орду, где ему удалось «отмолить» русских от участия в завоевательных походах монголов. Возвращаясь  во Владимир, Александр разболелся и умер в г. Городце  (на Волге). Для похорон тело князя перевезли в стольный град. Таков жизненный путь Александра Невского.
Житие  «Повесть об Александре Невском» создал неизвестный автор, предполагают, что из окружения митрополита Кирилла, переехавшему к Александру из Киева в 1251 году.    
Христианско-религиозная окраска деятельности Александра Невского  отражается в житие «Повесть об Александре Невском». Он становится образом-символом идеального защитника Родины.
Повествование об Александре Невском начиналось словами из «Слова о погибели Руссой земли»: «О светло светлая и украсно украшенная земля Русская. И многими красотами удивлена еси, реками и кладязями  местночестными (почитаемыми в определённых местностях), горами крутыми, холми высокими, дубравами чистыми, польми дивными, зверьми различными, городы великими, селы дивными, винограды обительными (монастырями), домы церковными и князьми грозными, бояры честными, вельможами многими. Всего еси исполнена земля Русская, о правоверная вера христианская!»   Главная идея этого произведения – любовь к своей родной земле и служение ей.
В жизнеописании Александра Невского сохраняются все особенности житийного жанра. Написано оно «во имя Господа нашего Иисуса Христа, сына Божия». О себе автор заявляет традиционной формулой: «Я жалкий и многогранный, недалёкий умом, осмеливаюсь  описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова».
 Родителей князя  он характеризует  как людей милосердных, человеколюбивых и кротких. Отец его – князь великий Ярослав. «И воистину – не без Божьего повеления княжение его».
Характеризуя своего героя, автор рисует не реальные человеческие черты, а даёт идеальный образ, сравнивая его с библейскими персонажами. «И красив он был, как никто другой, и голос его – как труба в народе, и лицо его – как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царём в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его – как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую».
Идеализация образа достигается выделением святого из ряда обычных людей, он символ, «словесная икона», поэтому и сравнивать его можно с героями Священного писания.
Другая составляющая идеализации образа – лишение реальных черт мира, данного в житии, разделение мира на две части: Западные страны и земля Русская.
Конфликт между царём страны Римской и Русью тоже объясняется мифологическими причинами: услышав о доблести Александра, подумал царь земли Римской: «Пойду и завоюю землю Александрову».
Отношение героя к религии – основная тема жития. Данный жанр требовал, чтобы герой был показан кротким, богобоязненным, чувствительным (часто проливал слёзы), добрым и милосердным, даже если вид деятельности требовал совсем других качеств: непреклонной воли, умения посылать людей на смерть, храбрости и отваги.
Автор подчеркивает, что Александр, человек богобоязненный. Узнав о нападении, пошёл в церковь Святой Софии и стал молиться со слезами на глазах: «Боже славный, Боже великий сильный, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ». В повествовании обосновывается права взять оружие в руки, начать войну. На то Господь и дал князю власть, чтобы тот выступил на защиту своих границ, пределов, указанных Богом. «И припомнив   слова пророка, сказал: «Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и встань на помощь мне».  Таким образом деяния Александра уже признавались правыми. Сам Господь помогал ему.  Это подчёркивается тем, что дружина Александра малая, а отец его, князь великий Ярослав, не знал о нашествии врагов и ничем не смог помочь. И даже более того,  у Александра   не было времени  послать отцу весть о нападении. «Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и стал ободрять дружину свою, говоря: «Не в силе Бог, но в правде».   
Соответственно с законами жанра именно в это время автор рассказывает, как было явлено  чудо:   «И был один муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелугий, ему поручена была ночная стража на море. Был он крещён и жил среди рода своего язычников, наречено же имя ему в святом крещении Филипп, и жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу, потому и сподобил его Бог видеть видение чудное». Пошёл он в море, чтобы рассказать Александру о «станах врагов» и увидел лодку, плывущую по морю, а в ней в красных одеждах русских святых мучеников Бориса и Глеба, держащих руки на плечах друг друга. «Произнёс Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру». 
Их явление имело для благоверного князя программное значение, приоткрывая, почему ему будет дарована победа и как сложится его судьба. Будучи гениальным полководцем, Александр, по всей видимости, испытывал желание ударить как по немцам, так и по монголо-татарам. Но он провел долгие годы в ханской ставке, выстраивая свою линию поведения так, чтобы спасти Русь от нового погрома. При этом он понимал, что в любой момент мог быть отравлен. В биографии Александра Невского много общего с судьбой братьев. «Они отказались от «цесарского триумфа» ради целостности отеческого достояния; точно так же поступил благоверный князь Александр, который променял корону, обещанную папой, на посох ходатая, убеждающего ордынских ханов отказаться от разорения Руси. И в итоге принял из их рук чашу с ядом» . 
Та часть жития, в которой повествуется о битвах, по своему стилистическому решению близка воинской повести. Именно здесь автор передает фактические сведения, описывает реальные события. Причём автор указывает, что он передал всё, что ему рассказал князь Александр и другие участники битв. «После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего».
Далее автор показывает военные деяния князя. И в данном случае его повествование не всегда соответствует житийному жанру. После битвы со шведским королём, королём  страны Римской, как сказано об этом в житии,  Александр начал войну с  рыцарями, пришедшими с Западной стороны. Он разрушил до основания построенный ими город, «а их самих – одних повесил, других с собой увёл, а иных помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив». Реальность точно и жёстко проявилась в повествовании, вступив в противоречие с авторской характеристикой.  И это противоречие усиливается в дальнейшем повествовании о войне.
После этого Александр пошёл «в землю немецкую», чтобы те не хвастались, говоря: «Покорим себя славянский народ». Освободил Александр Псков, повоевал землю немецкую, взял бесчисленное множество пленных, а других перебил. «Немцы же, дерзкие, соединились и сказали: «Пойдём, и победим Александра, и захватим его».
Особое место в «Житие…» занимает описание битвы на льду Чудского озера. Там были готовы сражаться русские воины с немецкими рыцарями. И «покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов». У Александра готово к битве объединенное русское войско.    Вся земля русская прислала ему на помощь своих воинов. Отец Александра, князь Ярослав, прислал на помощь брата Андрея с дружиною. И конечно, житийный жанр в такой жизненный момент требовал обращения к Библии, к Господу. «Так и мужи Александра исполнились духу ратного, ведь были сердца их, как сердца львов,  и воскликнули: «О княже наш славный! Ныне пришло время положить головы за тебя». Князь же Александр воздел руки к небу и сказал: «Суди меня, Боже, рассуди распрю мою с народом неправедным и помоги мне, Господи».
Стилевые особенности воинской повести находят место в житии, когда рассказывается о самом сражении. Автор использует и сравнения, и постоянные эпитеты и метафоры, чтобы ярче нарисовать ход битвы. «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий, и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью».
Автор показывает, что Бог рассудил спор Александра с «народом неправедным»,  и победа была достигнута Божьим промыслом. В житие приводятся слова очевидца, который «видел воинство Божие в воздухе», что пришло на помощь Александру.    «И так победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство, Александр же губил их, гоня, как по воздуху, и некуда им было скрыться».
Значительная часть жития посвящена прославлению деяний Александра. «И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского   и до великого Рима».
Заключительная часть жития рассказывает о последних днях великого князя Александра Ярославовича, которые он посвятил Богу. И здесь канонический житийный образ  не противоречит реальным событиям, так же как их интерпретация соответствует житийному жанру. Решил князь принять ангельский образ, стать монахом, и стал им, приняв схиму. Александр был первым русским князем, отказавшимся от мирской жизни, от власти и славы, предпочтя всему этому служение Богу. И умер князь Александр Ярославович Невский,   будучи иноком.   «И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на память апостола Филиппа».
Чудеса продолжились и после смерти Александра. Когда привезли его тело, а везли его зимой из дальних краев, то Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить в неё духовную грамоту. «Он же, будто живой, простёр руку свою и принял грамоту от рук митрополита…»   Автор считает, что так Бог прославил Александра и выделил среди других людей. 
Казалось бы, все бесспорно, все деяния князя подтверждены документально и   сомнений в правильности его поступков нет. Однако это не так. Сомнения высказывают, начиная от его прозвища и заканчивая    оценкой его поступков как государственного деятеля.
Стало традиционным связывать прозвище «Невский» с победой Александра на реке Неве. Такое же толкование содержится и в учебниках истории. Однако Андрей Синельников выдвигает альтернативную версию, в которой утверждается, что это имя он получил, потому что состоял в военно-монашеском ордене Невский. Впоследствии новгородский князь стал его возглавлять.  Андрей Синельников утверждает, что этот орден хорошо знают на Западе. По его мнению, истоки этого ордена идут еще в языческие времена, когда молодых людей объединяли в инициатические ордена. О могуществе Невского ордена говорит хотя бы то, что у него была своя крепость-столица, которая находилось в устье Невы, где сегодня стоит Санкт-Петербург. Это была не единственна крепость Невского ордена. Их было довольно много. Они тянулись от Балтийского моря до Пскова через каждые 26 верст. Это был целый укрепрайон, взять который было нереально. «Именно поэтому Александра Невского сильно не любили. Причем как варяжские налетчики, так и немецкие рыцари, которые после строительства крепостей уже не могли свободно ходить грабить по Неве, Чудскому и Псковскому озерам…» 
Подобное толкование не снижает образа русского полководца, а даже добавляет некие романтические черты, хотя и несколько смазывает целостный образ. Все-таки на Руси было принято давать подобные прозвища за военные победы. Вспомним хотя бы Дмитрия Донского. Эта традиция была продолжена и в более поздние времена. В целом понятно желание понять эпоху, народ и правителя.
Более опасно негативное толкование деяний Александра Невского, которые условно можно разделить на военные и государственные. Так Олег Горосов называют свою статью довольно одиозно: «Александр Невский: герой или предатель?» Какую же задачу он ставит перед собой? Понять суть спора или бросить тень на великого князя? «Этот князь вошел в историю как великий полководец, не проигравший ни одной битвы. Его образ стал для русского народа символом независимости и борьбы с иноземными захватчиками. И все же историки до сих пор не могут прийти к единому мнению, кем считать Александра Невского: героем, спасителем Руси, или врагом, предавшим свой народ. Давайте разберемся почему» .  Хотя тема поставлена достаточно претенциозно, Олег Горосов достаточно объективно пытается разобраться в данном вопросе.
В военных успехах Александра Невского не сомневаются ни друзья, ни враги.
Первый серьезный бой Александр Невский принял в 1240. Шведский король стремился взять под контроль входящую в состав Новгородской республики Ижорскую землю. Летом 1240 года было послано войско, предводителем которого был ярл Биргер. Александр со своей малой дружиной 15 июля 1240 атаковали вражеский лагерь. Захваченные врасплох шведы несли огромные потери, и только наступление ночи спасло их от полного разгрома. Благодаря этой победе он и получил прозвище Невский.
На следующий год русские границы перешли воины Ливонского ордена. Крестоносцы захватили Изборск, взяли Псков. Выстроили они крепость в Копорье. Князь собрал под свои знамена все ополчение, какое мог собрать, и повел его на врага. Вначале он взял штурмом крепость в Копорье, затем весной 1242 года отбил Псков. После этого он перенес боевые действия на территорию врага. Крестоносцам удалось разбить небольшой отряд, шедший впереди русской армии. Александр отступил к Чудскому озеру и выстроил войска. Началась битва. Однако рыцари и не подозревали, что часть, что часть русского войска обходит их с флангов. Когда крестоносцы поняли, что окружены, в их рядах началась паника. Семь верст преследовали русские воины поверженного врага. Часть беглецов выбежали на весенний лед, тот треснул и беглецов поглотили холодные воды Чудского озера.
В 1243 году в новгородские земли вторглось Великое  княжество Литовское. Александр Невский поочередно разгромил семь литовских армий.
Через два года спустя Литва вновь явилась на Русь, но была полностью разгромлена русскими войсками.
 Андрей Подволоцкий в статье «Битва за Прибалтику», не оспаривая победу русского оружия, делает акцент  на отношение к событиям: «общераспространенным историческим заблуждением является представление об агрессии «немцев» по отношению к русским княжествам в XIII веке. Мол на ослабевшую после монгольского погрома Русь двинулись несметные полчища крестоносцев, и лишь благодаря неимоверным усилиям угрозу удалось отвести. На самом деле все было не совсем так…».  Таким образом идет подмена итогов, когда русские княжества из защищающихся превращаются в нападающую сторону. Именно поэтому Андрей Подволоцкий рассказывает о походе 1268 года, когда русские войска выступили на Раквор (Раквере). «На этот призыв, кроме новгородцев откликнулись тверичи во главе со Святославом Ярославичем и Михаилом Ярославичем, переяславль-залесский Дмитрий Александрович (сын Александра Невского), псковский князь литовского происхождения Довмонт и некоторые другие князья» . Журналист делает основной упор на то, что русские князья напали на «немецкую» землю. Устрашенные приготовлениями «немцы» запросили мира, но русские гордо отвергли предложения!»  Поход состоялся, с обеих сторон были большие потери. В скором  времени уже братья Ливонского ордена, числом 180 рыцарей, собрав летов, чудь, ливов – всего восемнадцать тысяч « на лошадях прискакавших», а также девять тысяч «моряков», во главе с самим магистром Отто фон Лютенбергом, двинулись на Псков по суше и воде с ответным, так сказать, визитом».  По мнению Андрея Подволоцкого, этот ответный удар был легитимен. По пути они взяли и сожгли Изборск, осадили Псков. «Великий князь тоже чувствовал свою вину. Потому он сделал, что называется, ход конем. Он обратились за помощью… к татарам!»   Однако если рядом с крестоносцами сражались язычники, то почему нельзя было взять в союзники татар. И зачем представлять тайну из этого. Ведь Андрей Подволоцкий заявил об этом: «Монголы защитили русские земли от рыцарей-крестоносцев»  - как будто о союзе со степью не говорил великий русский историк Л.Н.Гумилев.
Государственные успехи Александра Невского была связана с выстраиванием отношений с монголами, с Батыем и его сыном Сартаком. Александр как великий полководец понимал, что русские войска не смогут одолеть монголо-татар, а как государственный деятель понимал, что они не несут угрозы национальной идентичности, поэтому он делал все, чтобы конфликта не случилось.
Жестоко поступил Александр с тверичами. Некоторые даже считают, что полководец Неврюй и есть Александр: так по ордынски может звучать прозвище князя – Невский, потому как на одном из монгольских диалектов Неву называли Нервой. Однако эта версия не имеет фактического подтверждения. Ни в летописях, ни в других источниках об этом нет ни слова. Действительно лишь то, что Александр в момент ссоры Андрея с Сартаком был в Орде.
Жестоко поступил Александр и с новгородцами, которые отказались подчиниться Орде, так как монголы-татары не захватили их земли. Князь Василий, сын Александра, поддержал своих подданных. Александр, когда узнал об этом, заточил сына в кандалы. Вельможи, которые отказались подчиниться ордынцам, были подвергнуты казни: кому отрезали уши и носы, кому отсекли руки, кого ослепили. Новгород стал данником монгольской империи.
История оправдала князя. Только подвигом смирения можно было спасти Русь. Иначе монголы-татары с огнем и мечом прошлась бы по всей Руси.