А. Каган. Есть идея

Алекс Послушный
Читателю представляется возможность познакомиться с автором Александром Каганом, удивительным творческим человеком, который недавно ушел из жизни. Я помогал издать книгу Александру (с правом представить ее в интернетиздании). Набравшись смелости или наглости отобрал для всеобщего обозрения несколько рассказов из книги. Публикую для удобства читателей каждый из них отдельно. Перед названием рассказа стоит фамилия Каган.

 
Александр Каган
НА РАЗНЫХ БЕРЕГУ
Рассказы.
Издательство Publishing House GelaNY,
Нью-Йорк, 364 стр., 2011 год

Copyright © Александр Каган



ЕСТЬ ИДЕЯ

Иосиф учился в школе неважно. И не потому, что не хватало способностей. Просто не хотелось учиться. Любил погонять мяч, в кино сходить или пошататься с ребятами. Был он мастак придумывать разные шалости. Родителей много раз вызывали в школу. Бабушка часто повторяла:
– Ой, Ося! Будешь плохо учиться, станешь сапожником.
И вот накаркала. После седьмого класса он ушел из школы. Поступил в техникум лёгкой промышленности. Как раз к началу перестройки имел диплом по специальности “Технология изготовления обуви”. Светила работа помощника мастера на обувной фабрике. Однако, взвесив всё за и против, Иосиф подался в сапожники. Имея определённый теоретический багаж, он быстро овладел ремеслом и скоро стал ведущим мастером в маленькой сапожной мастерской на одной из московских улиц.
Когда Союз распался, коллектив мастерскую приватизировал, и Иосифа, как самого грамотного, выбрали главным. Мастерская располагалась на не очень оживлённой улице и поэтому дела шли скорее всего так себе. На хлеб с маслом коллектив из четырёх человек всё же зарабатывал.
Однажды в сумерках в мастерскую зашли трое кавказцев и спросили старшего, затем проследовали в каморку, где, обдумывая решение, как выжить, сидел Иосиф.
– Я Арсен, – представился самый старший и мрачный из вошедших, – будешь мне каждый месяц платить!
Иосиф сразу понял, с кем имеет дело, но прикинулся непонимающим.
– Как! За что?
– Я буду твоей крышей.
– Что это, зачем она мне? – продолжал разыгрывать дурака Иосиф.
– Ты что, совсем дурной? Будем тебя защищать, если кто наедет, бандиты какие.
“Сами бандиты, а лезут в защитники. Впрочем, с ними надо дружить, возможно, пригодятся, а, может быть, когда-нибудь принесут пользу” – решил Иосиф.
– Сколько платить?
– Два куска в месяц.
Иосиф громко рассмеялся.
– Ты что смеешься? Сейчас плакать будешь! – лицо Арсена побагровело, глаза налились кровью. – Сейчас печень выну! -- И волосатая рука потянулась к горлу Иосифа.
– Не сердись. Ты не понял, почему я смеюсь. Мы не зарабатываем и половины этой суммы. Вот смотри, как мы живём, на чём я считаю.
И Иосиф указал на видавшие виды счёты с поломанными костяшками, которые держал специально. Счётную машинку он успел убрать, когда услышал грубые голоса входящих с улицы людей.
– Вот наш сегодняшний заработок. – Иосиф выдвинул ящик с помятыми рублёвыми бумажками. Более крупные купюры он всегда прятал отдельно.
– Новую рубашку никак не могу купить, – Иосиф встал, чтобы продемонстрировать всю ветхость поношенной ковбойки.
Арсен озадаченно помолчал, разглядывая ветхую обстановку каморки. 
– Ну ладно. Сколько можешь?
– Две сотни. Это предел. Иначе ребятам не хватит на хлеб. 
– Но смотри аккуратно, каждый месяц, а то я тебе точно печень выну. Буду приходить я лично или Руслан, – Арсен указал на одного из парней, – больше никому не давай. В случае чего звони, вот телефон. Мы быстро будем и с теми разберёмся. Ну, здоров будь!
Иосиф регулярно отстёгивал деньги молчаливому Руслану. Прошло несколько месяцев. В июне люди разъехались по отпускам. Город словно опустел. Клиентов стало совсем мало. Иосиф позвонил Арсену.
– Как ты знаешь, я регулярно отстёгивал тебе. Но сейчас выручки совсем нет. Прошу тебя до осени не требовать ничего. В сентябре клиент пойдёт, и я возобновлю.
– С тобой не было проблем. Ты вроде человек честный. Ладно. Я согласен. Но, если обманешь, то печень...
– Спасибо. Всё будет нормально. Уверен, моя печень не пострадает.
В сентябре Иосиф позвонил Арсену. “Важно завоевать его полное доверие,” – решил он.
– Здравствуй, дорогой! Возобновляю свои выплаты.
– Ва! Ты хороший человек, честный, без напоминания работаешь. Молодец! Здоров будь! В случае чего звони.
Иосиф решил действовать по плану. Через несколько месяцев он вновь позвонил Арсену.
— У меня дела пошли немного лучше. Готов теперь платить тебе три сотни вместо двух.
Арсен, казалось, оторопел и потому ответил не сразу.
— Ва! Я тебя начинаю любить. Таких людей мало. А чтобы кто сам увеличил взнос — так таких я не видал. Ты меня приятно удивил. Спасибо и здоров будь!
Совсем скоро Иосифу представился случай использовать Арсена по назначению. В одну из пятниц к концу рабочего дня, когда мастера начали собираться домой, в мастерскую с криком и матом ворвались двое парней.
– Будете мне платить, мастеровые, каждые две недели, а сейчас гоните дневную выручку, иначе замочу, –  нервно дёргаясь, заявил бритоголовый парень с золотой цепью на шее.
– Успокойтесь, ребята, сейчас всё сделаем. Предложите гостям пива. Сейчас принесу монету.
Иосиф удалился в коморку и, затянув телефон в туалет, под звук спускаемой воды соединился с Арсеном. Затем он вернулся в мастерскую, держа несколько купюр в кулаке.
– Здесь что-то маловато. Вы смотрите, мастеровые, без дураков! Мне замочить вас, как муху убить, -- и он сделал движение рукой к карману где, как можно было полагать, был или нож или пистолет.
– Спокойнее, ребята. Ещё пивка? Пойду, пошарю, может быть, что-то нарою.
И Иосиф вновь пошел в каморку, надеясь потянуть время. Но не успел он открыть туда дверь, как в мастерскую ввалился Арсен и с ним ещё пятеро парней в чёрном. Не говоря ни слова, он схватил бритоголового за горло и начал душить. Когда тот стал хрипеть, Арсен ослабил руки и в ярости заговорил:
— Ты, что, гадёныш, в чужой огород рыло решил засунуть? Я, Арсен, и это мои люди. Мои, понял, козёл?
— Ладно, браток, прости. Об этом не было базара.
— Прежде, чем лезть куда-нибудь, узнай, где чей огород, огрызок! А если надумаешь опять сюда, я тебя везде найду, из-под земли достану, печень выну. Не будешь рад, что мать родила. Ну, ладно, пока живи.
Двоих, как ветром сдуло.
– Спасибо, Арсен!
– За что спасибо? Это моя работа. Ты мне за неё платишь. А вообще я тебя уважаю. Пошли, ребята. А ты здоров будь!
– Ну, что же, –  решил Иосиф. – Крыша у меня хорошая, надёжная. Но попробуем её использовать ещё и по-другому. Вскоре он позвонил Арсену.
– Здравствуй, дорогой, нужно поговорить. Есть идея.
–  Сегодня не могу, завтра зайду. Жди.
Назавтра Арсен просто опешил от того, что сказал ему Иосиф.
– Арсен, я хочу заменить один старый станок, купить два новых, расширить мастерскую, сломав чулан, и для этого хотел бы попросить у тебя денег.
– Ты что, сумасшедший? Все мне платят деньги, а ты хочешь, чтобы я тебе их дал? Да я тебе...
Глаза его налились кровью.
– Не нервничай и выслушай спокойно. Ты умный человек и всё поймешь. Расширив и обновив мастерскую, я смогу взять ещё трёх мастеров. Тут недавно закрылась одна из мастерских. Клиент повалит к нам. Мы увеличим выручку. Тебе же я делаю деловое предложение. Через пять месяцев твои затраты полностью окупятся, и я смогу удвоить мои выплаты тебе.
Иосиф протянул Арсену листок с расчётами. Арсен успокоился и примирительно засопел. Аккуратно сложил бумажку и спрятал в карман.
– Ладно. Я подумаю. Здоров будь!
Прошел год. Всё сложилось, как рассчитал Иосиф. Мастерская расширилась. Вырос доход. Арсен получал значительно возросшую сумму. Как -то он сам позвонил Иосифу.
– Слыхал у тебя скоро день рождения. Я тобой доволен и полюбил тебя ещё больше. Хочу сделать тебе подарок. Руслан занесёт. Это мобильник последней конструкции. Носи всюду с собой и звони, если где, что с тобой случиться. Выручу везде. Ну, здоров будь!
“Прекрасно, –  решил Иосиф, – будем продолжать действовать по плану”. Через несколько месяцев он позвонил Арсену.
– Здравствуй, дорогой, нужно поговорить. Есть идея.
– Буду, обязательно буду. Жди.
– Арсен, ты знаешь, в нашем доме соседняя дверь — дамское ателье. Большое помещение. Хозяин стар и болеет. Дела у них совсем плохи. Я говорил с ним, он готов продать помещение. Есть идея после хорошего ремонта сделать там обувной магазин. Такой бутик по продаже импортной обуви. Я уже познакомился с возможными поставщиками. Магазин может давать хорошую прибыль. Однако мои финансовые возможности ограничены. Хочу попросить у тебя денег. Вложения окупятся через год, а далее выплаты тебе вырастут раза в три, а, может быть, четыре. Вот мои расчёты. Я сейчас не могу предложить тебе стать совладельцем магазина. Думаю, ты понимаешь, почему. Однако в будущем всё может измениться.
Арсен в первый момент поёжился, услыхав, что нужно ассигновать на магазин приличную сумму, но быстро взял себя в руки.
– Ладно, я подумаю, –  привычно произнёс он, –  здоров будь!
Расчёты Иосифа оправдались. Со вкусом отделанное помещение магазина, хороший ассортимент товаров, вежливые продавцы привлекли покупателей. Расходы Арсена окупились даже раньше обещанного срока. Отчисления ему выросли. Когда состоялся очередной телефонный разговор, Арсен сказал:
– Я тебя очень полюбил. Ты джигит и умный человек. Но каждый раз, когда ты приходишь с новой идеей, у меня начинает болеть сердце — ведь нужно давать деньги, так ты уж, пожалуйста, поаккуратней, с подходом. Ну, здоров будь!
Прошло два года и полный новых грандиозных планов Иосиф позвонил Арсену.
– Здравствуй, дорогой! Я с подходом, прими валидол. Есть идея. Жду тебя.
Прошло ещё несколько лет и на только что отремонтированном красивом трёхэтажном здании в одном из Арбатских переулков появилась вывеска: Правление холдинга “Народная обувь”.
Холдинг включал в себя: банк, несколько фабрик и домов обуви.
Народ валом повалил в просторные залы, где их встречал яркий свет и музыка, создавая праздничное настроение. Люди богатые, не очень богатые и совсем не богатые находили здесь всё, что им было по душе и по карману.
Успешную работу холдинга надёжно защищала служба безопасности, которую возглавлял один из его основных акционеров – Арсен.
Каждое утро из своего шикарного особняка, обнесённого высоким кирпичным забором, выезжает на работу главный акционер, генеральный директор холдинга. Ровно в 10.00 его серебристый шестисотый “Мерседес” останавливается у подъезда правления холдинга. Одновременно тормозит следующий за ним джип. Из него быстро выскакивают высокие широкоплечие молодые люди, которые на минуту перекрывают движение пешеходов. Телохранитель услужливо открывает дверцу автомобиля.
Выходя из него, Иосиф каждый раз почему-то вспоминает бабушку: “Вот сейчас поглядела бы она на меня! Жаль, не дожила старушка”.

2004 г.