Природа конфликта в свете исторического опыта этно

Алексей Панищев
© Панищев Алексей Леонидович, кандидат философских наук, доцент, профессор РАН, докторант СПбГУ, доцент КИСО (филиал) РГСУ.

Природа конфликта в свете
исторического опыта этноса

Среди различных видов межэтнических конфликтов можно выделить конфликт стереотипов. Этот конфликт находит своё проявление в ходе столкновения наций, что обусловлено исторически сложившимся восприятием их друг другом как противников. Разрешение подобных конфликтов требует от этноса больших волевых усилий и отказа от стереотипов, установок, обуславливающих столкновение. Для наиболее успешного избавления от устаревших стереотипов, в ряде случаев трансформирующихся в традицию и мешающих культурному диалогу, следует выявить природу этих стереотипов.
Ряд этносов в ходе становления социальной структуры, общественных институтов, интеграции с соседними общностями обращался к конфликту с соседними народами как к средству сохранения своей национальной идентичности. Согласно Л. Козеру, такой конфликт был зачастую необходим для достижения более прочных связей внутри системы, а также для определения границ этноса. Тем самым столкновение народов, будучи востребованным элементом в течение длительного времени становления и утверждения национального самосознания, стало неосознанно восприниматься в обществе как органичная часть межэтнических отношений. При этом механизмы личностной идентификации, утверждения в социуме, повышения самооценки представителей этих общностей  зачастую концентрировались в военной сфере.   
В современном мире большинство этносов оказались в сфере "осевого времени" (К. Ясперс). Этот термин коррелирует с понятием "осевые народы", к которым относятся этносы, последовательно продолжающие свою историю. Такое развитие предполагает востребованность общностью предшествующего культурно-исторического опыта, особенно при переходах на следующую ступень развития. Таким образом, опыт духовной жизни нации осознаётся ее представителями, воздействует на эволюцию самосознания этноса и позволяет перейти на качественно новый уровень самоидентификации в социо-культурном пространстве, на котором конфликт потеряет свою значимость в качестве способа сохранения культурной идентичности этноса.               

Панищев А. Л. Природа конфликта в свете исторического опыта этноса // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия. Ростов-на-Дону, 2002,  Т. 3. с. 18-19.


В период написания работы Панищев А. Л.
студент 5-го курса исторического факультета КГПУ,                член Российского философского общества.