Роль журналиста в современном мире

Евгения Ени
Что день грядущий мне готовит?
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

ИНДИЯ
Мы писали, вы читали. Все это было вчера. А сегодня кто пишет, кто  читает - все смешалось в доме нашем. Вчера, чтобы быть журналистом, надо было где-то печататься (школьные стенгазеты не в счет). С появлением интернет-пространства виртуальные  носители слова стали серьезно конкурировать с реальными. Электронные книги вместо томиков Пушкина, электронная почта вместо почтальона Печкина, блоги вместо семечек на скамейках. Каждый третий житель Земли (а нас сегодня ни много, ни мало 6.6 миллиардов) является пользователем интернета, и думаю, справедливо будет предположить,  что даже если пишет каждый десятый, то 200 миллионов пишущих это…. население второго по величине государства Индии.

200 миллионов пишущих – такая  конкуренция и в кошмарном сне не приснится! Что же это-предвестник гибели журналисткой профессии? За прошедшие 20 лет активного роста числа пишущих интерес к профессии журналиста не только ни упал, но скорее, наоборот. Значит, число пишущих здесь не при чем. В чем же тогда дело?

ИВАН СУСАНИН
Человеку, чтобы жить, необходимо ориентироваться в окружающем его пространстве. Для этого он получает информацию об окружающем мире с помощью своих органов чувств. За последние 10 лет количество получаемой человечеством информации резко возросло. По оценке организации IDC (International Data Corporation) в 2009 году человечество за один год создало больше информации, чем за последние пять тысяч лет!

В мире растущей информации и фактов человеку, как никогда ранее, нужен ПРОВОДНИК.  Причем, лучше, чтобы он не был Иваном Сусаниным, поскольку,
- во-первых, мы не поляки, а,
- во-вторых, вылезать из болота, в которое тебя завели, придется самостоятельно.

Журналист в силу своей профессии и есть тот проводник, который ведет людей через многообразие информации, помогая собрать в единую картину то, что на первый взгляд не всегда связано. При этом, в зависимости от ситуации, журналист может:
• Проводить читателей к  информации быстрее других (репортажи из горячих точек, экстренные происшествия и т.д.);
• Проводить читателей к уникальной информации, доступ к которой обычному человеку (Homo normalis)  в отличие от человека-журналиста (Homo diurnarius) закрыт;
• Проводить читателей к  информации интереснее других, за счет присущего ему стиля мысли и изложения («глаголом жечь…»).

ЧЕТВЕРТАЯ ВЛАСТЬ
Проводник, в руках которого нет никакой иной силы, кроме слова, должен уметь владеть силой слова….Владеющий силой слова, имеет власть над умами людей. Имеющий власть над умами людей, имеет ВЛАСТЬ. Может быть, не случайно поэтому журналистику часто называют «четвертой властью». И как всякая власть, она обладает способностью формировать мнение общественных масс. И раз роль журналиста в современном мире - это быть властью, проводящей людей, остается надеяться, что власть эта будет употреблена во благо, и, как и положено власти номер четыре (цифра 4 на языке чисел означает «равновесие), будет направлена на достижение равновесия, а не на его потерю.