Улица Эсперанто, 1

Яольга
Соблазнилась дешевизной отдыха на море. Решилась поехать, кажется добровольно. Все было хорошо, и мне никто не мешал, но почему – то волновалась ужасно. Уже были куплены билеты, и предварительные письма давно написаны. Но беспокойство не проходило. С этим чувством я и двинулась в путь. Итак, в Крым!
Война на Украине уже идет полным ходом. Людей, переведенных из войны в мир полно. Они улыбаются, смеются, купаются, загорают, обедают, курят, болтают о пустяках. И в то же время постоянно думают о доме и звонят туда часто. Война достает отдыхающих через обрывки разговоров, невольно подслушанных по мобильнику.
Вот кафе при автовокзале. За соседним столиком молодой красивый мужчина, на нем буквально лица нет: «Только во двор вышли, а тут бомба ахнула, и нет ни отца, ни матери! В один раз!»- громко рассказывает он своему соседу. Все притихли. Я опускаю голову, и молча жую свою сосиску. А я-то что нервничаю? Автобус долго ждать? И все?! А ведь выражение лица у меня не лучше, чем у парня.
Автобус мне не понравился. Тесно, жестко, затекли ноги, и ноет поясница. Я без конца ворочаюсь, что-то мне не спится. Попудрить носик, что ли? В зеркальце моя недовольная физиономия. Буквально, страдалица! За спиной слышу женский голос: «Без меня не хороните. Я уже завтра должна подъехать. Через Луганск не пускают, там обстрел… попробую в объезд…» Я на женщину даже не взглянула и выражение наших лиц не сравнила. И так знаю, что похожи.   
Вот набережная крупного курортного города. Гремит музыка, со всех сторон  зазывают на экскурсии и прогулки на катере. Киоски, кафе, закусочные. Много детей, пестрых игрушек и разноцветных шариков. Чуть впереди полоски пляжа. Накатившая волна вызывает женский смех и детский визг. Я подсаживаюсь на скамейку к пожилым людям. Они веселы, радостны, разговаривают о войне, а лица выражают покой и удовлетворение. Похожее состояние у всех отдыхающих, включая меня. На губах легкая улыбка, а в глазах вечность. Именно так выглядит «человек-наслаждающийся-праздностью». Старики уходят. Вижу красивую молодую девушку, лет 20 с мобильником у уха: « Я здесь выросла, а теперь должна статус беженца получить у себя же дома?! Чушь какая!» – девушка присела на другой конец скамейки.
«Мы уехали недавно. Буквально в одних шлепанцах. Рядом с автобусом снаряд разорвался, чудом уцелели»,- как то весело и задорно кричит в телефон высокий парень в шортах, который идет со стороны пляжа. Он садится на свободное место. «Я приеду, мам, обязательно приеду!»
Ко мне подсаживается немолодой и очень нетрезвый мужчина. Он татарин и по-русски говорит плохо. Он долго хвастает, рассказывая мне, какой он был бравый адмирал. Его послушать, так ни дать, ни взять командующий Флотом. Наконец, я не выдерживаю: «Так вы что же не рады, что Севастополь к России отошел?» «Я рад, потому что защитить город и порт может только Россия, Украина не может». Правда, от кого нужно обороняться он мне так и не сказал.
Мое путешествие по Крыму подходит к концу. Еду в небольшой городок Черноморск. В местном музее рассказывают, как греки облюбовали этот берег, как строили здесь свои поселения, и показывают большие амфоры, где хранилось вино. Говорят, в то время, вино пили вместо воды все, и даже дети. Сейчас это трудно представить.
Держу путь до турбазы Эсперо на улице Эсперанто, дом 1. Интересно, что в этом городе вообще есть улица с таким названием, и еще более удивительно, что ее знают не только таксисты, но и жители. Мы едем до самого конца дороги. Дальше обрыв, скалы и море. Все, приехали. Вот он «Край Земли»! Кто бы мог подумать, что здесь так красиво.
Турбаза просторная, и слет эсперантистов идет полным ходом. Организаторы встречи расстроились, что нет делегатов из России. Может из-за войны, или на украинцев «зуб имеют»? Как это нет?! А я! Я и буду представителем из далекой Сибири, куда украинцев ссылали. Знаю-знаю, у меня дед хохол.
Владелец турбазы Женя из самого сердца Киева: «Устали от беспредела. Соседский юнец замотает лицо шарфом и на Майдан. А сам-то недоучка, еле школу закончил». У Жени молодая и очень красивая жена с редким именем Иванна: «Когда-нибудь это безумие закончится, и люди снова будут интересоваться учебой, работой, здоровьем»,- хозяйка Иванна беременна на последнем месяце, и даже слегка перехаживает.
В соседнем номере Галина с детьми-подростками, они из Луганска: «Если бы вы, русские, не вмешивались, ничего бы не было, никакой войны. Нас бы приняли в Европу и все! Вы во всем виноваты!»- слезы текут сами по себе.
Но такие выпады редки. Если быть точной, то я этого не видела. Мне рассказали, что беженцы имели такую точку зрения сразу, как только приехали. Тогда я подумала: «Странно, киевляне «против» Майдана, а луганцы «за»? О, времена о, нравы. Но здесь все – равно живем одной семьей. Впрочем, как всегда. Эсперантисты – люди мира. Ни разу не наблюдала среди нас серьезных ссор, а из-за национальности вообще никогда. Это противоречит самой идее международного языка». На турбазе принято перемирие, Галкины истерики больше не повторялись.
Мы собрались все на открытой веранде, и он начал говорить. Он – инициатор встречи, преподаватель языка, историк и просто «старый еврей», как его иногда называет жена.
«Людвиг Заменгоф наивно полагал, что если будет единый язык, исчезнут войны и конфликты, люди лучше поймут друг друга. Если бы все было так просто. Гнев, страх, ложь и ненависть ослепляют и оглушают человека, отнимая возможность думать и анализировать. Таким зависимым легко управлять. Подумайте, молодежь, подобное притягивает подобное. Я помню войну. Украинцы и белорусы однажды уже притянули фашизм к себе. Нигде в мире немцы так не зверствовали, как здесь, на их земле. И вот опять! Это не прекратится до тех пор, пока каждый в отдельности и вся нация в целом не изживет фашизм у себя в душе. Пока не выдавит, не вытравит эту гадину, именуемую гордыней. И еще запомните, что наказания без вины не бывает».
Лица слушателей приобретают схожее выражение. Созерцания и размышления.
С моря дует крепкий свежий ветер. Это бриз. Так приятно очищает мои загруженные легкие. На небе ни облачка, и солнце жарит во всю. Я в Крыму.