Дебют

Гордей Майский
                Увесистое яблоко смачно тюкнуло меня по затылку в тот момент, когда я подбирал
              его упавших сородичей. Урожай был отменный. Казалось, что плодов на деревьях
              больше, чем листьев. Яблони, уставшие от многотонного бремени, сбрасывали уродливые,
              недоразвитые и оккупированные червями яблочки.
             
               Если бы Исаак Ньютон не открыл в своё время закон всемирного тяготения, то отцом
              этого открытия стал бы я, причём, неоднократно. Встреча яблока с моей головой не
              привела к великим открытиям, но мысли в оной посвежели настолько, что при других
              обстоятельствах идея приготовить яблочную пастилу никогда бы меня не посетила.

               И я в поисках информации пошёл в Интернет. На разных кулинарных форумах множество
              рецептов приготовления яблочной пастилы, вернее, рецепт один, но с таким существенным
              довеском, как человеческий фактор.

               К началу сбора урожая мной через сито жизненного опыта было просеяно огромное
              количество информации, а желание покулинарить пастилу, причём Белёвскую*, достигло
              критической черты.
               Здесь надо отметить, что отличие Белёвской пастилы от обычной яблочной довольно
              существенное: добавляется ещё одна составляющая - яичные белки и, кроме того,
              Белёвская делается слоёной.

               Для приготовления настоящей пастилы идеально подходят яблоки сорта антоновка -
              впервые был описан Н. И. Красноглазовым в 1848 году в "Правилах плодоводства
              в открытом грунте, оранжереях, теплицах и т. д." ( ну, это я в Википедии подсмотрел).
              Дерево такого сорта в моём саду имеется, конечно, не то самое, которое уважаемый
              Н. И. Красноглазов описывал в тот далёкий год, но деревце постарше меня будет,
              а я уже несколько лет и зим пребываю в возрасте Карлсона.
               Почему именно антоновка? Да потому, что из печёных яблок этого сорта получается
              очень густое пюре из-за высокого содержания пектина.

               Итак. Взял я два десятка яблок, для чистоты эксперимента, одинаковых по весу.
              Так как под руками механических или электронных приборов определения веса не
              оказалось, я воспользовался весами милостиво данными нам самой природой.
              Всё очень просто: в левую руку взял приглянувшийся плод - это эталон, взявши
              правой рукой яблоко, пытался уравновесить его с эталоном, используя руки как чашки
              весов; если удалось достичь равновесия - в правой то, что нужно. И так далее.

               Отобранные яблоки помыл, разложил на противне (хм, так он называется) и отправил
              в духовку. Пеклись яблочки при температуре около двухсот градусов до тех пор,
              пока не начали разваливаться. Протёр я их через сито и полученное пюре выложил в
              кастрюльку с толстым дном.

               А вот здесь проявился мой человеческий фактор - довольно густое пюре я решил
              сделать ещё гуще; кастрюлю определил на плиту и на самом "медленном" огне,
              непрерывно помешивая содержимое деревянной ложкой, чтобы не подгорело, занялся
              выпариванием из пюре лишней (по фактору) влаги.
              Этот процесс на полчаса приблизил день моего выхода на пенсию, но время не прошло
              даром - я придумывал название для нового сорта картофеля, который выведу, если
              когда-нибудь этим займусь.

               Весьма довольный густотой пюре (не зря же выпаривал!) отставил его остывать,
              а сам занялся другими операциями: достал блендер, подцепил к нему венчик, из
              закромов добыл сахар, в холодильнике нашёл несколько яиц, выбрал среди них три
              понравившихся, собственно, их и было всего три; в стакан от блендерного комплекта
              отделил яичные белки и засунул сей сосуд в холодильник же.

               Вернулся к пюре. Сыпанул в него сахара граммов пятьсот-шестьсот и давай работать
              блендером. Под натиском чудо-прибора яблочная масса начала светлеть и увеличиваться
              в объёме. Я был готов к таким метаморфозам и довёл экзекуцию до победного конца,
              а он наступил, когда сахар полностью растворился и пюре увеличилось в объёме раза
              в полтора. Отложив двести граммов содержимого кастрюльки в баночку - потом
              пригодится, я достал из холодильника стакан с белками, всыпал туда около двухсот
              граммов сахара и опять блендером до полного растворения сладкого ингредиента.

               Потом взбитые белки выложил во взбитое пюре и... опять тяжёлый блендерный труд.

               И наконец, на противень (ну и словцо!), предварительно застелив его пергаментом,
              вылил приготовленную болтушку и разровнял её ложкой. Получилась белая лужа
              сорок на сорок пять и глубиной около полутора сантиметров. Далее - сушка в
              духовке при температуре семьдесят-сто градусов, одним словом, на глазок, но
              в указанных пределах. Процесс продолжался шесть часов, а потом ещё два часа.

               После сушки лужа превратилась в толстый блин нетрадиционной формы; я его
              вывалил на стол пергаментом вверх, накрыл влажненьким полотенцем и через пару
              минут - бумагу долой.

               Предварительно разметив при помощи рулетки, разрезал блин на одинаковые куски;
              куски - друг на друга, обильно промазав каждый слой тем, отложенным, пюре из
              баночки, и получившуюся буханочку - в духовку, на часок, при той же (на глазок,
              но в пределах) температуре.

               После подсушивания пастилу (уже пастилу!) отправил в отстой часов на десять
              при комнатной температуре. Остывшую буханочку натёр без жалости сахарной пудрой
              и отдал семье на растерзание.

               Вечером следующего дня, покусывая под чаёк последний кусочек кисло-сладкой,
              тающей во рту, пастилы, я думал о чурчхеле.
               Не о той, что из виноградного сока.
               Год-то урожайный на яблоки.
             

               *Белёв - городок в Тульской области.
             
               
               октябрь 2014 г.