Дневник с войны 2

Андрей Ларион
(продолжение, фрагменты)

1 мая (воскресенье)

     Праздник. Даже здесь видно, что праздник.
За день сделали 7 вылетов. Но и погоды нет. Температура +11;С, гроза, местами осадки в виде дождя. Пару дней до этого были сплошные тучи, сейчас снова начинает слепить солнце. Приходится надевать солнцезащитные очки.
Почты пока нет.
Гаубицы лупили 2 раза.
Все праздновали 1 Мая, но каждый по-своему.
У меня вновь стажировка. Делать почти нечего. Заполнил журнал, оформил итоговое боевое донесение и боевые распоряжения в части Баграма, туда где служат однокашники.
Ходил знакомился с Дворцом. Уже расцвели розы, отцвела сирень и персики, цветёт акация и ещё какие-то растения. Эти цветочки я сорвал и пошлю Тане.
Познакомился с солдатом, который охраняет сад и бассейны. Договорился о том, что можно купаться с 19.00 до 21.00, когда уже стемнеет. А вода за день будет нагреваться.
Обед был праздничным: огурцы, рыба, шпроты, сало, колбаса, ветчина, окрошка и шикарное второе, компот и квас.
После обеда гуляли по городку, писал письма. На ужин опоздал, так как он начался раньше, с 18.00. На фильм не пошёл. А как же противно сидеть за забором и охраной и никуда не выйти. И постоянное ожидание неприятностей.
Уже соскучился по берёзе. Целую зиму не видел её, а теперь ещё год. А мои две берёзки, около дома, растут.
Танечка сегодня во Власихе, дома у мамы. У них уже полседьмого утра. Скоро встанут. А Танечка, наверное, ни одного письма от меня не получила.
Завтра нужно пофотографироваться.
Увидеть бы Алексея.

2 мая (понедельник)

     Сегодня заступил дежурным офицером-оператором Фонов Юра. Я собрал данные, писал итоговое, боевые распоряжения в части. Остался дежурить ночью. Всё нормально.
Артиллерия гвоздила по караванным тропам 10 раз по 10-15 минут. За день уши заложило.
Всё спокойно, если не считать, что обстреляны наши заставы в Газни.
А наверху, во дворце, кормят значительно лучше, чем в нижней столовой.
Надо взяться отснять весь наш городок и окрестности вкруг, ну и что, что проза жизни. Потом этого уже никто и никогда не увидит. Так как нашего гарнизона здесь уже не будет. Шикарно цветет акация – залюбуешься, цветы пышные, крупные. А издали похоже на черёмуху, если учесть, что и кусты больше наших сибирских раза в 2-3. Уже зацвели розы.
Да, действительно, что Фонов служил с Загитовым в Венгрии и даже знает Чикишева Володю, правда не особенно хорошо.

3 мая (вторник)

     Нас сменил подполковник Корниенко, и начал бурчать по-поводу махинаций.
Ещё до праздников шеф (Еремеев) улетел в Джелалабад, и его оставили там ответственным.
Скоро, числа 10 мая – наши войска уйдут оттуда.
За начальника остался Ларичев. Ну и что, что капитан. Соображает здорово. Я его зову Лёхой, и даже на службе – он не обижается. Но мне надо обращаться к нему как положено. Этим поднимается его авторитет. Служба есть служба.
С утра нашёл капитана Нижника – начальника ГБУ Лашкаргаха, или по нашему Лошкарёвки. Он со спецназом ходил на досмотры караванов. Живёт в 22 комнате 7 модуля и ждёт заменщика. Пошли: ему сдавать, а мне получать оружие. Кое как выловили начальника склада артвооружения, лейтенанта.
Ходили на КПП № 3 (выход в Кабул), на склад вооружения, встретили спецназ, возвращающийся с задания.
Группа человек двадцать, кто в чём, почти все в кроссовках, обтрёпанные, заросшие. У каждого - огромнейший рюкзачище и по спальнику. Все с АКС или АКМС, кроме того почти все с РПК или РПГ. Вооружены до зубов. Первый раз увидел спецназовский лифчик.
После этого – в батальон, мне АКС не положен. Взяли лейтенанта в «тиски», и он переписал АКС с Нижника, на меня. Автомат у него, надо сказать, ухоженный, любит своё оружие. Будешь любить, когда может пригодиться в любую минуту.
Нижник дал мне несколько дельных советов.
Всегда держать оружие чистым, особенно затвор и ствольную коробку, немного – слегка смазанным, но почти сухим. Меньше будет гореть масло, а значит и нагара будет меньше.
Перебирать почаще патроны в магазине. Если не пользоваться, то хотя бы раз в неделю.
Ни в коем случае не сматывать по два магазина вместе изолентой.
Если пользоваться магазином на 45 патронов, заряжать стоит по 43, так как иначе затвор не может выхватить из магазина первые патроны.
Если ехать на боевые или с колонной – приклад должен быть в откинутом положении, так как только в ковбойских фильмах есть способные стрелять навскидку. Надо целиться и бить короткими очередями до двух – трёх выстрелов.
Рассказал кое-что из жизни спецназа.
Я сдал оружие дежурному по управлению, зашёл в строевую часть и увидел Фёдора. Вот мы и встретились. Всё получилось не так, как я ожидал. Фёдор стал здесь ещё более сдержанным во всём, чем в училище, и даже замкнулся.
Спросил, почему я на месяц задержался. Вёл себя ровно, корректно.
Уже позже рассказывал, что приготовил мне американский спальный мешок (пуховик), заготовил «лифчик», бронежилет, 7 личных магазинов с патронами, и ещё много всякой бяки. Но узнав, что я остаюсь здесь, всё раздал ребятам.
Мы ходили с ним, с обходным, и разговаривали. После обеда он уехал в «полтинник» за медицинской книжкой и магазинами от автомата. А автомат и пистолет с магазинами бросил у меня под кроватью.
Вообще здесь всё проще. Патроны здесь вообще никто не считает, валяются в насып в каждой комнате.
Ходил на ТЗБ в магазин № 64, искал Степанову Татьяну Анатольевну – нужно выполнить поручение. А это так далеко, да ещё в гору, пока дойдёшь, семь потов сойдёт.
Нашёл. Во всяком случае она мне пообещала помочь купить импортный магнитофон, а это в Союзе такая редкость. Ещё время есть.
Вернулся к шести вечера. Уборку комнаты производим ежедневно, иногда по два раза. Пыли здесь – жуть, да мелкая и въедливая. А потом, - говорят – будет ещё больше пыли. А если начнётся «афганец», то в пыли всё.

4 мая (среда)

     Сегодня я в первый раз заступил на самостоятельное дежурство. Получилось. Особых замечаний не было. Устал, как собака, это факт. Ночью, по неопытности, не спал, а мог бы. Ничего, в другой раз.
Где-то в обед приехал шеф. Говорит, что попал под обстрел из автоматического оружия.
Я сам писал итоговое боевое донесение и боевые распоряжения в части. Пришлось подписываться за начальника штаба.
Прибыл полковник Руцкой (выпускник первого выпуска нашего Барнаульского лётного училища) на должность первого заместителя командующего ВВС Армии. Года полтора назад был здесь командиром полка штурмовиков. Ещё все говорили, что он был командиром полка у Павлюкова. Оказывается это было не так, он о Косте только слышал. А сбили его чуть раньше Кости.
За сутки:
сбили афганскую спарку МиГ-21 – лётчиков пока не нашли;
обстреляли самолёты при посадке на аэродром Баграм, повреждён самолёт;
в Баграме подорвался БТР с журналистами газеты «Известия» - один убит, другой ранен;
снова обстреляли заставу Газни (одну из) несколькими РС – один человек ранен;
под Алихейлем афганцев не пускают «духи», и наша опергруппа до сих пор там. А сейчас будет вывод наших войск из Джелалабада, Газни и Гардеза. Значит, и опергруппе пора уходить. Пусть народ Афганистана разбирается у себя сам.
Федя, во время моего дежурства, спал на моей кровати.
Ночью в Кабуле стреляли, пускали ракеты. Луна, да ещё обстрел. Светло, почти как у нас днём.
Писем пока нет, мои письма только-только дошли адресатам.
В бане помыться, из-за дежурства, не удалось.

5 мая (четверг)

     Десятый день пребывания здесь. Иначе говоря, уже месяц льготного стажа. Но для этого надо находиться здесь, минимум 27 дней.
Будем считать, что в строй ввёлся. Нет, конечно, многого ещё не знаю, куча особенностей. Но сама оперативная работа освоена, надо совершенствоваться, учиться, всё делать быстрее и качественнее, стараться везде успевать. Всё приходит с опытом.
Дежурство сдал Алексею, он пришёл тютелька в тютельку.
Здесь светает рано, часов в пять утра или около того. В девять – уже жарко. Представляю, а что здесь творится летом. Фонов и Ларичев собираются уезжать в академию. Это к концу месяца – в отпуск, с полным расчётом.
Купил книгу «Тысяча и одна ночь», часть третья. Две первые продавали месяц назад. Ну раз так, значит так. Думаю купить «Войну и мир», пока есть 1-3 т.т., потом будет и т.4. Будет и «Планета людей» Антуана Сент-Экзюпери.
После обеда немного загорал, затем уснул.
Фонов разбудил в 20.00. Он заступал дежурным по управлению. В 21.00 из дворца приходил Алексей Ларичев. Так что ночью я сегодня один.
Чем занимается дома моя Танечка.
Да, готовится парад для прохождения.

6 мая (пятница)

     Ночью не спал совсем, писал письма. Утром встречал рассвет, занимался зарядкой. Навёл в комнате порядок, и на построение. Фонов, как дежурный, нас построил.
Вроде в магазин привозят тельняшки, удастся ли купить?
Нужно было наносить кодировку на карту по выводу. Занимался целый день. Нашёл в штабе Армии майора Навальнева, взял кодировку. До 21.00 сделал 4 карты. Вечером все ребята отдыхали.

7 мая (суббота)

     Продолжил работу с картой, закончил вечером в 17.00. Правильность проверили с Навальневым.
Пошли с Вячеславом Викторовичем в баню, но в это время командующий приехал туда со свитой и попросил всех не приходить в баню до 19.00.
В итоге, чуть позже, помылись, попарились. Я выстирал тельняшку.
После бани нарвал акации и ходил поздравить Марию Степановну, телефонистку с «Оперы». Она пообещала соединять меня с Союзом. Посмотрим, что получится. Угощали спиртом. Пришёл в 23.00. Мужиков в комнате нет.

8 мая (воскресенье)

     С утра пошёл в 15 модуль за ключом от 13 комнаты, так как майор Платонов скоро возвращается, а я сплю на его месте.
Комната заброшенная, не жили в ней недели две. Заменил постель, получил две перьевые подушки. Прибрал 60 патронов калибра 5,45 и сигнальный патрон «Дым-свет». Надо навести порядок, я старший комнаты. Кошмар.
Майору Платонову пришёл орден «Красная звезда». А он говорит, по телефону, что именно сейчас их начали особенно интенсивно обстреливать из РС.
На сегодня поступила задача выдать данные в ЭВМ Командующему по выводу войск. Обработал это я к обеду.
Ходил к Степановой Татьяне Анатольевне, в магазин № 64 на ТЗБ. Идти минут 20. Вспоминали Сибирь, обсуждали проблемы волнующие здесь всех (от товаров до вывода). Опять спирт. Вернулся с двумя огромными авоськами (тушенка свиная, говяжья, сгущёнка, макароны, печенье, яблоки, сухая простокваша).
Не взял с собой в Афганистан полотенец, а здесь не дают. Девушки выделили два вафельных. Вернулся почти в полночь.
Артиллерия сегодня била 2 раза, до этого было затишье. Но идёт тренировка к параду на 9 Мая. Во время исполнения Гимна орудия салютуют, но боевыми.
Почти зафотографировал плёнку, надо как-то проявить. Может завтра.

9 мая День Победы (понедельник)

     Заступил на дежурство – второе.
Внизу ходили торжественным маршем. Фотографировал Фонова Юру и шефа.
Шеф сегодня ответственный. Находится вместе со мной. Кручусь, как белка в колесе. Сбор данных, планирование на следующие сутки, написание итогового боевого донесения, разработка боевых распоряжений частям. Тем не менее, управился быстро, до двадцати трёх часов.
В обед покушали по-царски. И шпроты, и рыба, ветчина, колбаса, язык, лук, огурцы и т.д. И квас хороший.
Вечером, внизу, на открытой площадке выступал Гнатюк. Говорили ещё, что и Розенбаум, но, кажется, его не было.
А в это время, артиллерия беспрерывно молотила куда-то далеко. Я всё думал, ну разве можно сейчас петь.
Вечером передали, что на Кабул был совершен налёт семнадцатью РС. Стреляли установкой с автомобиля TOYOTA. Погибло 21 и ранено 27 человек. Из советских советников и военных не пострадал никто. Всю ночь палили ракеты, стреляли трассёрами.
После одиннадцати вечера пошли с Волоховичем Сашей проявлять плёнку – вниз, в чертёжное бюро. Вот тут-то и показало, какой я бездарь. Когда счётчик дошёл до конца, я начал перематывать, через два оборота уже не перематывалось. Думал, оборвалась. Когда же раскрыл в темноте фотоаппарат, то убедился, что вся плёнка в кассете. Мне бы её вставить по-новой, я же вынул, проявил. А она чистая, как слеза.
Матрас у нас из комнаты увели.

10 мая (вторник)

     Я сменился. Долго не было Ларичева, собственно его я так и не дождался. Ему нужно снять диагноз для поступления в академию, кажется, завтра ляжет в госпиталь.
Числа 15 мая приедет Саша Платонов.
Сдал дежурство Фонову. Дома собирался позагорать. Но дурное дело – нехитрое. За один час обгорел, да так, что лежать больно.
Решил поменять ребятам постельное бельё. В 13.30 всё сделал.
Подошёл Юра Фонов. Он загорать, а я на ТЗБ в магазин № 64, но не успел.
Зашёл к девчонкам на чай. Всё бы нормально, но тут к ним начали заходить офицеры от старшего лейтенанта до майора (местные), все пьяные, в дупель. Парочка завалилась на кровати, остальные ушли. Потом пришли советники с афганцами. Когда их было двое, один из них генерал (хотя и в гражданском) обсуждали насущные проблемы, но когда их пришло шестеро, я решил удалиться, хотя мне очень нужно было в магазин.
Доехал на попутке.
Юра попросил сходить и получить сгущенное молоко на всех. Потом перенёс вещи себе в комнату и пошёл на КП (на гору). Там шеф озадачил узнать 1 БК при перелёте в Советский Союз. Звонил – без толку, написал телеграмму. Завтра к одиннадцати должны доложить.
Лёха уезжал в магазин, а я пока передавал на «Завет» (в Москву) итоговое донесение. Попросил его купить стирального порошка.
Когда сам возвращался, зашёл в магазин и взял книгу «Мир – Земле» (фантастика). Это умора.
Спрашиваю книгу. Говорит, что была до праздников в наборах.
Я: «А в наборах не положено?»
Она: «Кто сказал, что не положено? Но, начальник военторга приказал, у нас военный магазин.»
Я говорю: «Фантастику люблю – сил нет. Сам даже пишу. У Вас случайно нигде не завалялась?»
Подействовало. В ответ: «Да?» И достаёт книгу из-под прилавка, благо – у меня деньги были.
Да, днём купил маленький будильник «Слава» за 11 чеков, экспортный вариант. Звенит хорошо. А то, как я буду вставать по утрам?
У девчонок в столовой взял хлеб и сахар, оставил в 23 комнате. Там же оставил всю тушенку, макароны и простоквашу. А забрать – не удобно. Прямо не знаю что делать. Ну да бог с ними.
Наши опять палили.
Вечером всё болело. Пришлось идти к девчонкам, брать огурец и мазаться.
Полковник, что жил в моей комнате, пока я спал, ушёл. Просыпаюсь, а свет выключен, но я то не выключал. Да и вещи его исчезли.

11 мая (среда)

     Вот и ещё один день прошёл, 16-й (48-й, льготный).
Чем он знаменателен?
Пришло письмо от Танечки, написанное 7 мая. Как я его ждал. Этого описать невозможно, а вот от Алексея ничего нет.
С утра построение. Майору Фонову вручили афганскую медаль «От благодарного афганского народа». Говорят, что будут вручать всем, кто здесь был.
Потом, наверх, данные из частей собирал в приказ. Наносил планируемые удары авиации на карты. Писал телеграмму-распоряжение на перебазирование. До обеда отфотографировал одну плёнку. На ней даже я с автоматом есть. Во время обеда вставил другую. Покушал наверху. В чертёжке начал писать приказ, подозрительно начала побаливать голова.
Доложил начальнику, что надо сходить в баню, и пошёл. Только постоял под душем и помыл голову. В бане почти никого не было. Во-первых, перелёт (вывод войск) из Джелалабада идёт во всю. Во-вторых, идёт фильм «Анжелика в гневе». А в бане те, от кого мало что зависит на перелёте, а из этих – только любители бани.
Ну я и сгорел же, весь бордового цвета.
С бани зашёл к подполковнику Седухину, вместо которого меня хотят поставить на должность в оперативное отделение, попили чай, поговорили.
Пол-двенадцатого ночи начал наводить порядок в комнате. Сначала на шкафу, потом шкаф, распаковал чемодан. А сил помыть пол не хватило. Грязища жуткая.
Лёг спать, а голова болит. Что было ночью! Очевидно, последствия теплового удара. Рвота, понос, морозит. Под двумя одеялами холодно. Кое как дожил до утра.

12 мая (четверг)

     У ребят из 23-й комнаты выпил два стакана чая, тут же выполоскало.
Взял у них ведро и давай мыть пол в своей комнате, подметать не стал, так как пылюга, почти в палец толщиной, поднимается. А потому поменял пять вёдер воды. От чистоты стало даже просторнее. В следующий раз нужно помыть пол с порошком, чтобы он стал побелее. Да, пол у меня белый. Помою – помою, да прилягу, когда невмоготу. Голова кружится, тошнит.
На службу пошёл уже почти в девять.
Прихожу, а шеф: «Меньше дурью мучиться надо! Позагорал! Сколько?»
Я ему: «Час.»
«Ну вот, а надо было, от силы, минут 15.»
Я продолжил делать приказ.
Потом сходил в санчасть, где мне немедленно предложили сдать анализы: мочу, кровь на билирубин и кал. Причём всё это по отработанной методике, и даже не вдавались в подробности.
После этого до часу дня сидел в парикмахерской, кое-как дождался. Подстригла приятная девушка, и очень даже неплохо, всего за 75 копеек.
Идя домой зашёл в магазин продтовары. Взял бутылку вишнёвого сока, банку персиков и две бутылки боржоми.
На обед не пошёл. Написал письма. Зашёл к ребятам из 23-й, но чувствовал себя уже много лучше.
Полтретьего пошёл в нижний штаб. Согласовал данные в приказ с ИАС. Зарегистрировал ещё 10 листов. Проект приказа писал в чертёжном бюро.
Ждал писем, а их нет.
Наверху работал до ужина, но приказ не закончил.
Взял в столовой квас и пошёл в модуль. Шеф сидит на скамейке, а у меня полбанки.
Вопрос: «Что, пока шёл, опорожнили?»
«Нет, столько дали.»
13 мая (пятница)
Чем ознаменован сегодняшний день?
Встал полшестого, а ужасно не хочется. Это впервые, хотя спал сегодня отлично. И это вчера весь день голодал. Вялый. Снова прилёг. Встал уже в 8.00.
Пошёл, подтянулся 7 раз. А сам сплю.
К 9.00 пошёл в медпункт. Взяли у меня кровь на билирубин.
Произошёл казус. Лопнул разовый шприц, и почти вся кровь разлетелась вокруг. Поэтому взяли кровь второй раз.
Потом общий анализ крови.
Пришёл наверх, на КП, доделал приказ, ещё раз согласовал его с ИАС. Начальник штаба наложил резолюцию «В печать». Отдал в машбюро.
Был в верхнем магазине (нашем) мне пообещали 1 и 2 книги «Тысяча и одна ночь».
Корниенко меня подвёл, и я не купил тельника, а про колготки вообще речи не заводит.
Занял у Валеры ещё 50 рублей. Может на что (те же колготки) и сгодятся. Неизвестно, дадут в мае получку, или нет. Во всяком случае Лёхе 30 рублей надо отдать. Он уезжает.
Был у подполковника Попова Александра Рафаиловича, нашего батальонного замполита в училище, поговорили. В том числе и о перспективах. Моя – очевидно ЗНШ полка в ВВС ТуркВО. Узнал, что Витю Землякова посмертно наградили орденом «Красное Знамя». Земля ему пухом.
Машинистка Валя из ИАС – моя землячка, из Барнаула. Она скоро поедет в отпуск и обещала завезти кое-что домой. Надо подготовить подарки.
Зина, официантка с верхней столовой, дала мне банку концентрированного молока, обещала сахар.
Писем нет. А Еремееву – пришло.
Лёха в госпитале – снимает диагноз. Фоныч – дежурит.
Центральные магазины – выходные, как и у зелёных (афганцев) – по пятницам.
Наши солдаты с чертёжного бюро нигде не могут достать проявитель для фотоплёнки.
16 мая будет митинг, посвященный выводу войск. Митинг состоится в г.Кабул, в Тёплом Стане. Ожидаются провокации. Сегодня отработали документ на выделение дежурных сил. А это значит, лётчики будут в готовности № 1, в том числе сидеть в кабинах самолётов.
В ЦСО приехал из отпуска прапорщик, завтра с ним на дежурство. Зовут – Володя.
Завтра заступаю на дежурство. В бане помыться не придётся.
К вечеру, наверх, помогал шефу и Фонову.
После ужина пошли вниз. Я в 23-ю комнату смотреть «Взгляд».
Температура +34 - +36°С.
Под вечер было пасмурно.
Гаубицы обстреливали «духов» 3 раза.

14 мая (суббота)

     Заступил на дежурство. Что-то с утра не очень. Планировали долго, почти до 20.00 часов. А тут ещё звонят, уточняют отовсюду, только отвлекают от дела.
Что-то у меня не получается. Что?
Налёт принимаю, считаю вовремя. Итоговое боевое донесение пишу. Анализ за прошедший день оставляю напоследок. А ведь обычно, к 11.00-12.00, уже всё ясно по бомбово-штурмовым ударам (БШУ). Значит, можно из плана на день, за вычетом несделанного, спокойно писать анализ. И до обеда. Надо попробовать. Задачи частям – устно, можно ставить сразу, как только что-то известно. Если задачи не будет, отбить можно всегда, и сразу верстать план на завтра. Всё это между Ф-31 и итоговым боевым донесением (ИБД). Тут крутиться надо. Как только передал ИБД на «Завет», можно писать боевые распоряжения. До ужина вполне успеть пару штук, может больше. А к шести, на планёрку – анализ готов, план написан. Карта за прошедший день (уже всё подкрашено и исправлено – это делается в ходе ударов). Исходя из задачи на завтра, до ужина, заказать карты. После БР, подбить Ф-31 и проверить правильность нанесения целей на карту, наряд сил, боевую зарядку, время нанесения удара, нумерацию целей. И карта решения. Все БШУ должны быть отдельны. Проверить полноту нанесения БШУ, правильность наряда сил. Так, тетрадь командующего: анализ есть, план есть. Утром переписать. Нанести БШУ на завтра в тетрадь, проконтролировать разведчика, «СпН» и транспортные перевозки, чтобы было заполнено. Утром останется сдать дежурство, и всё!
На третье дежурство у меня ничего не получилось. Писал боевое распоряжение до 2.00 ночи. Чертёжника не проверял. Тетрадь командующего оставил на последний момент, а в перевозки даже не отдал.

15 мая (воскресенье)

     Итог, не поспал, и несколько неприятных минут, БШУ в тетради заносил после обеда.
Сменил меня подполковник Корниенко. Я его ещё ночью подвёл под монастырь. Карту в 1-м отделении оперативного отдела штаба 40 Армии не забрал для переноса данных на нашу карту. Он зол.
С утра поспал. В обед ходил в штаб, вдруг получится переговорить с братом.
Нашёл я, где он служит. В Пули-Хумри. Но сказали позвонить в 18.00. И уже вечером узнал, что он на блоках до 15 июня, так что братке быть здесь ещё целый месяц, как минимум. Почему же он не пишет, мне сказали, что письма они получают.
Вчера получил от Танечки три письма. Милая моя, как хорошо, что ты есть. Не прошло и месяца, а я хочу увидеть свою Танечку.
Сегодня стирался. Часов в 19 вывесил бельё на улицу. Посмотрел фильм «К сокровищам авиакатастрофы», помылся в бане. Правда пришлось ждать генерала Афанасьева и тех, кто с ним. Поэтому пришёл в свою комнату к полночи. Бельё уже сухое.
Чтобы не было грустно, съел яблоко.

16 мая (понедельник)

     Кое-как встал. Вновь вялый, но заставил себя идти на зарядку. Надо бы купить чайник. Это всё же лучше, чем в кружке разогревать кипяток. Завтракал  в 7 часов. Был на построении, один от отдела. К 9.00 пришёл Фонов, мы с ним сдали секретные документы, которые он принёс. Около 10 часов позвонил Ерёмин, надо идти в штаб, есть дело.
Поругался с Баграмом насчёт кодировки. Затем написал шифртелеграмму в Какайты с кодировкой района от Пули-Хумри до Термеза. Они будут прикрывать колонны.
На обед не ходил. Какой-то слабый желудок, наверное привыкает. Во время обеда повалялся в комнате.
Веня привёл ко мне старлея, соседа по комнате – тоже зовут Андрей. Приехал авианаводчиком, но его взяли на перелёты.
В 15.00 пошли с Фоновым за получкой. Я тоже получил 52 чека и что-то рублей 28 советскими деньгами, на сберкнижку. Решили мы съездить на ТЗБ, в 64 магазин, к моим знакомым. До 17.00 искали машину. Потом пошли пешком, да так и дошли.
Юра заказал прогулочный женский костюм. Мы с ним взяли по чайнику и индийский чай, по упаковке, а в ней 10 пачек. Кроме того, огурцы маринованные, первейшая еда для русского, паштет и сосиски. И две пачки чая помимо упаковок.
Обратно доехали на попутном грузовике.
В центре гарнизона заходим в магазин, и я глазам своим не верю. Асадов – свободно, правда второй том. Я взял. Спрашиваю про другие тома. Оказывается 1 и 3 ещё не было. А мы с Танечкой стояли за Асадовым почти целый день.
Загруженные после магазинов зашли в столовую. Здесь я договорился, что мне достанут ведро. Ведь полы-то мыть нечем.
Теперь мне не скучно. С соседом Андреем наметили маленький план реформ и перестройки комнаты.
Надо купить баночку кофе. Сгущёное молоко есть, а кофе нет – так нельзя.
Сегодня получил Танино письмо. Написала отрывок оперы «Чака кентавра» писателя-фантаста Ольги Ларионовой. И это при том, что фантастику не любит. Милая моя, как я скучаю.

17 мая (вторник)

     Андрей поднял меня в шесть. А вставать не хочется – ни в какую. Пошли мы с ним на зарядку. Полтора круга пробежали, позанимались на площадке. У него сил хватает, а я уже ничего делать не могу. Хочется спать, вялость какая-то.
Потом я стал мыть полы в комнате, Андрей мылся в душе. Когда я побывал под душем – куда что девалось. Появились: свежесть, бодрость, хорошее настроение, и главное, совсем не хочется спать. Появился интерес к жизни.
Покушали мы с ним в семь.
К девяти я сменил Ерёмина.
И началось! Целые сутки не разгибаясь, особенно в период с 16 до 18. Я думал, что зашьюсь, нет получилось, выкарабкался. Уже в полночь я освободился. Пошёл отдохнуть в комнату отдыха, а уснуть не могу, и всё тут. Тем не менее, забылся. Разбудили уже в пять утра.

18 мая (среда)

     Налёт считал до 09.30. Еремин кое-что напутал – пришлось распутывать.
Сменился, сходил в нижний штаб, получил письмо с фотографией. На ней мы с Танечкой в день моего отъезда сюда.
Корниенко дал-таки мне тельник. Зайдя в магазин батальона связи, я купил ему тельник и банку малинового джема себе.
Вновь заходил к Попову Александру Рафаиловичу. Много говорили. Он говорит, что медали «Войну – интернационалисту от благодарного афганского народа» будут вручать всем, кто когда-либо служил в Афганистане. Пока же они вручаются тем, кто убывает из РА домой.
Прихожу в «модуль», а в комнате рай. Прохладно и свежо. Спасибо Андрею, он оставил включённым кондиционер, а утром, по всей видимости, помыл полы.
Я прочитал письма, прикрепил фотографию на стенку и прилёг поспать до 15.00.
В 15 часов у нас собрание партийной организации штаба. Было несколько дельных и неплохих выступлений.
Только теперь познакомился с Платоновым Сашей. Он приехал с «боевых». Говорит, что разговаривал с Щербининым, чтобы меня назначить вместо него, а его – в Тбилиси. В сентябре у него исполняется два года войны. Щербинин дал добро, и завтра он (Платонов) пойдёт в отдел кадров. Посмотрим, что из этого получится.
Затем зашёл в Дом офицеров, в библиотеку, хотел взять словарик английского, но их просто-напросто нет. Обидно, время то есть, а поучить нельзя. Зря не взял, когда Таня говорила. Говорят – слушайся жён. Но нет!
Вернулся домой, но в баню не пошёл, стал ждать Андрея. Писал письма, сходил на ужин.
Подходил к Мае насчёт коробки, из-под печенья, для ведра. Говорит, оставляла, но меня, мол, не было. Я ей объясняю, что дежурил. Простила. Теперь надо прийти послезавтра.
Звоню Андрюхе, а он остался стажироваться на ночь и в баню не идёт. А я даже к нему наверх поднялся.
Уже в 20.00 пошёл в баню, получилось, что с Виктором Фёдоровичем. Интересный мужик. Помылся, постирал тельник.
Перед баней зашёл в чертёжное бюро и взял письма – 6 штук! Как здорово, что тебе пишут.

19 мая (четверг)

     Утром на зарядку. Андрея нет, он на дежурстве. Мыть пол не стал, ведра нет, но завтра обещали достать.
Пошёл вниз. Алексей Ларичев сразу же озадачил посчитать налёт на 335 вертолётный полк, вышедший из Джелалабада. Да, с утра, Корниенко сделал объявление, что в магазине имеется, то – и то, но каждый может взять только одно наименование. А у меня вообще денег нет, я туда и не ходил. Забрал, наконец-то, у девчонок приказ с выписками. А хорошо же они печатают, на весь текст, всего две ошибки, и то, моих. Но всё равно, всё нужно считать и отработать. А здесь – обед.
Алексей снова даёт задание, выписать сроки выхода частей (задача от политотдела). Мне пришлось подняться наверх (Дворец Амина), а там Платонов зашивается. Действительно дурдом. Цели назначают и тут же отменяют.
Вчера видел, как бьёт «Ураган». Зрелищно.
От Платонова пошёл в «модуль». По дороге кое-чего взял в магазине: печенье, конфет, кофе.
Прихожу, а Андрюха «харю» давит. Кое-как его растолкал, сходить на ужин. Взяли 6 пустых бутылок сдать в обмен на воду. 
По-пути в столовую встретили старлея, которого Андрей меняет. Вместе до магазина за водой, потом в столовую. Решили сходить в кино. Кинофильм «Принц и нищий», производства США.
После фильма захватили ящики из-под снарядов, благо по дороге.
Саша пошёл ночевать к кому-то, а Андрей слишком быстро лёг спать. Я ещё наводил порядок на столе, на котором пьём чай. Глядя на Андрея, меня тоже разморило.

20 мая (пятница)

     До обеда подменял ребят, сдавали марксистско-ленинскую подготовку. Отдыхал до 16.00, так как закончил подмену почти в два. Потом нижний штаб, написание писем. Просчитал до конца данные в приказ.
Вечером пошли в баню с Володей, прапорщиком с ЦСО. Взяли «Есентуки-17», чай с мятой, сахар и печенье. Наконец-то, я постирался.
Да, сегодня пришла фотография, где – мы с Танечкой. Какая она печальная…, в последний день – день расставания.
Володя уезжает в отпуск. Попросил его переслать моим родителям упаковку чая и поздравительную открытку маме. У неё скоро День рождения.

21 мая (суббота)

     Заступил в наряд. Круглые сутки, что белка в колесе. А ночью, вдобавок, ещё перелетала 239 эскадрилья из Газни. Ну а цели и удары, четвёртым вариантом, я систематизировал лишь к 20.00.
А вообще-то очень интересно дежурить, а особенно, после дежурства отдыхать.

22 мая (воскресенье)

     Ну что, попытался разобрать ящики, увы – не получилось. Писал письма, загорали. Андрей тоже после стажировки. Пол дня спали.
А какой сегодня фильм – это чудо. «Секретный эксперимент», а как хорошо поставлен и, тем более, снят.
Купил «Баллады» Ошанина и «Планету людей» Антуана Сент-Экзюпери. Вообще говоря, Ошанин мне очень понравился.

23 мая (понедельник)

     Досчитал, наконец-то, приказ, хотя мне и не давали.
Сначала писал телеграмму в части по информационно-справочному обеспечению (ИСО), затем разбирался с кодировкой Баграма. Ну что у них за начальник штаба? Кое как уговорили шефа не принимать к нему мер воздействия.
Платонов уехал в Кандагар, а было предложение послать меня, но шеф не согласился. Сам он, сегодня в ночь, уезжает в Газни, Гардез.
Вечером, а точнее ближе к утру, приехал майор Осипов Владимир Иванович и предложил нам выселяться. Начальник штаба решил, что я буду жить в комнате 4А, вместо Седухина, а его к Осипову.
С нами будет жить майор Родионов, сегодня он на дежурстве. Мы с Андреем попросили его, чтобы он разрешил нам жить в его комнате вдвоем. Перенесли вещи. В комнате – бардак. Завтра нужно прибираться. Да, комнатка, конечно, убогая.

24 мая (вторник)

     Проснулись в шесть утра. И уже я заканчивал мыть полы, как пришёл хозяин комнаты майор Родионов Тихон Иванович. Сначала у него был такой злой вид, что стало не по себе, потом выражение лица сменилось на удивлённое, ну а когда мы с Андреем стали объяснять – что к чему, то его уста тронула лёгкая улыбка. Потом он куда-то ушёл – я как раз закончил уборку.
День, как день, самый обычный.
Под вечер делал карту «Решение командующего ВВС 40 А на прикрытие столицы – Кабула». Мятежники активизируют свою деятельность. Сейчас в районе Кабула имеется 324 отряда и группы, численностью до 13 тысяч человек, которые постоянно обстреливают наши заставы и Кабул.
Нас пока, слава богу, реактивные снаряды (ЭрЭсы) миновали.
Наверху, на КП штаба ВВС 40 А, - напряженка. Сейчас мы ежедневно планируем по 20-25 ударов авиации, с задействованием до 150 самолётов. Хотя, в тот период, когда я приехал, планировали по 9-10 ударов.
Еремеев всё ещё в Газни, а Платонов сказался больным (может так оно и есть – на него это не похоже) и приехал из Кандагара. Похоже, что мне светит сия поездка. Это месяца на полтора-два, до вывода Кандагара. А как там сейчас жарко!
У нас погода стабильная, средняя жара +29; - +33;С. Облака к вечеру, конечно же, без дождя. Раз в неделю – пыльная буря «афганец».
Во время обеда ходил в магазин, купил нашим бойцам-чертёжникам, за их деньги, 4 банки сгущенного молока. А большой настенный фото календарь, только для того, чтобы разрезать его на картинки и наклеить их в комнате, что я и сделал. Получилось очень даже неплохо.
С утра, часов в 11, встретил Олега, летели с ним сюда, в Афган. Он медик, служит в Гардезе. Вот 27 мая они должны оттуда пойти в Союз. Побыл здесь месяц, и хватит. Ему ещё долго жить. Живёт он где-то под Калининым. Дал мне свой адрес, а я ему, в свою очередь, свой.
Андрей сегодня ушёл на дежурство. Он завтра отдыхает, а мы с Тихоном Ивановичем дежурим.
Вечером, в клубе, смотрел фильм «Плата за проезд», про таксистов.

25 мая (среда)

     Заступил дежурить. Взял кофе, письменные принадлежности – думал, что будет свободное время. Трудился как пчёлка. Время действительно осталось, но я потратил его на пересчёт налёта, посчитанного другими товарищами. Всю ночь не спал, но чувствую огромное удовлетворение, что делаю всё не хуже чем другие. Это моё шестое дежурство. А как подумаешь, что у Саши Платонова их 240 или 260. Конечно, только за это можно давать орден, а он был ещё и на «боевых».

26 мая (четверг)

     Сменился. Занял у Платонова 100 чеков, нужно купить японский магнитофон за 112, кажется «Panasonik», маленький, мыльница.
Думал, что магазин работает с 10 часов, не стал ждать, лёг отоспаться. Проснулся в 16 часов, думаю: «Схожу куплю». А оказывается сегодня у женщин ВВС – банно-стаканный день. Они лишь до 15 часов, и в баню. Так что придётся отложить покупку до завтра.
Писем нет. Уже третьи сутки ничего нет. А как на душе тоскливо. Хочется поскорее в Союз. На обратном пути думаю: «Зайду на продовольственный склад и отоварюсь сгущёнкой за Тихона Ивановича, конечно, с его согласия.» Но нет на месте солдата-заведующего складом, но висит объявление: «Офицеры отовариваются молоком за прошедший месяц в первую неделю текущего». Ну что ж, в июне и я уже получу сгущёнку.
Чем сегодня занимался Андрей, не пойму. Весь подгорел – не случилось бы чего плохого, как со мной тогда. Андрей пошёл в магазин, сказал, что что-нибудь купит, Тихон Иванович – то же. На моё предложение сходить в баню после 20 часов, отказался. Ему, видите ли, не хочется пропускать фильм. Сегодня идёт «Очень важная персона».
Очень хочется кушать, не обедал ведь.
В кино я всё же пошёл, но фильм не завезли и показали другой «Любой ценой». Очень наивный и примитивный, что даже детям вряд ли понравится.
А вечером мужики из 23 комнаты позвали меня к себе, учили, как достать спирт и предложили магнитофон «Panasonik». Я не отказался.
Оказывается меня не включили в списки, как не имеющего чеков. Сами взяли по магнитофону, но Фонову он оказался не нужен, он мне его и продал.

27 мая (пятница)

     Сегодня получил письма от Тани и Алексея. Алёха уже уезжает из Афгана. Он писал письмо или 17, или 18 мая, что поедет 21 мая. Он наверное уже дома. Хороший подарок к маминому Дню рождения (завтра).
По-моему приказ я запорол, придётся перепечатывать, но как? Галина Семёновна Фёдорова категорически против. Вообще-то она права, чужие ошибки и проблемы никого не волнуют.
Помогал ребятам наверху. Была читка приказов.

28 мая (суббота)

     Обычный субботний день. Сходил на построение, затем, наверх. Шеф из Газни уже вернулся.
К нам в гарнизон приехали Эдита Пьеха и Иосиф Кобзон. Ещё во время своего дежурства я наблюдал, как Кобзон фотографировался с командованием Армии.
Сегодня у мамы День Рождения. Алёшка уже, наверное, дома.
На концерт Пьехи идти не хотел. А когда пришёл, концерт уже начался. Я стоял почти у самой сцены. Неплохой концерт. Эдита Пьеха выходила в массы. От меня прошла в одном шаге, посмотрев скользящим взглядом. Пела песни свои, и ранние, и более поздние, о войне. Запомнил «Подснежник», про Афган. Пела «Огромное небо» по просьбе моего начальника Еремеева. Он говорит, что она выступала у них, когда он служил в Польше. Помимо Пьехи выступали и другие артисты, в том числе её дочь Илона Броневицкая. Ничего дама.
По окончании концерта объявила, чтобы мы приходили на её концерты, она будет рада. А если не будет билетов, то пароль «Мы из Кабула» и будут места, даже если билетов не будет. Очень хотелось бы верить. Хотя, даже если это и так, то попробуй проберись в её гримёрную, не пустят.
С концерта шли с Вячеславом Викторовичем. Скоро уедет Ларичев, должен подойти вызов.

29 мая (воскресенье)

     С утра позагарал, а перед этим мы с Андреем бегали. До обеда задач не было. С 13 до 15 часов, вместо отдыха, начальник поставил задачу по отработке целей. В 15 часов я уходил, а он пошёл на планёрку.
Зашёл домой, умылся и до 16-ти позагорал.
Сходил в нижний штаб, забрал два письма от Танечки.
Вновь наверх, дежурит Фонов.
По-пути из Дворца Амина, в книжном купил сказки Гауфа, и про адмирала Макарова из серии ЖЗЛ.
С 18 часов концерт Иосифа Кобзона – бесподобный. Он вообще молодец, пел до пол-одиннадцатого.
Спел две песни Мовсесяна и Пахмутовой - Добронравова «Возвращение». Они их написали, по его просьбе, просил всех композиторов СССР, и были первыми. Песни исполнялись впервые. Очень даже неплохо.
Во второй раз он исполнил песню «Марш ТуркВО», впервые она исполнялась 4 мая с.г. на торжественном собрании ТуркВО, посвященном 70-летию ТуркВО.