Феномен русской жизни

Юрий Чайкин
Княгиня Ольга - первая христианка Древней Руси
Княгиня Ольга – одна из самых загадочных персонажей русской истории.
Сведения о её происхождении содержатся только в Новгородской  IV летописи – ни в Ипатьевской XV в., ни в Лаврентьевской 1377 г. летописях этих сведений нет. Наиболее полные материалы об Ольге в Никоновской летописи, вобравшей в себя Новгородский  Хронографический свод наряду с Симеоновской и Иасафовской летописями. Краткая биография княгини Ольги представлена в пространном заглавии песнопения середины XVII века. «Представление блаженныя княгини Ольги, нареченныя во святом крещении Елены, бабы великого князя Владимира Киевского. Ольга же бе великаго князя Игоря жена, баба же великому князю Владимиру, крестившему русскую землю, родом псковитянка сущи.  Крести же ся в лето 6463 (955 г.), в царство Ивана Цымисхия. Преставися же в лето 6477 (969). Живши в супружестве лет 42. По смерти мужа своего в десятое лето сподобися восприятии благодать святаго крещения и благочестии богоугодно до старости лет 15.   Всех лет живота ея бяше близ осмидесяти лет». 
Книжные источники расходятся, когда говорят о ней.
В «Степенной книге» предлагается романтический вариант. «Степенная книга царского родословия» принадлежит перу священника Кремлёвского Благовещенского собора Сильвестра. Игорь был в северных краях, и ему нужно было переправляться через реку. Перевозчик оказался привлекательной  девушкой. Князь, попытавшийся поухаживать за красавицей, получил решительный отпор. Девушка была хороша собой, рассудительна и сильна физически. Она произвела на князя Игоря столь сильное впечатление, что он вызвал Ольгу в Киев и женился на ней.   
В «Устюжском летописце» говорится, что Игорь взял Ольгу в жёны, когда ей было 10 лет от роду, что в то время было вполне возможно.
В.Н. Татищев считал, что Ольга родилась в Изборске, была правнучкой Гостосмысла и называлась Прекрасою. Имя же приняла от Олега.
В житии рассказывается, что Ольга родилась в стране Плесковской, от веси Вабутцая, от языка варяжска, от рода же не княжеска, а от простых людей.
Интересную версию происхождения Ольги предлагает Р.В.Багдасаров, согласно которой княгиня Ольга имела болгарское происхождение. «Пльсков, откуда она прибыла в Киев, гораздо ближе по созвучию  к Плиске, чем к Пскову, которого тогда еще не существовало. В новгородских летописях XVI века сообщается: «Игоря же жени [Олег] в Боларех, поят за него княжну именем Олгу, и бысть мудра велми». Поздняя аберрация? Но псковские легенды о ее происхождении ее ровесники».  Плиска с VII века до 893 столица Первого Болгарского царства. Чтобы преодолеть языческое наследие ее переносят в рядом стоящий Преслав. Вполне возможно, что Ольга была дочерью царя-ренегата Расате-Владимира. Впоследствии ее взял под покровительство и дал имя Олег Вещий, рекомендовав в жены своему воспитаннику князю Игорю. Во многом такое происхождение княгини Ольги объясняет, почему к ней было такое восторженное отношение и почему против нее практически не было заговоров.
Автора «Повести временных лет» эти истории не заинтересовали. В «Повести» Ольгу просто привели из Пскова. Для летописца важно не  происхождение Ольги, а её деяния.  Образ киевской правительницы  столь необычен для своей эпохи, что вызывает изумление и у современников, и у потомков.   
Время  её правления наступает после гибели Игоря. Игорь Старый – отражение экономических отношений, сложившихся в родоплеменном обществе. Он управляет государством как завоёванной страной. Горе тем, куда он пришёл за данью. И то, что произошло в древлянской земле, могло произойти и в другом месте.   Устарели прежние экономические отношения, которые характеризовались собором дани.
Пространная легенда о мести  Ольги отразила, сохранившуюся в народной памяти жестокость наказания. Безусловно, рассказ о мести древлянам нельзя считать полностью достоверным. Быль трансформировалась в фольклорном сознании в легенду. Единственное, что было верным это усмирения. Как отмечают исследователи, сказание о мести древлян – поэтическое переосмысление похоронного языческого славянского обряда: покойника несут в ладье, а потом сжигают, подобно поступают и с послами древлян. Летописец объективен в главном: совпадают даты и факты государственного правления. Верно обрисован  облик правительницы: ум, рассчитанная точность действий, жестокость и вероломство. В то жестокое время, когда человеческая жизнь ценилась мало, управлять страной было непросто. Правление Ольги не выделялось на фоне других правителей ни жестокостью, ни людскими страданиями. Византийского императора Василия за его кровавые расправы над поверженным врагом назвали Болгаробойцем.    
Основное событие – это устроение Руси. Его летописец отметил довольно скромно. Прежний сбор государственного обложенья «полюдье» перестал устраивать всех. Ольга проходит всю Русь от древлянского княжества до Новгорода и определяет уроки и уставы. Определяются места сбора дани и решения возникающих административных и хозяйственных вопросов представителями княжеской власти – погосты и становища. Определены места княжьего лова, охотничьи и лесные угодья. Такой порядок устраивает и верхи и низы: размер дани определён, установлено и то, что останется владельцу, чем он сможет распоряжаться сам.  Причем остаток он может реализовать где угодно: хоть в Киеве, хоть в Царьграде. Убрали прежние повинности, нет былого произвола. Смердам не надо разбегаться по лесам, опасаясь не только за своё имущество, но и за свободу, боясь того, что он или его близкие могут оказаться на невольничьих рынках. Итак, после усмирения древлян Ольга занялась административной работой: разделила землю на административные единицы, вводила «уставы и оброки, дани и погосты», «учреждала сельские судебно-административные округа и устанавливала податные оклады».   
Таким образом, были отменены прежние родоплеменные экономические отношения. Их заменяют новые, феодальные. Появляются интересы государства, в состав которого входят различные социальные слои. Разграничение социальное приводит и к распределению обязанностей. Князь так же ответственен, как и смерд. Особо это проявится с принятием христианства.
Княгиня Ольга управляет государством, пока подрастал её сын.                Впервые в летописи Святослав показан на коне. Ольга мстит древлянам за смерть князя Игоря. Дружина князя и войско древлян ждут сигнала. Святослав в окружении своего воеводы Свенельда и воспитателя Асмуда. Когда противники сблизились на расстояние броска, Свенельд подал маленькому князю копьё. Юный Святослав бросил его. Копье, которое он бросил, не полетело в ряды древлян, а проскользнув между ушей коня ударило его в ногу. «Бе бо детскъ».
Вырос Святослав среди своей дружины в неприхотливом суровом быте. Его мать, княгиня Ольга, пыталась учить его христианству, но Святослав отвергает это.    Языческие суровые боги были ему гораздо ближе, чем бог, который не мог отомстить и призывал подставить щеку для повторного удара. Это воину, привыкшему отвечать ударом на удар, было непонятно. Святослав свободен в своём выборе, но именно этот шаг, как показывает летописец, и приводит его к гибели.
Деяния Святослава были весьма выдающимися для того времени, а его образ больше всех из русских князей походил на образ идеального правителя. Слова идеал (ideal) французского происхождения, обозначает образец, нечто совершенное, высшую цель стремлений. Для человека определённой эпохи идеал – совершенное воплощение, лучший образец в рамках определённой системы ценностей. Безусловно, нетленны таковы человеческие ценности как победа света над тьмою, истины над ложью, добра над злом. Осталось только понять, что есть свет, а что  тьма, что истина, а что ложь, что добро, а что зло. Языческий идеал отличается от идеала христианского. Идеал человека – это представление кого-либо лучшим, чем есть в действительности, или кто им был в прошлом.
Когда летописец начинает   говорить о Святославе, его речь приобретает эпический размах: «… легко ходил в походах и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил ни мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он и шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах; такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли: «Хочу на вас идти».      
Святослав вырос, он должен стать правителем, но мудрость Ольги проявилась и в распределении обязанностей. Функции правителя разделяются. Двойное управление, характерное для Византии, утвердилось на Руси в несколько необычной форме. Княгиня Ольга контролирует и управляет всем, что касается внутреннего устройства государства, административных и хозяйственных дел. Святослав – воин, в ведении его военные вопросы, внешняя политика и взимание даней с покорённых народов.
Жизнь Святослава наполнена битвами. Первый поход в 964 году на хазар. Для Святослава каганат – конечная цель, но вначале он отправляется в землю вятичей и булгар. Там, перезимовав и  обеспечив нейтралитет, весной следующего года он спускается по Волге и наносит сокрушительный удар по хазарскому каганату, берёт города Итиль и Белую Вежу (Саркел). Война с Хазарией развернулась на пространстве от Камы до низовьев Волги. Святослав захватывает территорию Крыма и часть Кавказа. Ибн Хаукаль в своём труде «Книга путей и государств» за 977-978 гг. пишет: «В наше время ничего не осталось ни от болгар, ни от буртасов, ни от хазар. Дело в том, что на них произвели нашествие русы и отняли у них все эти области». Те, кто спаслись, рассеялись по соседним областям и теперь надеются вернуться обратно, заключив договор и подчинившись их владычеству. И хотя на время хазарское объединение восстановилось, но утратилась возможность контролировать торговые пути. Кроме того, Святослав подчиняет прежних данников каганата, ясов и касогов, лишая хазарское государство доходов и влияния. Закрепляет успех в борьбе с Хазарией и усиление Тмутараканского княжества, и укрепление княжеской власти в Крыму. Торговый путь проходит теперь по Дону через азовское море и Крым. По просьбе жителей Климаты Святослав берёт их и их земли под своё покровительство. После этого Крым, контролируемый Византией, начинает тяготеть к Руси. В то же время Святослав может не волноваться о том, что происходит в Киеве. Управление Древнерусского государства в надёжных руках княгини Ольги.
На этом Святослав не останавливается. Со своей шестидесятитысячной армией в 967 году по летописным сказаниям, в августе 968 года по византийским хроникам на ладьях он вошёл в устье Дуная.
В Болгарию Святослав пришёл по просьбе византийских правителей. Болгарское войско не выдерживает, и вся Восточная Болгария оказывается под властью Святослава. В его власти больше восьмидесяти городов. Поддержка в Болгарии может быть основана на том, что он внук царя Расате-Владимира, который подобно Юлиану Отступнику вернулся к язычеству. С другой стороны его поддерживает норманская знать. «Рассматривая обитаемую землю сквозь средокрестье четырех магистральных путей, норманская знать овладела к XI веку тремя из них – северным, западным и южным, и положили начало нескольким королевским домам Европы. Около 1000 года была даже произведена высадка на побережье Северной Америки. Сколько бы ни соперничали друг с другом конунги, они высоко ставили свое родство и общность военно-экономических интересов. На род Рюрика, владевшего Русью, возлагалась задача прибрать к рукам четвертый путь – восточный (Аустрвег).  Разгром Хазарии Святославом  ощутимо приблизил эту цель. Рюриковичи получили не только выход Великому Волжскому пути, но и сухопутному – Шелковому.  Вторжение в Болгарию и последующее создание антивизантийского блока были оправданы при условии конечной победы над Империей. Тогда восточный путь соединился бы с южным (Сурдвегом), а через него с Вестрвегом и Норвегом (западным и северным). Проглотив торговые магистрали Евразии, норманский дракон ухватил бы себя за хвост». 
Киевский князь обосновывается в заложенном им в устье Дуная городе, Переяславце. Таким образом, почти все торговые пути под его контролем: Волга и Каспий, Дон и Азовское море, Крым и Чёрное море, в то время называемое Русским, теперь и Дунай – главная торговая магистраль Европы.
На упрёк матери из Киева Святослав отвечал: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и Венгрии серебро и кони, из Руси же – меха и воск, мёд и рабы». Пример для Святослава уже был: Великомаравская славянская держава. Теперь главным врагом Святослава становится Византия. Славянские племена в это время в основном придерживались язычества. Они противились насильственной христианизации как и со стороны германского императора, так и со стороны Византии. Решающая битва Святослава с византийскими войсками закончилась гибелью множества воинов. Только треть воинов возвратились под стены крепости. Киевский князь заключает выгодный мир, получает большую дань. Но теперь христиане становятся его врагами.
Ещё в 971 году перед последним походом Святослав велел разрушать христианские церкви и даже казнил князя Глеба, своего двоюродного брата. Теперь же после неудачного похода Святослав возвращается в Киев. Что могло ожидать христиан? Вероятно, что печенеги были извещены не только византийцами. Ведь и в дружине Святослава, и в Киеве уже было много христиан.
Вполне возможно, что автор «Повести временных лет» пользовался языческой летописью. Может быть, образ князя настолько пленил Нестора, что тот забывал, что пишет о язычнике. Важно одно, Святослав – идеальный образ правителя Русской земли, оставшийся на родоплеменных отношениях и поклонявшийся языческим богам: этот бесстрашный воин, поддерживающий прежние устои жизни, славит языческих богов и борется не только с насильственной христианизацией, но и должен был начать борьбу с христианством вообще.  Нестор восхищается деятельностью князя, его привлекают воинские подвиги Святослав. Однако нельзя жить вне родной земли и рассчитывать только на воинскую добычу. Нельзя не считаться уже с почти свершившимся выбором. Нельзя было начинать гонения на христиан. Нестор об этом умалчивает. Но именно это влияет на выбор летописца. Идеальный образ правителя не должен расходиться с христианской религией.
Княгиня Ольга понимает те противоречия, которые возникли на Руси. Чтобы их решить, она отправляется в Константинополь. Скандинавские саги присудили ей звание «умнейшая из женщин». Поэтому ее визит 957 года был точно просчитан, для того чтобы предложить Восточному Риму династический союз. Осенью 957 года принцесса Феодора еще не была просватана  и могла стать невестой князя Святослава. «Имея права на болгарский престол, с которым у Империи вечно возникали проблемы, Ольга набросала перед ромейским басилевсом изумительную перспективу. Федерация  Восточный Рим – Болгария – Русь рывком превращалась в абсолютного гегемона».  А если дополнить союзом с норманнами, то это был самый сильный династический союз. Ольга не добилась своей цели, и это была роковая ошибка византийской политики. Тем более что неудача посольства отбила последнее желание Святослава слушаться мать.         
Однако другая цель – нравственная, религиозная и этическая была полностью достигнута. Она,  «благодатью святаго духа учима и направляема», принимает крещение. После крещения она получила имя Елена, «яко же и древняя царица, мати Великого Константина».  О путешествии Ольги в Константинополь сообщают и греческие источники. Император Константин Багрянородный засвидетельствовал это событие под 957. Сведения  о крещении разнообразны. Точное же время и место  этого события установить  невозможно. Византийский историк Скилиций (Кедрин) говорит о её крещении до 955 года.
Собравшись из Константинополя, Ольга получила благословение патриарха. Домой она отправилась, «носящи с собою от царствующего града божественную благодать». Здесь явственно прослеживается аналогия с царицей Савской и её посещением царя Соломона. Однако божья благодать ценится в Древней Руси гораздо выше человеческой премудрости. Поэтому и печать божественной благодати ценится дороже, чем печать человеческой премудрости.
Крест, привезённый Ольгой из Царьграда, аналогичен истории обретения святой Еленой Креста господня во время её паломничества в Иерусалим. Конечно, здесь прослеживается традиционная аналогия: Константин – Владимир, Елена – Ольга.
Свет истинной веры приносит Ольга на Русь. Она основывает Псков, а на том месте, где было знамение «пресветлыми лучами трисиятельного свет», повелела заложить церковь во имя Пресвятой Троицы.
Умерла Ольга 11июля 969 года в возрасте 80 лет. Она запретила отправлять языческую тризну, и  её погребли по христианскому обряду.
Образ Ольги будет в дальнейшем соотнесён древнерусскими авторами с образом Пресвятой Богородицы. Хвалебные обращения к Ольге напоминают хайретизмы, восторженные приветствия Богородице: всеблаженная Ольга, богоизбранный сосуде целомудрия, исполненный божественного разума не от человеческого научения, но от вышняя премудрости и благодати Святого духа; пресвтлая свеще, осветившая нам путь правоверия; светлолучьная заре, облиставшая нам Божия правды утро; богосиянная русская звезда, предоидущая перед солнцем божественной благодати; богонасажденное лозо, израстившая нам многоплодное древо благочестия … великого князя Владимира.
Есть ещё много общего для русского человека в двух этих образах. Богородица считается покровительницей русской земли, и княгиня Ольга оберегает свою родину. Эту близость подчеркивается такими библейскими образами и сравнениями:  «яко мизиная новая ученица Христова, уподобися доблести мудрыя Иаили, иже Сисару, царя Тирского, остием пронзе»; «яко мужеумная Девора Сирскаго царя Артасира главу отсече и Ерусалим от языка спасе». Иаилья и Иудифь считаются заступницами и защитницами своего народа и своей земли (иудейской). Ольга же, подобно этим библейским образам, оберегает свою землю и свой народ. Образ Ольги как заступницы русской земли настолько близок образу Пресвятой богородицы, что в иконописи иногда её замещает: в софийском соборе сохранилась фреска с изображением Деисуса, где Христу предстоят Ольга и Владимир вместо Богородицы и Иоанна Крестителя. 
Облик Ольги соотносится и с Премудростью. Ольга наделена её свойствами, так же как свойствами Софии Премудрости Божьей наделена богородица и царица Елена, мать императора Константина. Именно  это имя Ольга приняла при крещении. На мозаиках и иконах София Премудрость Божия  изображается с крыльями за спиной.