Минута молчания на опере Пиковая дама

Ефим Марихбейн
     Лет двадцать прошло с тех пор.
     Но память неожиданно высветила случай, имевший место в Малом театре
     оперы и балета.
     Здесь жил Глеб - умный, благородный, черный кот с огромными
     золотистыми глазами. Нашедшие пристанище в этом здании коты и кошки
     с благодарностью принимали от людей, неравнодушных к судьбам братьев
     меньших, уважительное отношение, еду, лечение, защиту, ласковое слово.
     Театр был их домом.
     В меру сил служили ему, помогая создавать уют и оберегая театральное
     имущество от крыс и мышей. Они неплохо усвоили заведенные порядки и старались
     не мешать производственному процессу.
     Но иногда случалось непредвиденное...
     В тот вечер давали "Пиковую даму".
     Перед началом спектакля в закулисной части много народа.
     Глеб спустился в трюм, под сценой, подальше от волнений и суеты.
     Он прилег у батареи и в полудреме слушал, что происходит наверху.
     Успокоился зрительный зал, мягко прошуршав, поднялся занавес.
     Конечно, смысл слов Глеб понять не мог. Но когда  услышал знакомый
     голос, сразу встрепенулся.
     Для зрителей - Лиза. Ему же в повседневной закулисной жизни театра
     ОНА была ангелом-хранителем: кормила, ласкала, расчесывала, разговаривала,
     разрешала находиться в гримерной.
     Глеб привязался к НЕЙ, обожал, тосковал при долгой разлуке, а увидев
     издали, мчался навстречу, крутился вокруг, теребил лапами
     подол платья, и все его существо светилось счастьем, верностью, любовью.
         "Красавица! Богиня! Ангел!"
     Да, именно такой для него была в реальной жизни, а не по словам Германа
     в опере.С НЕЙ -  он в полной безопасности, окружен заботой,
     вниманием и теплом...
     После смерти Графини случилось ужасное, непоправимое. Отчаяние и боль в голосе
     Лизы при обращении к Герману:
         "Не я тебе была нужна, а карты!"
     Мрачное, зловещее оркестровое вступление к шестой картине ничего хорошего
      не предвещало.
         "...истомилась, исстрадалась я!"..."страшно, страшно мне!"
     Глеб не мог больше находиться в трюме и, минуя "Систему орошения сцены",
     выбрался по винтовой лестнице за кулисы.
     ОНА стояла на отгороженной решеткой("ограда Летнего сада") авансцене.
     В это время появился Герман.Просветление сменилось безумием, бредом.
     Ясное сознание покинуло его, он оттолкнул Лизу и устремился в игорный дом.
         "Оставь меня! Кто ты? Тебя не знаю я! Прочь! Прочь!"
     Такое перенести Лиза не в силах - рухнули надежды, окончательно
     загублена жизнь.
         "Погиб он, погиб! А вместе с ним и я!"
     От музыки этой дрожь по всему телу.
     Глеб никогда не видел ЕЕ в таком состоянии. ОНА глубоко несчастна, бесконечно
     одинока. Необходимо быть рядом!
     Нарушая главный запрет для театральных котов, не думая о предстоящем
     неотвратимом наказании, потеряв контроль над собой, Глеб выскочил на сцену.
     Под ударами музыки и света остановился у левой кулисы.
     Тут его заметила Лиза, глаза их встретились.Без колебаний он побежал к НЕЙ
     вдоль рампы.Как было страшно в эти мгновения!
     Кто может понять, что творилось у него в голове?!
     Застыла в воздухе рука дирижера, возник шум в зрительном зале.
     Лиза в порыве отчаяния, решив утопиться, сбрасывает с себя накидку и
     в смертельной тоске убегает.
     Глеб бросился вслед, но в правой кулисе уже ждали, развернулся в левую,
     и там приготовились ловить его.
     В панике начал метаться по авансцене и случайно зацепился за накидку.
     Зацепился, застрял и остался на ней.
     Глеб замер на спасительном для него островке, еще сохранившем тепло ЕЕ тела.
    
    
     В это время произошла вырубка света на сцене и в оркестровой яме.
     Так происходило на каждом спектакле "Пиковая дама".
     Через несколько секунд, должен был бы зажечься свет на
     последнюю картину оперы и вступать хор:
         "Будем пить и веселиться! Будем жизнию играть!"
     Лиза погибла - и тут же ушла в небытие.У зрителей нет времени погоревать,
     помянуть ее.
     Но в тот вечер произошло удивительное!
     Две старейшие работницы нарушили ход спектакля и, не сговариваясь, решили
     действовать по неписанным законам театра.
     Осветитель после общей вырубки, из специальной ложи прорезала тьму
     лучом, а ведущий режиссер задержала начало седьмой картины.


     На авансцене появился круг, а в нем - замерший от страха Глеб.
     Он распластался, вдавился в планшет, шерсть стояла дыбом.
     Как его было жалко!.
     НА СЦЕНЕ, НА ЛИЗИНОЙ НАКИДКЕ ЛЕЖАЛ ОДИНОКИЙ, БЕЗЗАЩИТНЫЙ, НЕСЧАСТНЫЙ КОТ!!!
     Все произошло неожиданно и оказалось таким невероятным, что зал замер.
     В зрительном зале, где находилось более тысячи двухсот человек, установилась гробовая тишина.   
     Люди оцепенели от трагедии, которая разыгралась сейчас
     у них на глазах.
     Что-то вырвалось на свободу из их душ. Вырвалось, заискрило и, разгораясь
     от зрителя к зрителю, обожгло все вокруг невидимым пламенем.
         Это была минута молчания и скорби.
     Петр Ильич Чайковский, создав музыку оперы "Пиковая дама", писал:
         "Я испытал в некоторых местах...такой страх, и ужас, и потрясение,
         что не может быть, чтобы слушатели не ощутили хотя бы части того же".
     В свой звездный час Глеб с пронзительной силой помог это сделать.


     Убрана решетка, подан свет и во всей красе  предстал игорный дом.
     Глеб бросился через  сцену в правые кулисы, за ними была дверь, промчался мимо
     помещения охраны, скатился по лестнице в подвал и у пожарного насоса забился
     в темный угол, дрожа, как в лихорадке.
     Вскоре, после центрального монолога:"Что наша жизнь?Игра!",графиня,с дьявольской
     усмешкой подмигнув с карты пиковой, уводит Германа к себе - на тот свет.
     Он отправляется туда с именем Лизы на устах.
         "Господь! Прости ему! И упокой его мятежную и измученную душу".


     Все. Спектакль окончен. Аплодисменты, выходят на поклоны артисты, дирижер
     поднимает оркестр и - цветы,цветы,цветы.
     Ведущий режиссер по закулисному радио благодарит участников и просит
     опустить занавес.
     Вдруг с третьего яруса кто-то крикнул: "А где же кот черный? Почему не вышел
     на поклоны с артистами?"
     Конечно, это была шутка.
     Но тут - кто бы мог подумать! - в зрительном зале
     вспыхнули  аплодисменты с новой силой.
     Люди, стоя, - собирались же уходить - благодарили театрального кота за то,
     что он сберег для них ту заветную минуту.
     В наше время, скупое на добрые человеческие чувства, они получили
     возможность почистить свои души сопереживанием, сочувствием, состраданием
     к судьбе бедной, бедной Лизы.

               



     Этот рассказ был опубликован в "Петербургском театральном журнале".