Народы и войны. Заметки 2008 года

Александр Тимченко
/Повторение пройденного или Старые мысли о главном (по прочтении "Дым и пламень Донбасса. Надежда" Варвара Мелехова)/

    Если исходить из того о чем чаще всего спорят люди, что почти беспрерывно показывают на экранах кинотеатров и ТВ, чему отдают предпочтения многие писатели и драматурги в своих придуманных или правдивых рассказах, то окажется, что тема, которая объединяет их всех, которая питает  и творчество, и обычную беседу - это  война.
    Но, вот что удивительно, вы почти никогда и нигде не встретите строгого и точного определения такого понятия, как «война». Видимо это страшное слово и без того понятно всем: и старикам, и детям; и мужчинам и женщинам; и простым людям, и тем, кто относится к элите общества; и англичанам, и эскимосам; и жителям глухих деревень, и владельцам фешенебельных вил на Лазурном берегу; и слепым и зрячим; и глухим, и с утонченным слухом; и тем, кто был до нас, и тем, кто придет позже.
    Люди готовы философствовать на тему, что такое счастье или что такое любовь, но никогда вы не встретите человека, пытающегося по главной сути определиться с понятием «война». И хотя  однозначного и абсолютно полного определения войны, по-видимому. не существует, всё же  следует различать два её главных смысла: «война в моём доме» и «война, которая не коснется меня».
    О «войне в моем доме» говорят скупо и, в основном, те, кому удалось выжить, те, кто видел наяву смерть, кто умирал сам и выжил только благодаря чуду, кто убивал первым или в ответ и не раз заглядывал в глаза мертвых друзей и врагов.  Таким всегда есть что сказать о войне, но, по понятным причинам, они не спешат выносить свои мысли, боль и переживания, связанные с войной, на публику.
    Зато про войну, «которая меня не коснётся» говорят всюду и все, ее хотят видеть, её совсем не больно смотреть, в ней не страшно поучаствовать, но мысленно или, как сейчас принято говорить, виртуально.
    И вдруг, как обожгло: война между Россией и Грузией! Август, 2008 год. Не в бредовом кошмаре Голливуда, а наяву. Российские истребители-штурмовики бомбят грузинские села и города. Как говорится, в самом страшном сне не привидится.   Сразу после смерти Солженицына. Рецидив сталинизма в худшем его проявлении! Будут ли и какими глазами Путин и Медведев, да и вообще, россияне, когда-нибудь еще смотреть кинофильм «Отец солдата»? Как будут они стирать с себя клеймо фашистов-провокаторов? Неужели русский народ настолько забит и подавлен новой диктатурой, что даже не увидел, точнее не захотел увидеть истинные замыслы своих правителей? Неужели Россия обречена на все новые и новые кровопускания? Неужели единственной формой дружбы между народами в России признаётся дружба галерных гребцов, скованных одной цепью?  Неужели народами-врагами там становятся по команде сверху?    Неужели гражданскую войну - этот страшный и губительный вирус вновь принесут в соседнюю страну на штыках российских солдат? Неужели лагеря и расстрелы в прошлом -  это  российская форма существования  и для будущего общества? Не хочется в это верить! И ещё. Не стоим ли мы на пороге нового миропорядка?  Не умрёт ли завтра ООН, как немощная, разбитая параличом организация у которой нет ни настоящего, ни будущего? Не уготована ли ей участь Лиги Наций по итогам Первой мировой войны?  И наконец. Разве мало в мире других проблем, которым человечество должно противостоять, чтобы не погибнуть?  Может быть в России уже нет бедности и болезней, нет коррупции и разгула преступности, нет угроз свободе и демократии? Неужели россияне готовы бороться за мир  до последнего человека в мире? Сильного уважают не за силу, а за мудрость, а это и есть высшее проявление силы! Где же мудрость великого русского народа?
    
    Человек живет в клетке моральных устоев, социальных табу, религиозных заповедей.    Он ходит из угла в угол, натыкаясь на крепкую ограду, ощущая кожей холодные прутья запретов. Это – нельзя, это - запрещено, а это - карается насмерть.  Постепенно человек свыкается с мыслью о том, что набрасываться на себе подобных с острым желанием перегрызть им глотки только за косой взгляд в свою сторону или кривую усмешку, или неосторожное слово, или просто за то, что у того другой язык или цвет кожи недопустимо и аморально. К этому уже давно пришли многие народы мира. Так  почему в стране, народы которой за свою многовековую историю испытали столько кошмаров войн, нашествий и истреблений до сих пор не исповедуют этой простой и понятной истины. Почему же столько агрессии выплёскивается россиянами на другие народы, шкала человеческих ценностей у которых хоть немного отличается от им, россиянам, привычной и понятной. Разве и мировая и советская история не научила тому, что консолидация российского общества против внешних врагов всегда, в конечном итоге, приводила к массовому истреблению как братских таки коренных народов самой империи?
    
    О механизме развязывания войн. И всё же, почему возникают войны? Войны замышляются правителями, а ведутся народами. Война – это всегда сгусток человеческой ненависти, достигшей наивысшего накала с обеих воюющих сторон. Ненависть не рождается сама по себе. Ненависть всегда подогревается и инспирируется заинтересованными силами. Было бы абсурдным утверждать, что русский  народ испытывает некое естественное чувство ненависти к грузинскому, украинскому или молдавскому народам, как абсурдно предположить о существовании природной ненависти перечисленных или других (список можно продолжить) народов прежнего СССР к русскому народу. Как говорится, ищите кому это выгодно! Решение этой задачи, даже с позиций здравого смысла, лежит на поверхности. Ведь для более слабых и в военном и в экономическом отношении (взять к примеру Грузию) совершенно нет резона проявлять агрессивность и ненависть  к многократно превосходящему его по всем параметрам соседу.
    А когда фитиль войны уже подожжен пламя ненависти легко вспыхивает с обеих враждующих сторон. В уже начавшейся войне противники равно ненавидят друг друга с момента появления первых жертв у каждой из сторон. Смерть за смерть – не лозунг, не призыв и не команда – это главный смысл войны. Войны не ведутся с любовью и не завершаются объятиями, разве что это  объятия намертво сраженных в рукопашной схватке. Нет более глупого занятия, чем поиск виновной стороны в то время, когда война уже собрала свои первые жертвы. 
    Моральную оценку вины каждой из сторон можно давать лишь по отношению к развязыванию войны, а не к фактам большей или меньшей жестокости, проявленной одной или другой стороной уже идущего вооруженного конфликта по отношению друг к другу. Ни число убитых, ни число раненых, ни масштабы разрушений, ни степень насилия по отношению к    каждой из сторон, не дадут ответа на вопрос: какая из них справедливее в идущей войне?
С точки зрения человеческой морали, развязанные войны всегда несправедливы с обеих сторон. И каждый, кто убил - виновен и не бывает справедливо убитых. И кто дал такое право без суда убивать?  И кем это отменена христианская заповедь «не убий»?
    Вот, почему  развязавший  войну виновен вдвойне. Не только в том, что он первым отдал приказ своим солдатам убивать противника, но и в том, что вынудил другую сторону убивать в ответ.   И нет на войне чужих и своих смертей, как не может быть горя людского, доставляющего радость.    Слабый - гибнет первым, за ним - сильный, а дальше гибнет вера в справедливость и в бога.
    Как известно, у каждой войны есть свой единственный повод и множество причин.  И все множество причин, собранных в совокупности, меркнет перед этим одним единственным поводом. Причины – для кропотливого историка будущих времён, неспешно раскручивающего вспять ход истории. Повод – для сотворения короткого замыкания в головах людей, для затмения их рассудка низменными порывами эмоций, для оправдания их будущей гибели и страданий их семей, для того, чтобы было легко подчиниться приказу убивать ближнего.  Война – это массовое помешательство. По праву, рассуждать о справедливости войн могли бы только погибшие,  но их уже никто не услышит, да никто и  не захотел бы услышать.