Оставшийся в живых

Рустем Сабиров
… Трибуны взревели.

Тяжело дыша, он сбросил шлем, рванул ворот, ощущая взмокшим лбом и грудью сухое прикосновение ветра.

Он на стоял  на арене один. Один живой.

Он был свободен. Всё!

Это был его последний бой.

Завтра Лентул даст ему свободу, а слово он держит.

Их было восьмеро на арене.

Четыре на четыре. С ним двое фракийцев и галл.

С их стороны трое германцев и самнит.

Семеро лежат на песке, скорченные.

У одного  шевелятся пальцы. Ранен в живот. Как же тяжело ему сейчас.

Эти семеро дали ему свободу.  Да!

Как он рвался к ней. Как он ею бредил, еженощно, исступленно.

Счастлив ли он сейчас?

«Славься сенат и народ римский!» — должен крикнуть он сейчас, навеки избавленный от неволи, от унижений.

Хрипло взреветь, поправ убитых, запрокинув кадык и  воздев ржавый от крови меч.

«Сволочи!!!  — исступленно орало его нутро. — Все. Все до одного».

Он оглядел беснующиеся трибуны, словно стараясь запомнить каждого в лицо.

«Вот  что я хочу вам сказать, Сенат и народ римский.

Я пришел сюда объяснить вам, помимо прочего, что не все так просто, как это вам думается.

Вы заставили меня сегодня убить тех, с которыми и делил хлеб и полбяную похлебку.

Убить товарищей.

Вы заставили меня возненавидеть себя до дрожи

Вы, выкормыши родовитых ****ей и сутенеров, считаете, что это правильно.

Не так ли?

Так вот, Сенат и народ римский, вы в заблуждении. ЭТО — НЕПРАВИЛЬНО!

Это говорю вам я, фракийский воин Спартакус!

Меня более не манят, не туманят рассудок нежно-зеленые луга дельты Дуная, густой дух овечьих стад, спустившихся с предгорий.

Сейчас и впредь мысли мои о другом.

Вам придется ответить за всё, уважаемый Сенат и народ римский. За всё.

Но вот за этих семерых я вам выставляю отдельный счет.

А  знаете что?

Я заставлю вас, достойные патриции, в полном своем вооружении драться друг против друга.

И когда из вас уцелеет один, я подойду к нему и скажу: «Радуйся, сука,  теперь ты свободен. Ступай и живи».

Он выкрикивал это, исступленно потрясая руками, обагренными кровью товарищей.

Он выкрикивал это, обращаясь к трибуне, где восседал жидковолосый и жидкотелый властитель Рима Луций Сулла, понимая, что ни он, никто иной на трибунах его не слышит.

Да и не выкрикивал он этого вовсе. Так вопил его кипящий мозг. А сам он просто повторял одно и то же слово…

«Славься Сенат и народ римский!!!» — вопили трибуны.

«Сволочи!»

«Славься…»

«Сволочи!

Сволочи!
Сволочи!»