Старый мост, или вода для города

Николай Фоломкин
Оберштурмбанфюрер войск СС Ян Дрейпа, командир одного из карательных отрядов, охраняющих тылы армии Манштейна, стоял навытяжку перед командующим. Манштейн делал разнос за то, что Дрейпа не мог организовать должную охрану объектов, страдающих от действий партизан. В конце разноса раздраженный Манштейн, пивший кофе, выплеснул его в лицо оберштурмбанфюрера и отправил его нести службу далее.
В это время на Пронской земле, в деревне Набоково, стоящей на берегу речушки Галинки, немцы бомбили мост, по которому переправлялись части отступающей Красной Армии. Мост на дороге Ряжск-Пронск-Михайлов нельзя было отдать врагу: это облегчало бы продвижение немцев на Москву. Красноармейцы взорвали мост. От него остались только бетонные опоры в трещинах от взрыва...
Кончилась война. Латыш Ян Дрейпа был арестован и отправлен в Воркуту отбывать свой 25-летний срок. Мост в деревне Набоково на многие десятилетия был заброшен и не восстанавливался. Дорога на Ряжск была перенесена на километр выше по течению Галинки. Был построен мостик из бревен. Мостик каждую весну сносило паводком и его каждый раз приходилось восстанавливать.
Но пришло время. Начали строить ГРЭС. Построили добротную дорогу и хороший бетонный мост. Пустили первую очередь электростанции, начались пусковые работы на второй очереди и работы на строительстве ГРЭС-24. Город рос. Скважины по добыче артезианской воды, расположенные рядом с Рязанской ГРЭС, не могли обеспечить город питьевой водой. Запаса воды под землей не было. На насосной станции на ночь отключали город от водоснабжения, чтобы наполнить резервуары водой, которую подавали днем в дома. Напор воды был слабый, и она не всегда попадала на верхние этажи. Жители жаловались в райком партии. Первый секретарь приезжал на электростанцию и требовал от директора станции улучшения водоснабжения города. Министерством энергетики были выделены средства для проведения изыскательских работ по поиску воды и строительству новых скважин и насосной станции.
Работы по изысканию воды были поручены Рижскому отделению «Мосэнергопроект». Из Риги приехала геологическая экспедиция с необходимым оборудованием. Директор электростанции А.Ф. Смирягин дал поручение цеху подземных коммуникаций оказывать всяческое содействие в производстве изыскательских работ сотрудникам экспедиции. Начальник цеха поручил эту работу мне, автору этих строк. Я познакомился с Яном Дрейпа, заместителем начальника геологической экспедиции. Он отбыл свой срок и устроился в экспедицию, так как за время отбывания срока он приобрел большой опыт в производстве геологических  работ.
Работы начались в начале 80-го года. Изыскания велись от гидроузла ГРЭС до деревни Набоково, что на левом берегу Галинки. День Победы над Германией в 1981 году пришелся на воскресенье. Утром у меня зазвонил телефон. В трубке послышался голос Дрейпы: «Николай Ифанофитш! Пострафляю тебя с Тнем Побеты!» «Ян Петрович, я вас тоже поздравляю!» «Нет, нет – меня не нато! Дай лучше трояк в долг – пива попить!»
На другой день, придя на работу, я сказал рабочим, что меня поздравил с Днем Победы офицер-эсэсовец.
Ребята не поверили: «Хватит заливать»! Но когда подошел Дрейпа, которого они знали и видели у него татуировку на плече со свастикой и личным номером, рассмеялись надо мной.
Работы по изысканию воды были закончены. Большие запасы её были обнаружены у деревни Набоково. Приехавшая из Москвы гидролог Пацаева, вдова космонавта, погибшего при возвращении из космоса на землю, дала необходимые заключения о пригодности воды по химическому, бактериологическому и другим показателям. Геологическая экспедиция уехала. Строители начали бурить скважины, прокладывать трубопроводы, строить здание насосной станции, баков запаса воды и другие необходимые сооружения.
На устои старого разбитого моста была положена тяжёлая металлическая балка с перилами и труба водопровода, снабжающая питьевой водой город. Так началась вторая жизнь моста. Сейчас по нему ходят рабочие насосной станции, расположенной рядом, дачники на свои участки. На мосту сидят с удочками рыбаки. Купаются мальчишки, прыгая с него в воду. Кругом тишина. Здесь, у старого моста, одно из самых тихих мест нашего города.