VI. Священное наследие

Максим Евстигнеев
Помнишь ли ты о заветах святых и мудрых людей, о Заповедях Евангельских, о Весте Благой?!. Знаешь ли ты о необходимости передавать грядущему поколению то, чему учился ты, сознавая необходимость этих знаний в жизни своей?! Такими бы вопросами, наверное, задался человек, который всю свою жизнь служил верой и правдой. Человек, который не обманывал и не радовался лжи, но призирал бы её. Да, сегодня очень многие знают об этом: одни применяют сие в жизни своей в полной мере, передавая своим детям, ближним, другие просто обращаются к ним, как к букве закона, выбирая полюбившиеся цитаты, фразы, ставшие крылатыми в века. Как зажженная свеча, распространяющая свой золотистый свет совсем не на большое пространство, но аромат благоухания во всём храме ощутим. И вот, если пожелает кто, ощутив аромат сей, узнать, что его источает – то узрит и свечу.
Встреча, эта незабываемая встреча тех, кого разлучило время, разлучило для того, чтобы понять, насколько радостен и насколько прекрасен до слёз умиления момент сей, когда нет ничего более, чем признаться всему миру – ты счастлив. Как обретение любви, обретение того величайшего драгоценного дара, который есть совокупность всего самого светлого в мире.
- Друг мой, как же мы могли так долго не видеться, - сокрушался в слезах радости Александр, - как могли мы дать времени и обстоятельствам стать выше нас, превыше любви, превыше всего того, что мы так ценили?..
- Брат мой, всё дается нам во укрепление, наставление и спасение. И нет ничего более высшего в этом, чем осознать сие. Я прошел тяжкий путь к монашеству. И Было это не просто. Я не смогу ни сейчас, ни, наверное, потом рассказать тебе полно обо всех обстоятельствах пути и самого пострига. Да и, наверное, не нужно этого. Пусты слова наши часто, но деятельна вера. Не мне говорить об этом. И вижу я, что встретил ты друга хорошего, который не дал тебе этого забыть. А я забывал. Я падал. Падал настолько низко и настолько больно ударяясь, что единственным было желание моё – просить со слезами, с горечью о самом себе, своей немощи… Просил я Того, Кто дал мне однажды всё… А я всё это потерял.
Это были слова, просвещающие душу. Слова того, кто в наше суетливое и быстрое время сумел найти в сердце своём ключ к Храму. Он у каждого есть и каждый может им открыть дверь. Дверь к самому себе. В ночь сию, когда первые заморозки пленили улицы города, а за его пределами царила неописуемо красивая картина, где белым-белым инеем покрыты были поля, и где каждая травинка замерла на короткое время, чтобы предстать Всевышнему в покое и смирении. Где даже воздух наполнился особой благодатью таинства ожидания, ожидания чего-то прекрасного и до сели неведомого. Того самого, что приводит к пониманию: затихает и замирает, чтобы возродиться вновь и в полном цвете красок воспеть хвалу Творцу. 

               ***

На утро Александр и Николай поехали провожать гостя на вокзал. От Пражской до Курской – 50 минут. И всё это время они задумчиво молчали. Отец Амвросий, закрыв глаза и держа в левой руке чётки, молился, а Александр с Николаем размышляли, скорее всего, о словах монаха, давнего друга Александра. В простых истинах – глубокий смысл. Это понимает каждый здравомыслящий человек. Это осознаёт каждый христианин, пожелавший служить Богу в этом мире, где тут и там всё напоминает о быстротечности времени и необходимости взять от этого времени как можно больше и больше. 
Приехав на вокзал, было решено испить по чашечке горячего чая в местном кафе и поговорить перед дорогой.
- Знаете, братья, я эти годы часто размышлял о добре и зле, о том, что происходит в мире, в каждом из нас. И я смог понять лишь одно: ничего не будет нас радовать и ничего не сделает этот мир чище, чем признание и осознание нашей собственной греховности. И пусть это всё не ново, пусть об этом известно из Отцов. Но поймите: нет большей печали, чем жить, ожидая от кого-то или чего-то решения проблем и каких-то сложных вопросов. В нас, вот, в нас, - показывая большим пальцем правой руки на себя, пояснял отец Амвросий, - живёт всё заложенное Богом и то, что мы сами же прячем.
- Брат, отец Амвросий, ну, скажи нам!.. Мы так часто путешествуем с Николаем по святым местам, разговариваем на эти темы и в принципе не находим спора в том, что это всё мы… Но!.. Как же всё-таки понять, правильно ли мы идем в чем-то?.. Правильно ли молимся, правильно ли совершаем поступки, которые мы считаем правильными или неправильными, верно ли всё понимаем?
- Дорогой мой брат, братья мои, поймите лишь одно: всё в сердце вашем отзывается. «По плодам узнаете», - поймёте всё. Господь никого не оставляет. Глубоко верующий человек всегда поймёт, где искушение, где благо.
Николай, попивая из маленькой чашечки горячий кофе с молоком, настолько внимательно слушал слова монаха, пропуская их в сердце и ощущая тепло от них, что глаза его наполнились искорками света, которые являлись слезами, усердно сдерживаемые Николаем.
- Вы очень мудры, отец Амвросий. Эта встреча – радость не только для Александра, но и для меня. И я не скрою этого. Я благодарю Бога за это, за встречу и знакомство с Вами. Верю, что мы ещё встретимся.
- Слава Богу за всё, брат Николай! Конечно, на всё Воля Божия.
- Да, брат, наверное, уже пора. – посмотрев на часы, произнес Александр. 

               ***

По пути к посадочной платформе, они ещё беседовали о жизни, о смысле наших действий, трудов, о радости и печали земной. Отец-монах всё это время также, как и его мирские братья, улыбался и укреплял своим легким словом Александра и Николая, давая невольно понять, что есть в наше время место и подвигу, и молитве и всему тому, чему учит Господь, Его ученики и Отцы Церкви. Ободряющее и духовное слово – вот, чего не хватает подчас нам сегодня, в суете бытия, где многие из нас привыкли всё взвешивать на стрелках часов, монете и купюре. Где даже мелодия жизни, в исполнении дождя, падающей листвы и танцующего снега не приносит должной радости, по причине того, что двери наши закрыты, а ключ запрятан под спудом дел, неисчислимых и вечно откуда-то прорастающих.
Подходя к поезду, друзья и братья во Христе остановились. До отправления поезда пять минут. Всего лишь пять минут…
- Знаете, братья, скажу Вам ещё кое-что. Это может показаться былью. Но… Когда я познакомился с отцом Иосифом, моим наставником и духовником, мы много говорили о мире, послушании, истории Церкви. И вот, однажды, поехали мы по делам в Москву в один монастырь, где служит один монах, в прошлом работавший в Госархиве, а затем ещё в нескольких музеях. Человек образованный, являющийся кандидатом богословия. И в тот день он как раз готовил к передаче в музей документы с житием, фотографиями новомучеников. И когда он узнал мою фамилию, то попросил меня рассказать о своей семье, своём происхождении. Я ему поведал, что своих бабушек и дедов не видел: обе бабушки ушли из жизни по болезни довольно рано, один дед погиб на войне, про второго, по отцу, мне рассказывали, что он был священником, но о его судьбе толком ничего неизвестно. Я знал лишь его имя, фамилию и отчество. Услышав от меня это, монах взял со стола одну из папок, где лежали какие-то тексты, и фото священника, приговоренного к расстрелу. В документах были отметки с номером дела, годом и, что меня заставило вздрогнуть от удивления – фамилия… Воронов Николай Васильевич. А ведь мой отец был Павлом Николаевичем, да и год рождения деда был известен. Слишком сильное совпадение. Лишь спустя время, после запроса, поданного отцом Иосифом, подтвердилось – этот священник, - как оказалось, еще и прославленный в лике Святых новомучеников, - мой родной дед. Узнав это, я заплакал. И я плакал долгое время. Я ощутил в себе ответственность за свой род, за всё то, что сам потерял, за ошибки родителей, - за всё!.. Позже отец Иосиф принес мне копию, на котором было письмо от 1937 года. Это письмо писал мой дед, протоиерей Николай Воронов своей супруге, моей бабушке. Я читал его, а слёзы бежали ручьем. Мне запомнились последние строки этого небольшого письма, которое удалось отправить ему перед расстрелом на Бутовском полигоне: «Если придётся когда-то свидетельствовать нашим детям и потомкам о вере – пусть свидетельствуют. Ибо нет большей радости на земле, чем служить Богу здесь, на земле и пойти за Ним, сохранив в себе Любовь к Нему и Его творению, - к людям, к месту, на котором ты оказался. И пусть Причастие Святых Таин очищает души наши, которые будут созидать в нас любовь к ближним, к радующим нас и обижающим. И Дай, Господи, чтобы мы приняли Благодать Божию такой, какая она есть. Чтобы сердце христианское горело молитвой и любовью всегда».
И запечатлел я эти слова на сердце своем, поставив их рядом со Словом Божиим. И вам, братья, кроме них, от себя же более сказать не могу. Сейчас я монах. Но отец-игумен хочет меня рукоположить во иеродиакона, с тем, чтобы затем рукоположить во иеромонаха. Но я очень недостоин сего, - чувствую свою слабость. Молиться я за вас всё равно буду. Будем писать друг другу письма: звонить не могу; поймите и примите.
Отец Амвросий, Александр и Николай, обменявшись братскими объятиями и словами «Христос посреди нас! И есть, и будет!» - расстались на перроне. Ещё долгое время Александр с Николаем молчали, возвращаясь домой, наполненные словами отца Амвросия и текстом письма его деда – священномученика Николая. 

              ***

Как много ещё предстоит сделать, чтобы в полной мере понять и принять в сердце своем всё то, что оставили нам те, кто жизнью своей показал смысл нашего бытия. Кто не убоялся трудностей, испытаний, кто не пал под тяжестью креста, данного ему Богом во спасение.
Осень в поной мере вступила в свои права, сбросив с деревьев последние листья. Ноябрь стёр последние краски, превратив сады и парки в черные тропы и серые ковры, оставив некую загадочность, приготовляя нас к встрече холодной, но яркой, морозной, но чистой, скользкой, но красивой – зимы.
Спустя месяц, пришло из Тульской области письмо. Его обнаружил в почтовом ящике Александр. Увидев имя на конверте, Александр очень обрадовался и, поднявшись в квартиру, поспешил вскрыть его. Уже начав читать, Александр решил позвонить Николаю, чтобы передать ему все эти слова и эмоции сразу же.
- Здравствуй, дорогой друг.
- Здравствуй, Николай! Хочу поделиться с тобой словами из письма, которое пришло мне сегодня от отца Амвросия…
- О, как интересно! С радостью послушаю!..
- «Здравствуйте, дорогие мои, возлюбленные о Господе братья – Александр и Николай! Пишу Вам с неизреченной радостью и молитвой. Я с добром и глубокими теплыми чувствами вспоминаю нашу встречу и молюсь за Вас вместе с нашей братией. Господь совсем недавно дал мне особое послушание через отца-наместника и теперь я вдвойне ответственен за каждого приходящего ко мне страждущего. Я вновь и вновь повторюсь, как говорил и тогда, что человеку даётся многое из того, что он может перенести. И чем больше мы возложим на плеч свои, тем лучше же для нас самих. Укрепляя Вас в миру, дорогие мои, скажу: ничего не бойтесь; всё сможете Вы в укрепляющем Вас Господе. Не бойтесь искушений, не бойтесь трудов. Всё для этого есть у Вас сейчас: молитва, пост, Покаяние, смирение и радость о Господе. Просто живите этой жизнью, даром Божиим, созерцайте, молитесь, творите. Мир Вам и Благословение Божие!
С молитвами за Вас, возлюбленные о Господе братия мои, грешный раб Божий, недостойный иеромонах Амвросий +»