Каторжник-писатель Андре Лори ч. 2 Побег!..

Николай Бичехвост
   На фото Анри Рошфор, коммунар и писатель, участник побега с П.Груссе


     Начало здесь   http://www.proza.ru/2014/10/30/476 

         ч.2 ПОБЕГ С ПРОКЛЯТОГО ОСТРОВА!

   Паскаль Груссе с содроганием вспоминал о мучительном морском пути в Новую   Каледонию! Затолканные в корабельные смрадные трюмы, скученные в тесноте и темноте, томимые жаждой, люди теряли силы и гибли. Все происходило на   глазах Груссе, пораженного бесчеловечным отношением команды корабля  к  ссыльным коммунарам. Умерших сбрасывали в  пучину и каждый с  болью думал: Господи, а не будет ли он следующим.

       Паскаль с выжившими заключенными были высажены на «вечное поселение» на пустынный мыс полуострова Дюко.
        - Боже, отсюда не сбежишь! – содрогались обреченно узники.- С трех сторон беснуется море, а с четвертой высоченная колючая ограда с бдящими сутками караульными.
       Это был жесткий концентрационный лагерь. Первый в мире.Узники его были брошены на самовыживание.

     - Ха, если нужно жилье, то лепите его сами. А пожрать, так нам самим куснуть нечего, - гоготали толсторожие надзиратели. - Ловите рыбку с берега, ковыряйтесь в земле, авось насытите утробу и не протянете ноги. 
    Заключенные из тростника и глины сооружали хижины. Паскаль с Рошфором   смастерили халупу за холмами, на песчаном берегу.
    –  Москитов тут поменьше, но испепеляет раскаленное солнце, - замечали друзья.

     Администрация напыщенно огласила изможденным, тощим узникам. 
     - Каждый может получать из Франции деньги и покупать, что твой  живот  пожелает в местной лавке или у негоциантов, наезжающих из ближней гавани Нумеа. 
     Заключенные возмущались:
    - Вот сволочи! Ведь скудная  помощь из  далекого дома  доходит сюда от случая к случаю, а многим ее не от кого ждать.
       Рошфор заметил:
       - Чтобы выжить, наши собратья плетутся к местным фермерам батрачить за  чашку жидкой похлебки, вот голод и косит многих.
    - К тому же администрация изощряется, и за провинности беспощадно секут  до крови воловьими жилами, - добавлял Андре.

     А тропическая лихорадка, болезни безжалостно и ежедневно отправляли на тот свет заключенных коммунаров.
     Единственной отдушиной на острове были книги. Из рук в руки передавались замусоленные романы земляка Жюля Верна, с описанием подвигов его неунывающих и мужественных героев. У Груссе над койкой висел его портрет. Страстной поклонницей писателя была сосланная  Луиза Мишель, она то и «заразила»  Груссе книгами Жюля Верна.

        - Бежать! И немедля! Иначе мы оставим здесь свои кости!  - и  жизнестойкие Паскль и Рошфор втайне разработали план отчаянного побега. 
       Черной ночью в небе зловеще мигали звезды. Высокие волны в открытом море старались захлестнуть и поглотить трех упорно плывущих от острова пловцов. Груссе, Рошфор и друг Журд, были отменными пловцами, но силы почти на исходе, они откашливались и отплевывались соленой водой. 
     - Неужели подведут нас торговцы из Нумеа, ведь заплатили им хорошие деньги - мелькало  в голове у  беглецов. - И где же долгожданная обещанная шлюпка?!   
  Поддерживая друг друга, пловцы подплыли у ближайшему атоллу, за которым   приметили притаившуюся шлюпку, высланную за ними  австралийским  плавучим угольщиком.
    - Бегство удалось!- воскликнули они, удачно добравшись на судне до Мельбурна. Преодолев кордоны, таможни и осмотры, они очутились в Англии. Однако путь во  Францию, преследовавшую коммунаров, им был закрыт.
   - Расстреляют, четвертуют, голову на гильотине отсекут - мрачно шутили беглецы.

     В Лондоне изгнанник Груссе берется за перо - голод не тетка, пирожка не даст, - и начинает писать статьи и повести. И никто не предполагал, что этого бывшего ссыльного ждет всемирная слава писателя приключений и фантастики!
       О перенесенных муках,голоде,унижениях на каторге в Новой Каледонии, он  рассказал в книге, выпущенной в 1874 году в Женеве. Шли годы на чужбине.  Груссе накапливал для будущих романов запас впечатлений, знаний и головоломных сюжетов.
Только  после объявленная коммунарам амнистии они смогли  вернуться   на родину.

     Через время во Франции  стали  появился  книги  приключений, авантюры и фантастики с неизвестным читателю именем писателя Андре Лори. Это Паскаль  Груссе, каторжник и политический эмигрант, превратился  в романиста Андре Лори. Однако об этом никто не знал и  долго сие оставалось закрытой тайной.

 Последовал крутой поворот в насыщенной жизни П. Груссе. Началась его известность среди  юношества, как  остросюжетного сочинителя, возникло его секретное соавторство с великим Жюлем Верном. 
………….
   ПРОДОЛЖЕНИЕ ч.3  Под псевдонимом  АНДРЕ ЛОРИ