Глава 28. Новые рода войск

Михаил Сидорович
Хитлум, в большей своей части, представлял собой вересковые пустоши и травянистый скогг. Здесь были отличные пастбища. Понятно, что на такой местности огромные преимущества имела бы конница. Но у орков в то время кавалерии почти не было. Даже маленькая конная банда могла бы вечно ускользать от пехоты Гортхаура, разорять деревню за деревней и снова ускользать. Неоспоримо, что удержать Хитлум в своей власти без конницы было бы невозможно.
В связи с этим, первое, чем озаботился Гортхаур после завоевания Хитлума и Дор Ломина, это – создание собственной кавалерии.
Обычно в бульварной литературе, древопоклонники изображают орков верхом на волколаках. Действительно, орки используют этих животных для верховой езды. Правда, они ездят не на обычных волколаках, а на варгах – особой породе гигантских волколаков. Но варгов нужно кормить не меньше чем на треть мясом, а остальное можно дополнить овсяной кашей.  Эта еда гораздо дороже, чем овёс и сено, которым кормят лошадей. Кроме того, для варгов овёс ещё нужно сварить, тогда как лошади едят его сырым. К тому же, волколаки всё-таки уступают лошадям в силе. Обременённые весом всадника, они не могут догнать врага, если он едет на лошади. Таким образом, кавалерия была оркам необходима.
Ещё в Битве Внезапного Пламени орки захватили небольшое количество обозных лошадей противника. Но кавалерию им создать в то время не удалось. Виной тому – скудость пастбищ в Дортонионе. Всякий кто хоть раз бывал в сосновом лесу, знает, что травы в нём почти нет. Землю там сплошь покрывает прелая хвоя, лишь кое-где попадаются заросли папоротника да редкие малинники. Скот там приходится пасти, главным образом, на заброшенных истощенных полях. Но и они быстро зарастают молодым сосняком. К тому же, в той лесной партизанской войне, кони были бы оркам только помехой. Вот почему к моменту Многослёзной битвы, кони у Гортхаура были только в обозе, да в отдельной разведовательно-посыльной сотне (ОРПС).
Но, едва войдя в Хитлум, Гортхаур начал конфисковать у населения избыточных лошадей. ОРПС была расформирована. Каждый всадник получил десяток учеников. Обучившись верховой езде, они превратились в два конных полка. Этого было достаточно, чтобы успешно бороться с мелкими конными отрядами противника. А крупные конные отряды двигаются медленно, ибо не могут обойтись без обозов.
Даже в Сильмариллионе упоминаются конные отряды орков:
«Так пришёл он в Хитлум, и услыхали вожаки смуглолицых предателей, что через пески Анфауглита прошёл конный отряд чёрных солдат из Ангбанда и что с ними шёл старик, окружённый большим почётом» (Сильмариллион глава 22).
Помимо упоминания о нашей коннице, этот отрывок ценен ещё и тем, что неопровержимо свидетельствует о нашем почтительном отношении к пленному Хурину (« окружённый большим почётом»).
Со временем, количество конных полков увеличилось, и Моргот обрёл новый род войск – полноценную кавалерию. Но это было не единственным его приобретением.
Речь идёт о создании авиации.
Дерзость замыслов Моргота не перестаёт удивлять даже сегодня. Он задумал приручить урулоки – диких драконов севера. Задача была не из лёгких. В северные горы был отправлен специальный отряд, возглавляемый балрогом. Наблюдение за жизнью драконов установило, что самка дракона. Нянчит своих детёнышей только первые сто лет. После этого, она считает своих дракончиков уже достаточно окрепшими, чтобы они могли охотиться самостоятельно. Так самка покидает свою пещеру и улетает.
Оставленные на произвол судьбы дракончики уачтся охотиться сами. В этот момент к гнезду подходил балрог. Естественно, дракончики пугались и обдавали незваного гостя шквалом огня. Но огненному демону такой приём был нипочём. Подождав, пока дракончики выдохнутся, он испускал струи огня из своих рук, даказывая таким способом свою огненную сущность. Потом он приглашал молодых дракончиков в благодарность за огненный дар, которым наделил их племя Мелькор, поступить на службу к Чёрному Властелину, обещая дружеский приём и хорошее питание за государственный счёт.
Выразивших согласие, дракончиков доставляли в Ангбанд, где поселяли в пещерах. После миграции части населения Ангбанда в Дортонион и Хитлум, таких свободных пещер там было предостаточно.
Таким образом, через три сотни лет мы могли бы иметь дюжину взрослых огнедышащих урулоки. Пусть они уступают орлам Манвэ в высоте и скорости полёта. Зато они непробиваемы для стрел. Ни реки, ни горы, ни крепостные стены им не преграда. Проносясь на бреющем полёте над рядами врагов, они выжигали бы в них широкие, длинные дороги. Пусть орлы дальше их видят при свете солнца, зато драконы лучше их видят в темноте.
Орлы Манвэ годились только для воздушной разведки, для похищения «языков» да для покушений на убийство. Драконы же, помимо этого, являлись грозной боевой силой. Главным их недостатком был слишком длинный жизненный цикл. От момента рождения, до периода полового созревания проходило двести лет. Увы, Моргот не знал, что вала судьбы – премудрая Вайрэ не отпустила ему столько времени.
Некомпетентные критики говорят, что Морготу следовало начать создание своей авиации на две сотни лет раньше. Тогда бы мол, она успела бы сыграть свою роль на полях сражений. Но эти господа не учитывают того простого обстоятельства, что до завоевания Хитлума, драконов просто нечем было бы кормить. Ни в Ангбанде, ни в Дортонионе, ни тем более в пустыне Анфауглит не было пастбищ, способных прокормить необходимое поголовье скота. С покорением Хитлума, такие пастбища появились, и Моргот немедленно использовал открывшиеся возможности, для укрепления обороноспособности своего государства.

http://www.proza.ru/2014/11/02/1306