Философия полета. Аэрофобия

Василий Васильевич Ершов
               

               


                ПРЕДИСЛОВИЕ


                Человек всегда мечтал летать. Наблюдая за свободным полетом птиц, он задумывался над тем, какая сила держит живое существо в воздухе, и пытался найти и для себя силу, способную поднять ввысь человека. И, наконец, поднялся над землей, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума, как предрекал Николай Егорович Жуковский.
                И родилась Авиация – величайшее изобретение ХХ века.
                А через сто лет, когда полеты по воздуху стали рутинной процедурой, человечество вдруг стало бояться летать.  Ну, не самая большая его часть. В основном, россияне, жители некогда великой авиационной державы.
                Их напугало явление, которое всегда существует в авиации всех стран мира, но особенно обсуждается, особенное влияние оказывает – именно в нашей стране. Это явление нынче образно называется  «самолетопад».
 
                Я, старый пилот, пролетавший 35 лет, пилот-инструктор Ту-154, обращаюсь к вам,   пассажирам воздушного транспорта, которых за свою жизнь безопасно перевез более миллиона человек.
                Считаю вас уважаемыми людьми, мастерами своего дела, в котором вы, надеюсь, достигли успеха и которое считаете лучшим Делом в жизни. Таким же я считаю и свое летное Дело, в котором тоже достиг определенных результатов.

                Давайте поговорим о проблемах современной авиации и постараемся внимательно вслушаться как в рассуждения тех, кого перевозят по воздуху, так и специалистов, которые этим занимаются изо дня в день.


                *****




                ФИЛОСОФИЯ ПОЛЕТА.



                Солнце.  Море света. Я скольжу по поверхности легкой облачной вуали, и все передо мной залито сиянием. Небесный океан безбрежен. Светило установилось точно по курсу и ярким фонтаном бьет в глаза.
                По бокам величественно проплывают айсберги редких гроз. Вся мощь их, вся красота и грандиозность скрыты внизу, под сверкающим покрывалом,  а сверху  лохматятся только купола.  Я держусь от них на положенном расстоянии. Линия горизонта отсекает  по бокам серую твердь от темно-синего небосвода; впереди горизонт истаял и растворился  вокруг светила. Острова гроз на ярком, расплавленном  фоне выглядят почти черными, а те, что проплывают по бокам, смотрятся ярко, режуще-белыми, с розовой заливкой по впадинам и золотой кромкой наверху.
               Белая строчка за промелькнувшим встречным бортом отбрасывает на поверхность облаков серую тень.  Я знаю, что и за мной тянется такая же тень. След мой над Землей.

                Это мой прекрасный мир, мое Небо.  Это моя работа и моя жизнь. 

                Уставшие от вечного раздражения глаза просят отдыха. Выбрав минуту, когда  условия полета позволяют передохнуть, поправляю галстук и выхожу в салон. Уютный полумрак, тишина, покой.  И – лица, лица, ряды лиц, глаза… в них немой вопрос: КАК ТАМ?
                Капитан: твой выход. Ты для этих людей сейчас – первый после Бога. Это тебе доверились люди, рядами сидящие в салонах, это о мужестве твоего сердца и твердости твоей руки тайно молятся они.  И те, кто их ожидает на земле. Сможешь ли ты смело посмотреть этим людям в глаза? КАК ТАМ, У ТЕБЯ?

                Вот сидит интеллигентного вида человек в очках. Возможно, учитель или врач. Вполне может так случиться, что завтра я предстану перед ним и с тревогой буду глядеть ему в глаза с немым вопросом: КАК ТАМ, У МЕНЯ?
                Но сегодня на этот вопрос ответить должен я.
                Что сказать людям?
                В голове роятся мысли: о прогрессе, о цивилизации, о качестве услуг… Древний афоризм: «Плавать по морю необходимо. Жить – не так уж необходимо»…
                Нет, сейчас не те времена. Я взялся – и доставлю вас безопасно, согласно купленным билетам.
                Иду по салонам. Все взгляды на Капитана. Как же трудно держать себя под этими сверлящими взглядами – мужчин и женщин, стариков и детей! В них – надежда, любопытство, тревога, интерес, восхищение, недоверие, критичность, восторг, обожание…
                И вдруг… пустой взгляд. Взгляд внутрь. Связанный взгляд. Человек –  на грани.
                Я подхожу и смотрю человеку в глаза. Улыбаюсь ему. И… окаменевшие мышцы лица распускаются. Подобие улыбки раздвигает сжатые губы. Я тихонько показываю человеку большой палец: «не надо бояться, все будет нормально!» И человек разжимается.

               Чувство гордости теснится в груди.  Вот, наглядно – смысл жизни. Сегодня – я для вас, завтра –  вы для меня. Вы мне доверились? Спасибо. Я вас всех люблю.
               Ухожу на свое рабочее место, беру микрофон:
               –   Уважаемые пассажиры! Говорит капитан корабля. Наш полет продолжается на высоте одиннадцать тысяч шестьсот метров. На борту у нас все в порядке.

               Вот и вся философия.

         Но одно дело философствовать о смысле Полета, а другое – подвергать свою жизнь риску подъема в воздух.
               Человек всегда нуждается в информации, его гнетет неизвестность. А уж что касается авиаперелетов…
               Поэтому у потенциального пассажира всегда есть вопросы к летчику. А у воинствующего  боязливого  дилетанта – еще и масса претензий. И куча предложений.    
                Вот и давайте побеседуем на эту тему: чего же мы боимся в полете?
                Завтра вам лететь с семьей на теплое море.  Каких-то шесть часов – и вы в другой стране; от таежных комаров и холодного дождя – к зною и пальмам… Настраивайтесь же не на страх, не на мучения и ожидание избавления от них, а на прекрасное, хоть в тесноте, но не в обиде, путешествие по волнам пятого океана.
              Но многие люди, и у нас, и за рубежом, при всем их доверии к профессионализму пилотов и надежности авиатехники, все равно боятся летать, переживают, ищут совета, выдвигают требования, порой чрезмерные и прямолинейные, – и все это продиктовано страхом, риском и желанием иметь хоть какие-то гарантии.
               Привычка к удобствам цивилизации у таких людей вступает в противоречие с необходимостью и риском перемещения в непривычной и чуждой стихии.
               Летчики, насмотревшиеся на мучения пассажиров, пасующих перед непривычными для нетренированного организма факторами полета, сочувствуют страдальцам, но – по-мужски грубовато, без особого сюсюканья: мол, от этого не умирают, можно потерпеть, раз в году летаете.
               А народ-то летает, иногда и по три-четыре раза в месяц. Ожидание неизбежных неприятных ощущений у подверженных страху людей крепко внедряется в подсознание и вполне может довести до психоза.
                Что поделаешь: нынешний, подверженный стрессам и фобиям человек  все-таки изнежен против наших предков, очень крепких духом людей, которые перед смертельной битвой осеняли себя крестным знамением и просто вверяли душу свою Господу, отбросив все сомнения и тревоги. 


                *****

                Продолжение:  http://www.proza.ru/2014/11/02/1222