Коза-дереза

Михаил Супонин
                М.Супонин
               
                КОЗА-ДЕРЕЗА

 
                Пьеса двух действиях
               

                Действующие лица:

                СТАРИК 
                ДЕД
                БАБКА
                ВНУЧКА
                КОЗА
                ШАРИК, пес
                МИХАИЛ ИВАНОВИЧ, медведь

 

                ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

                Картина 1

         (За околицей. Слышно блеянье, вопли и крики Козы, затем 
          выскакивает и она сама, всклокоченная, в репьях.
          Вслед за ней с хворостиной в руке вылетает СТАРИК.)

КОЗА. Караул! Люди добрые!

СТАРИК. (лупит Козу) Получай, окаянная!

КОЗА. Помогите!

СТАРИК. Вот тебе за внучку, обманщица!

КОЗА. Спасите!

СТАРИК. За бабку, зловредная!

КОЗА. Защитите!

СТАРИК. За меня самого, злокозненная!

КОЗА. Убивают!

СТАРИК. Вот тебе чисто поле, матушка, иди на все четыре стороны.

КОЗА. Куда же я, бедная Коза, на ночь-то глядя пойду? Пропаду;у!

СТАРИК. А и пропади пропадом, мне-то что.

КОЗА. Сиротинушка я несчастная! Коза лупленая!

СТАРИК. Довольно ты меня обманывала, бессовестная. Скатертью дорожка.

КОЗА. И не жалко тебе меня, сиротинушку безответную?

СТАРИК. Не жалко, ни вот столечко.

KOЗA. А как волки на меня нападут, горемычную? Обглодают белы косточки?

СТАРИК. Ты сама хоть кого поедом съешь.

КОЗА. Аль попаду в дурную компанию? К собакам бездомным, к примеру, прибьюсь? Совсем испорчуся?

СТАРИК. Ты сама хоть кого с пути собьешь, вредная.

КОЗА. Замучит, замучит тебя совесть-то, старого. Ночами спать не будешь.

СТАРИК.  Не твоя забота. Поди, поди прочь, каверзная.

КОЗА.  (плачет) Видно мне, Козе лупленой, и впрямь пропадать. Ну, пошла я…

Дай только камень найду.

СТАРИК.  Зачем тебе?

КОЗА.  Утоплюся пойду.

СТАРИК.  Ну, ты это… не того!

КОЗА.  И не уговаривай. (ищет камень) Этот мал, поди — и не утопнешь путем-то.

СТАРИК.  Сразу уж и топиться, настырная.

КОЗА.  Вот этот в самый раз. Буль-буль — и сгинула, горемычная.

СТАРИК.  Положь камень.

КОЗА.  Прощай, белый свет.

СТАРИК.  Отдай, говорю, упрямая!

КОЗА.  Не отдам.

СТАРИК.  Отдай!

        (Завязывается борьба, Старик с Козой падают, возятся.)

КОЗА.  (вскакивает, смотрит в сторону) Ктой-то там? Ишь, несет нелегкая какого-то дурня старого.

СТАРИК. (отряхивается) Фу ты, пропасть! Один конфуз с тобой, Скажет — с козой борется!

КОЗА.  Знаешь что? Продай меня этому деду.

СТАРИК.  Да кто ж тебя возьмет, злокозненную?

КОЗА.  А ты дай мне характеристику.

СТАРИК.  Чего-чего?

КОЗА.  Описанье хорошее. Польсти, похвали. Дескать, и поилица, и кормилица, и умница, и красавица и другое все.

СТАРИК.  Не буду обманывать.

КОЗА.  Тогда утоплюсь.

СТАРИК.  (чуть не плача) Так ведь…

КОЗА.  Где мой камень?

            (Старик машет рукой — сдаюсь, мол.)

Вот! И мне хорошо, и ты с прибылью.

        (Входит ДЕД. Он, как две капли воды похож на Старика.)

ДЕД.  Здравствуйте.

КОЗА.  И тебе, и тебе, Дедушка, здоровьица!

Пауза (шипит Старику) Ну!

СТАРИК.  А что, мил человек, не надобна ли тебе Коза?

ДЕД.  Кому ж Коза не надобна. Дорого просишь-то?

СТАРИК.  Да за грош отдам.

ДЕД.  Что так дешево? Иль плоха Коза?

СТАРИК.  Да уж такая зло… это…

ДЕД.  Какая?

КОЗА. Золотая! Золотая КОЗА. Корму требую мало, а молока даю много.(Старику) Много молока-то даю, а?

СТАРИК.  Кхе… много.

КОЗА.  А пух до чего хорош. Мягкий, шелковистый. (Старику) Хорош, у меня, у Козы, пух-то?

СТАРИК.  Кхе… хорош.

КОЗА.  А уж какая я, Коза, смирная да послушная. Шагу лишнего не ступлю,

слова громкого не скажу. Не Коза, а золото. (Старику) А-а?

СТАРИК.  Да уж… это самое.

ДЕД.  Зачем же ты такую Козу продаешь?

СТАРИК.  Так ведь… это…

КОЗА.  Так ведь… (всхлипывает) В город, в город он на житье собрался. А мне,

бедной Козе, что там делать-то? Выхлопом дышать?

ДЕД.  Оно, конечно… А все ж таки чуть не задаром, как-то совестно.

КОЗА.  (Деду шепотом)  Бери-бери, пока он, дурень старый, не передумал. Где ты еще такую Козу возьмешь?

ДЕД.  Что ж… по рукам!

СТАРИК. (смеется, в сторону) Еще и грош получил. Ну, дела (уходит).

ДЕД.  Чудной какой-то. Такую Козу чуть не даром отдал, да еще и радуется.

КОЗА. Рад, что в хорошие руки меня определил, любимицу. Ведь души во мне, Козе, не чаял.

ДЕД.  Ну, и я тебя любить буду.

КОЗА. Гляди, я не какая-нибудь там, я Коза исключительная.

ДЕД.  Буду холить тебя, лелеять Козонька. Мы с Бабкой да Внучкой давно

о такой Козоньке мечтали, будешь жить у нас припеваючи.

 

                Картина 2.

   (Утро. Дед открывает ворота хлева. На сене под одеялом спит КОЗА.)

ДЕД.  Козонька-голубушка, проснись-пробудись, открой глазоньки вставать пора.

КОЗА.  М-м-м…

ДЕД.  Уж и солнышко поднялось, уж и пташки поют.

КОЗА.  …ать… ться…

ДЕД.   Чего, милая?

КОЗА. М-м-м… спать хочется…

ДЕД.  Ну, встряхнись-встрепенись, душенька, вскочи на резвы ноженьки.

КОЗА.  (встает, плаксиво) Другая б коза ни за что в такую рань не поднялась бы. А я встаю.

ДЕД.  А мы вот сейчас умоем нашу Козоньку, ополоснем водичкой нашу беленькую,

сон как рукой и снимет (приносит ушат, умывает Козу.)

КОЗА.  Вода холо-о-одная! Другая б Коза ни за что не далась!

ДЕД.  Ясное дело. Ну, а ты-то у нас послушная. Эй, Бабуля, полотенчик неси быстренько!

БАБКА. (из избы) Бегу, бегу! (приносит полотенце)

ДЕД. Носик утрем, ушки протрем, бородушку промокнем…

КОЗА. Полотенец шерша-авый!

ДЕД.  Что ж ты, Бабуля? Надо б сначала полотенчик помять-потереть, чтоб помягче был.

БАБКА. Да и мяла я, да и терла я.

ДЕД. Ладно уж. Иди печь топи.

             (Бабка уходит.)

Внученька! Гребешок неси-ка живехонько!

ВНУЧКА. Несу, несу! (подает гребешок)

ДЕД.  (расчесывает) Расчешем лобик кудрявенький, разгладим бородушку шелкову…

КОЗА. Гребешок ча-а-астый! Дергает больно! Другая б коза не стала терпеть!

ДЕД. (Внучке) Ты почто такой частый взяла? Другого не было?

ВНУЧКА. Не было, Дедушка.

ДЕД. Ладно уж! Иди избу мети.

                (Внучка уходит.)

Ну, оденем бубенчик (одевает), и пойдешь со стадом – порезвишься на воле, разгуляешься.

КОЗА. Не пойду в стадо.

ДЕД. Отчего же, родимая?

КОЗА. Я Коза нрава тихого, стадо мне не подходит. То корова там рогом боднет,

то овца боком толкнет, то пастух с кнутом напустится.

ДЕД.  Тц-тц-тц…

КОЗА. А я Коза безответная, меня всякий обидеть может (всхлипывает).

ДЕД. Ну, не кручинься, милая. Не пойдешь в стадо. Внучка! Внученька!

           (Прибегает ВНУЧКА.)

ВНУЧКА. Чего, Дедушка?

ДЕД.  Пойдешь нынче пасти нашу Козоньку.

ВНУЧКА. Ладно, Дедушка.

ДЕД.  Да гляди, чтоб ей понравилось. Выбери место получше, травку помягче.

Останется Козонька довольная — подарю тебе ленту красную.

ВНУЧКА. Спасибо, Дедушка.

 

                Картина 3

      (Луг. На втором плане высокой стеной растет горох. Над гороховым
       полем возвышается пугало с дырявым ведром на голове. Вдоль поля
       важно прохаживается пес Шарик с деревянной трещоткой. Время от
      времени он крутит ручку — раздается  треск. Входит Внучка с Козой.)

ВНУЧКА.  Здравствуй, ШАРИК.

ШАРИК.  Здр-равствуй, Внучка! (крутит трещотку)

ВНУЧКА.  Что это ты делаешь?

ШАРИК. Гор-рох стор-рожу, птицу разгоняю! Чтоб поклеву, значит, не было.

А ты что?

ВНУЧКА.  А я вот Козоньку веду к речке пастись.

ШАРИК.  Пр-равильно. На речке — хор-рошо.

КОЗА.  (глядя на горох) Мне, Козе, здесь пастись охота.

ВНУЧКА.  Козонька, на бережку-то лучше.

КОЗА.  Мне здеся охота.

ВНУЧКА.  Приречная травка и мягче, и слаще.

КОЗА.  Здеся! Здеся! Здеся!

ВНУЧКА.  Шарик… можно Козонька тут возле стежки травку пощиплет?

ШАРИК.  А она в горох не залезет?

ВНУЧКА.  Нет, нет, она у нас послушная.

ШАРИК.  Р-раз послушная, то можно, (в стороне слышатся крики птиц) Р-р-гав! Пр-р-рочь!

(крутит трещотку, убегает).

ВНУЧКА.  Ну, пасись, Козонька, а я сказки почитаю.

       (Внучка садится в сторонке с книжкой. Коза, недовольно
            покрутив головой, подходит к ней.)

КОЗА. (капризно) Ишь ты какая, Внучка! Уселась на место самолучшее, всю траву загородила.

ВНУЧКА.  Пасись, пасись, я уйду (переходит).

КОЗА.  (ущипнув травы, мотает головой) Тут трава… горькая, мне, Козе, неподходящая.

(идет к Внучке) Уходи с этого места, попробую тут-ка.

ВНУЧКА.  Попробуй, попробуй, Козонька (переходит).

КОЗА.  (недовольно цыкает зубом) Не по вкусу и эта, кислая.(толкает Внучку) Поди отсюда, покушаю тут-ка.

ВНУЧКА.  Козонька-голубушка! Да ведь травка кругом одинаковая.

КОЗА.  А-а! Так-то ты меня  жалеешь, так-то ты меня, Козу, холишь? Тебе Дед чего говорил?

ВНУЧКА.  Да  не спорю я, Козонька (садится в другом месте).

               (Возвращается ШАРИК.)

ШАРИК. До чего птица пошла нечестная. Так и норовит чего склевать. Глаз да глаз нужен.

КОЗА.  Тут трава… соленая. Мне, Козе, вредящая.

ШАРИК.  Р-разве бывает — соленая?

КОЗА.  Не твоего ума дело, сторож гороховый! (Внучке) Вот теперь из-за этой травы мне пить охота.

ВНУЧКА.  Так пойдем, Козонька, к речке, там и напьешься.

КОЗА.  Уставшая я.

ВНУЧКА. Тут близко.

КОЗА. Изнемогшая я.

ШАРИК. Только пришла, а уже изнемогшая.

КОЗА. А тебя не спрашивают, сторож стрючковый!

ВНУЧКА. Не сердись, не сердись, Козонька. Я сама к речке схожу, тебе водицы принесу

(кладет книжку на траву, уходит)

         (Коза подбирает книжку,жует её.)

ШАРИК. Ты что, Коза, совсем того? (крутит лапой у лба)

                (Коза жует.)

Это же - книжка! В ней же – буквы!

КОЗА. А ты мне не указ, охранник гороховый.

ШАРИК. Птица — и то так не сделала б! (видит в стороне птиц, крутит трещотку, убегает) Р-р — гав! Пр-рочь!

         (Коза бросает книжку и, воровато оглядываясь, лезет в горох. Но

              приближается лай Шарика и Коза выскакивает на дорогу.)

ШАРИК. Ну и птица! Того и гляди р-раззор сделает (подозрительно смотрит на горох).

Однако, вр-роде, горох кто топтал… Ты не видала кого?

КОЗА. Очень мне нужно глядеть. Не нанималася.

ШАРИК. (видит птиц в другой стороне) Р-р-гав! Р-р-гав! (убегает)

       (Коза опять забирается в горох, ест его. Слышится шум  трещотки.

        Коза поспешно выходит с поля. Прибегает Шарик, обследует горох.)

Так и есть! В горох кто-то лазил! Уж не ты ли, р-рогатая?

КОЗА. Бесстыжий! На честную Козу наговаривает!

ШАРИК. Ох, попадись мне этот воришка! Пр-роучу! (убегает)

       (Коза залезает в горох рядом с пугалом. Потихоньку, незаметно

                для Козы, возвращается Шарик.)

Р-р-гав! Попалась! Выходи из гороха, р-разбойница!

                (Коза прячется за пугало.)

Выходи добром, а то худо пр-ридется!

КОЗА. (плаксиво) Вот только посмей меня тронуть. Все Деду расскажу.

ШАРИК.  Ах ты, пр-роказливая! Еще и грозишь! Вон из гороха!

КОЗА. Только тронь!

ШАРИК.  И трону!

КОЗА.  Вот только попробуй!

ШАРИК.  И попробую! Р-р-гав!

      (Шарик бросается на Козу – она с истошными воплями бегает вокруг

       пугала - нечаянно зацепившись, Коза валит наземь пугало… и поднимается

      с ведром на голове — из прохудившегося дна торчат ее рога. Спотыкаясь,

       Коза мечется по полю. Шарик с лаем преследует ее. Прибегает ВНУЧКА.)

ВНУЧКА.  Шарик! Козонька! Погодите! Постойте! (снимает с Козы ведро) Что случилось-то?

КОЗА. (рыдает) Ох, я несчастная! Ох, горемычная! Ни за что, ни про что на меня он напал, меня бедную, искусал!

ШАРИК.  Ишь, пр-рикидывается! А кто тут безобразничал? Кто горох топтал?

КОЗА.  Ты и потоптал.

ШАРИК.  Я? Я? А… а кто книжку изжевал?

КОЗА. Ты, кому же еще.

ШАРИК.  О-ох, зловр-редная! Надо было б и впрямь тебя разик куснуть!

ВНУЧКА.  Козонька, голубушка, нехорошо ведь… обманывать.

КОЗА.  А-а-а! За чужих собак заступаешься? А меня-то, свою-то Козу, тебе и не жалко нисколечко!

Все Деду расскажу! Все ему доложу! (убегает)

ВНУЧКА.  Козонька! Голубушка! Постой, погоди!


                Картина 4

           (Изба. За столом сидит ДЕД. Вбегает КОЗА.)

ДЕД. Козонька пришла! Небось молочка принесла? Давай я сам подою тебя, лапушка.

КОЗА. (рыдает) Откуда молоко у меня, бедной, откуда оно, у голодной?

ДЕД. Как так — голодной? Что такое, милая?

КОЗА. Ты б сперва напоил-накормил меня, обиженную, а потом уж расспрашивал!

ДЕД. Сейчас, сейчас, ненаглядная, накормлю тебя кашкой, ягодка.

       (Дед приносит чугунок с кашей, ложку. Коза с жадностью

                набрасывается на еду.)

Это как же такое вышло-то? Нешто не пасла тебя Внученька?

КОЗА. Хотела я попастись на бережочке, где травка помягче, да послаще, а она…

ДЕД. Что она?

КОЗА. Кхе, кхе… (сварливо) Ты маслица-то в кашу положил?

ДЕД. Положил, положил, милая.

КОЗА. А она погнала меня на луг с травой горькой да жесткой, кислой да колючей!

ДЕД.  Это Внучка-то? Да неужто?

КОЗА. Захотелось мне водицы испить, попросилась я к речке сходить, а она…

ДЕД.  Что она?

КОЗА. Кхе, кхе! Никак, каша плохо распарена?

ДЕД. Да полдня томилась в печке, родимая.

КОЗА. А она в ответ: не пойдешь, говорит, к реке, не испьешь, говорит, воды.

ДЕД.  Вот не думал-то…

КОЗА. Уж как я ее упрашивала, уговаривала, а она. Кхе!

ДЕД.  Что она?

КОЗА.  Все ж таки подгорелая.

ДЕД.  Кто… Внучка-то?

КОЗА.  Каша-то! А Внучка твоя любимая напустила на меня пса Шарика бродячего! Он там по полю рыскал,

горох топтал. Он и…

ДЕД.  Что он?

КОЗА. Он и…(выскребает кашу со дна)

ДЕД. Неужто…

КОЗА. Ага. (облизав ложку, разражается рыданиями) На-а-елетел на меня, на-а-абросился!

Как стал кусать, как стал терза-ать!

ДЕД.  Ох, окаянный!

КОЗА.  А потом ведро-о ху-удое надел мне на головушку! А Внучка-то твоя надо мной насмехалася,

надо мной, Козой, потешалася-а!

ДЕД.  Ну, не плачь, не плачь, ягодка. Попеняю я Внучке.

КОЗА.  Уж лучше уйду я от вас, горемычная. Не хочу промеж вас встревать (встает).

ДЕД.  Погоди, погоди, милая! Накажу я Внучку, накажу, непокорную!

КОЗА.  Да так-то она хорошая…  Вот  только меня ни за что обижала, мучила. Измывалася надо мной,

Внучка-то… Уйду я, уйду, бесталанная (делает движение.)

ДЕД. (удерживает ее) Погоди, погоди, касаточка! Задам я Внучке, проучу, своевольную!

                (Входит ВНУЧКА.)

ВНУЧКА.  Дома Козонька? А то я уж боялась, тревожилась.

ДЕД.  Ах ты, негодница! Ты почто на Козоньку взъелась?

ВНУЧКА.  Что  ты, Дедушка! Я хотела ей угодить.

ДЕД. Знаю я  твое угождение! Не кормила ее, не поила!

ВНУЧКА. Неправда, Дедушка, я…

ДЕД. Да ты еще и обманщица! А она-то (кивает на Козу) за тебя заступалась, а она-то тебя нахваливала

— хорошая, говорит, у тебя Внучка-то!

ВНУЧКА. Она нарочно так говорит, Дедушка, она…

ДЕД.  Ах ты, упорная! Пойдешь за то в чулан, в темный угол, и будешь сидеть там некормленная!

            (Коза что-то шепчет на ухо Деду.)

Правильно! (Внучке) Ленту красную тебе не дам — подарю ее Козоньке.

ВНУЧКА. ( в зал) Ребята, ну хоть вы скажите — ведь эта Коза обманщица?

                (Дети отвечают.)

ДЕД. И слушать не буду. Ни за что не поверю. (Внучке) Иди, иди с глаз моих, негодница!

                (Внучка уходит.)

КОЗА. Ну, где она?

ДЕД.  Да, небось, уж в углу сидит, ослушница.

КОЗА. Не про нее я спрашиваю.

ДЕД.  Бабуля-то? В огороде копается.

КОЗА. Не про Бабку спрос! Где лента  красная?

ДЕД. А-а! Вот она, вот она, душенька (достает ленту, повязывает).

КОЗА. Гляди, попышнее завязывай, бантиком.

ДЕД. (любуется Козой) Ах ты, красавица! Завтра эдак-то выйдешь пастись — с лентой красной,

с бубенчиком — то-то будет загляденье!

КОЗА. Ты чего? Опять в стадо, что ль?

ДЕД.  Ни-ни! Бабуле, Бабульке велю за тобою приглядывать, за тобою, пригожей, присматривать.

                Картина 5

       (Речка. На берегу сидит Медведь с удочкой и ведерком. Входит

            Бабка с Козой, украшенной красной лентой.)

БАБКА. Здравствуй, Михаил Иваныч.

МЕДВЕДЬ. Дык… и вы здравствуйте.

БАБКА. А я вот Козоньку привела попастись.

МЕДВЕДЬ. Дык, что ж… хорошо.

БАБКА. (Козе) Ну, пасись, пасись, матушка, поправляйся на здоровьице. (Медведю)
 
Обещался Дедуля мне платок подарить, коли сытой вернется Козонька.

МЕДВЕДЬ. Дык, что ж… хорошо.

БАБКА. Ловится рыбка-то?

МЕДВЕДЬ. (вытаскивает рыбку) Дык… ловится.

БАБКА. (Козе) А ты пасись, пасись, матушка. Что стоишь-то?

КОЗА.  И где ж тут пастися? Каменья одни.

БАБКА. Какие каменья? Ровно кругом.

КОЗА. А это что? (показывает на единственный небольшой камушек.)

БАБКА. Ну, так что за беда — один камушек.

КОЗА. Убери его.

БАБКА. Нешто он тебе помеха?

КОЗА. Хочешь, видать, чтобы я, Коза, об него спотыкнулась, ушиблася?

(нарочно цепляется за камень, падает) Ой-ей-ей! Убилася! Захрустели мои косточки, загудели, бедные!

МЕДВЕДЬ. Дык… пройдет, поди.

КОЗА. А ты не встревай, рыбак толстопятый.

БАБКА. Вот горе-то. Вставай, вставай, родимая.

КОЗА. Не хотела камень убрать, а теперь сокрушаешься?

БАБКА. Уберу, уберу, матушка (пытается поднять камень), Ох, стара я, тяжело мне.

МЕДВЕДЬ. Дык, я уберу… вот, в речку его (бросает камень).

БАБКА.  Спасибо, Михаил Иваныч!

МЕДВЕДЬ. Чего уж, (возвращается к удочке).

БАБКА.  Ну вот, бережок чистый, теперь пасись в удовольствие.

КОЗА. Удово-о-ольствие! Одни колючки, да репьи кругом.

БАБКА.  Не вижу я что-то.

КОЗА.  Чай, слепая? (подходит к единственному кустику репейника) А это что?

БАБКА.  Эка беда — кустик малый.

КОЗА.  А ну, как я ненароком съем его, скушаю?

БАБКА.  А ты не ешь его, милая, обойди сторонкой, разумная.

КОЗА. Вижу, вижу. Хочешь, чтоб я, Коза, повредила себя, поранила?

(тычется в репейник, падает, катается) Ой-ей-ей! Колючки в меня впи-лися, шипы острые в меня въелися!

МЕДВЕДЬ. Дык… заживет, небось.

КОЗА.  А ты в воду гляди, да помалкивай, удила сиволапый. (Бабке) Ой, исколота я, ой, изжалена!

Телесные мне повреждения!

БАБКА.  Вот напасть-то (дует на Козу).

КОЗА.  Говорили тебе, так не слушала!

БАБКА.  Вырву, вырву его, матушка. (тянет куст) Ох, не под силу мне, глубоко корень сидит.

МЕДВЕДЬ.   Дык… я вытащу (вырывает).

БАБКА. Вот спасибо-то, Михаил Иваныч.

МЕДВЕДЬ. Дык… ничего (садится за удочку).

КОЗА.  (Бабке) Убрала б ты колючку-то с глаз долой, чего она тут валяется! Давит на психику!

БАБКА.  Уберу, уберу, матушка (уносит).

КОЗА. Да забрось подале ее, подале!

БАБКА. (из-за кулис) Заброшу, заброшу, родимая.

КОЗА. (кричит) Да ногами ее затопчи, ногами-то!

БАБКА. Затопчу, затопчу, милая!

КОЗА. (еще громче) Шибче, шибче топчи! Наступай пятками!

МЕДВЕДЬ. Ты б, того… не шумела бы.

КОЗА. Будешь еще мне указывать.

МЕДВЕДЬ.  Дык  ведь… не любит рыба-то.

КОЗА. А-а-а! Ей не ндра-авится! Ну, так я распугаю твою рыбу, разгоню начисто!

(заходит в воду) Копытами ил взбаламучу, бородой воду расплещу!

МЕДВЕДЬ. Дык… что ж ты делаешь?

КОЗА. (барахтается в воде) Будешь знать, как перечить мне!

МЕДВЕДЬ.  Да что ж я тебе сделал-то?

КОЗА. Не будешь мне супротивничать! (вдруг замирает с опущенной головой)

Ой… ктой-то меня… за бороду ухватил? (поднимает голову — в бороду ей вцепился большущий рак)

Ой, помру! Ой, батюшки!

МЕДВЕДЬ. (смеется) Дык… это рак.

КОЗА. (выскакивает на берег) Караул! Караул!

          (Прибегает Бабка, тоже пугается.)

МЕДВЕДЬ. Это ничего… это рак.

КОЗА. (мечется по берегу, трясет бородой) Ой, не дайте пропасть! Ой, ужасть!

БАБКА. Михаил Иваныч! Отцепи, оторви ты его страховидного! Сама-то я и глядеть на него боюсь!

МЕДВЕДЬ. Дык… можно (идет к Козе). Ну, давай, давай мы его… (снимает рака, бросает в реку)

Он и сам небось, напужался до смерти.

БАБКА. Вот спасибо тебе, Михаил Иваныч, вот выручил!

МЕДВЕДЬ.  Дык… ничего.(смеется) Бородой, стало быть, поймала!

КОЗА. (передразнивает) Хи-хи-хи! Смешно тебе, Медведищу толстобокому!

МЕДВЕДЬ. Дык ведь… бородой.

КОЗА. Еще и куражишься.

МЕДВЕДЬ. Дык оно… уморительно.

        (Коза вдруг разбегается и толкает медведя рогами в бок – не

            удержавшись, Михаил Иванович падает в воду.)

КОЗА. Вот тебе! Теперь я посмеюся!

БАБКА. Козонька!

МЕДВЕДЬ.  (утирается, чуть не плача) Дык… за что?

КОЗА. Не будешь надо мной насмехаться-ехидничать! (хочет боднуть и ведерко,

но оно застревает у нее меж рогов; Коза трясет головой, пытаясь сбросить его, но ведерко засело накрепко.)

БАБКА. (сердито) Что ж ты делаешь, матушка?

МЕДВЕДЬ.  (выходит на берег) Дык… как же это? Дык ведь ты,

я гляжу, шкодливая! Надо б тебя… поучить!

      (Ухватив Козу поперек туловища, Медведь лапой шлепает ее
                пониже спины.)

КОЗА. Спасите! Караул!

МЕДВЕДЬ. Ты — балованная. Поучу тебя.

БАБКА. Пошколь ее, Михаил Иваныч, образумь негодницу!

МЕДВЕДЬ. Ну, будя на пока… (отпускает Козу).

КОЗА. Ой, убили! Ой, погубили!

БАБКА. А ты не вредничай, не вредничай, матушка, никто тебя и не тронет.

КОЗА. Погоди, погоди, все Деду расскажу! Все ему доложу, что вы тут надо мною творили,

как, над бедной, надругалися! (убегает с ведерком в рогах)

БАБКА.  Доложи, доложи, матушка! Глядишь, и выйдет тебе добавка!

 

                ДЕЙСТВИЕ  ВТОРОЕ

                Картина 6

                (Декорация первой картины.)

ДЕД.  Как-то там моя Козонька? Каково ей гуляется?

               (Слышится меканье Козы.)

А, идет моя любимица, молочко несет лапушка! Сам ее подою.

          (Входит с ведерком на голове КОЗА.)

КОЗА. О-о-ох! (падает на пол)

ДЕД.  Батюшки! Что приключилось, сердешная?

КОЗА.  Не держат меня ноженьки, подкашиваются, слабые, о-ох!

ДЕД. Вставай, ягодка, не пугай меня, сладкая!

КОЗА.  Не подняться мне, истерзанной, не вскочить, замученной, ох!

ДЕД.   Пойдем на постельку мягкую, ляжем на перинку пуховую… (с трудом перетаскивает Козу на кровать)

А зачем это в рожках у тебя ведерко-то?

КОЗА. О-ох! Заманила меня Бабка на речку, да выбрала берег камнями усыпанный, колючками утыканный, ох…

ДЕД.   Ах ты, батюшки! Где она и нашла-то такой?

КОЗА. Все бока-то я там исцарапала, все-то ноженьки я изранила!

ДЕД.  Ох ты, горюшко!

КОЗА.  Да вдобавок там Медведище злющий сидел, камни в воду швырял, да все приговаривал:

«Хорошо, что Коза ушиблася, хорошо, что она поцарапалась!»

ДЕД.   А Бабуля-то что ж?

КОЗА. А Бабуля твоя любимая все посмеивалась, да поддакивала, все Медведя подзуживала.

ДЕД.  Ну, Бабуля !

КОЗА. Вот Медведище и достал из речки рака страшенного и, (рыдает) и ко мне прице-епил, прямо к боро-о-одушке!

ДЕД.  Ох, злодей!

КОЗА.  А как cказала я, что тебе пожалуюсь, так они…

ДЕД.  Что, что они совершили над тобой, родимая?

КОЗА. Школили! Руки выкрутили, Медведь палкой лупил меня толстою, а Бабка ведром охаживала!

Так оно и осталося… ох…

ДЕД.  Ну, Бабуля! Ну, я не знаю!

КОЗА.  И не смей, говорят, Деду сказывать, не моги и докладывать!

ДЕД.  Ну, я ей! Ну, она у меня! Ну, я у нее!

КОЗА. Что  уж теперь… Бабка у тебя так-то хорошая… вот только дерется больно, а так —

до-обрая. А я уж уйду от вас, горемычная (встает и опять падает) О-ох! Набила мне Бабка бока-то!

ДЕД. Потерпи, моя Козонька! Сбегаю, нарву подорожничку, приложим к бочкам-то — отойдет,

глядишь (выбегает из избы).

       (Коза выпрыгивает из постели, бежит к столу, засовывает голову
        прямо в чугунок и с чавканьем начинает есть. Слышится голос Бабки
        — она зовет Деда; Коза пытается вытащить голову, но ей это не удается.
        Спотыкаясь, в чугунке, она бежит к кровати и с головой накрывается
                одеялом. Входит БАБКА.)

БАБКА.  (смотрит на кровать) Дедуля, вернулась Коза-то? Или ты задремал, Дедуля?

                (Входит ДЕД.)

ДЕД. А-а! Явилася! Так-то ты мою Козоньку лелеяла? Так-то ты ее холила?

БАБКА.  Ты чего серчаешь, Дедуля? Чего ты ногами топаешь?

ДЕД. Знаю, знаю, что вы с Медведем над ней проделывали! Раков на нее цепляли, ведрами били!

БАБКА.  Вон чего! Уж успела наврать, возвести напраслину.

ДЕД. Напраслину? Да она ж за тебя заступалась, она ж тебя  выгораживала! Хорошая, говорит,

Бабка, добрая! Как же может она наврать?

БАБКА. Ну, не веришь мне — у ребят спроси. (в зал) Скажите, ребятки, били мы c Медведем Козу, мучили?

                (Дети отвечают.)

А что Коза там творила, делала?

                (Дети отвечают.)

ДЕД. Они дети малые, несмышленые, сами не знают чего говорят. Не могла моя Козонька так поступить,

я-то ум еще не прожил!

БАБКА. Коль ты умный такой, сам пойди ее попаси.

ДЕД.  И пойду, попасу. А ты в чулан вон иди, к Внученьке. Посидите там, супротивные.

                (Бабка хлопает дверью.)

(Козе) Ну, как ты, лапушка?

      (Из-под одеяла показывается голова в чугунке. Дед отскакивает в угол)

Чур, чур меня! Кто балует тут?

КОЗА. (рыдает) Это я, твоя Козонька-а…

ДЕД. Фу ты, господи! Напугала ты меня, ягодка. Откуда чугунок-то на тебе?

КОЗА. Да это… Бабка надела, пока тебя не было.

ДЕД. Ну, Бабка! Ну, я не знаю! (стаскивает чугунок). Не плачь, не плачь, моя Козонька. Уж прогнал я ее, наказал уже.

КОЗА. А еще хотел ей платок подарить!

ДЕД. Перебьется, небось. Тебе отдам, тебе подарю, ненаглядная. Выйдешь эдак в платочке, с лентою, то-то…

КОЗА. (перебивает) Ты что? Опять про стадо завел?

ДЕД. Нет, нет! Сам, сам тебя попасу. А потом… (мечтательно) подою тебя, ягодка…

 

                Картина 7

       (В середине сцены стоит яблоня, рядом с ней колодец. Позади — огород.

          Выходит Дед с корзинкой и Коза в платке, с лентою.)

ДЕД. Мне для тебя ничего не жалко, Козонька. Попасись в огороде, голубушка, походи по грядочкам,

милая (ставит корзинку под яблоню). А я в теньке посижу, пирожок пожую — червячка и заморим с тобой.

КОЗА. Ты чего? Как же мне ходить-пастись, гулять-лакомиться, когда я больная Коза, недужная?

ДЕД.  Ох, я и запамятовал… Ну, ты на травке ложись, на муравке растянись, а я тебе все подам, поднесу.

          (Коза, охая, ложится под яблоней.)

Чего тебе хочется, лапушка?

КОЗА. Ох… нешто капустки мне, хворой, попробовать?

ДЕД. Капустки? Сделай милость! (убегает)

      (Коза заглядывает в корзинку. Возвращается ДЕД.)

На-ка, отведай, ягодка (отрывает от кочана лист). Капустка нынче удалась — крепкая, сочная.

КОЗА.  (пробует) Чтой-то плохо она хрумтит.

ДЕД.   А, может, тебе морковочки?

КОЗА. Ох… ну, неси уж морковочки. Не привыкла я привередничать.

        (Дед убегает. Коза вытаскивает из корзинки пирожок, быстро

               жует его. Возвращается Дед с морковкой.)

ДЕД. Скушай вот, душенька. Морковочка крупная, сахаристая.

КОЗА. (пробует) Сахари-и-истая! Нету совсем в ней сладости. Неси мне, ослабшей, огурчика.

ДЕД.  Огурчика? Одним духом! (убегает).

КОЗА. Да гляди, выбирай попупырчатей! (торопливо жует другой пирожок, давится).

              (Возвращается Дед с огурцом.)

ДЕД.  Глянь, огурчик какой. Весь в пупырушках!

КОЗА. (пробует) До чего горький! Другая б коза и не притронулась. А я питаюся чем ни попадя.

ДЕД.  Ну, и не ешь его, касаточка.

КОЗА. Не ешь! Я Коза покорная, что дают, то и кушаю. Мне вот охота кисленького, а я лежу и молчу.

ДЕД. Так я сейчас, Козонька, принесу крыжовничку (убегает).

КОЗА. (вслед) Кружовничку я не желаю, сбегай за смородинкой! (уплетает пирожок).

ДЕД. Мигом! (пробегает из одной кулисы в другую)

КОЗА. Я раздумала. Подай-ка мне репки!

ДЕД. Бегу, милая! (пробегает в другую сторону)

КОЗА. Передумала! Давай-ка за редькой! (уминает следующий)

ДЕД.  Сейчас, ягодка! (несется в другую сторону)

КОЗА. Или нет! Слетай за арбузиком!

ДЕД. Несу, хорошая! (бежит обратно)

КОЗА. Или нет! Смотайся за дынькой быстренько!

ДЕД. Сейчас, лапушка! (спотыкаясь, бегает по кругу)

КОЗА. (отдувается) Ох, взопрела я что-то… Кабы сейчас… бананчику…

ДЕД. О-ох! (падает)

КОЗА. Ты чегой-то там лег?

ДЕД.  Ох, запалился я, старый…

КОЗА. Запалился он! Только об себе и думает. А что мне, Козе, пить охота, так то его не касается!

ДЕД. (лежит) Ох… уморился…

КОЗА. Видно мне, слабой Козе, и водицы-то подать некому.

ДЕД. Ох, Козонька… отдышусь чуток.

КОЗА. Придется мне, горемычной, самой к колодцу тащиться!

       (Кряхтя, Коза поднимается, идет к колодцу и, сунув голову в бадью,
       что стоит на срубе, с шумом пьет воду. Вода убывает — Коза засовывает
       голову глубже, глубже… и вдруг с грохотом валится вниз. Потянувшаяся
       за бадьей веревка раскручивает ворот. Из глубины доносятся крики и
             вопли Козы. Дед бросается к колодцу.)

ДЕД.  Погоди, не тони, Козонька!  Сейчас тебя выручу! (крутит ворот)

       (Над срубом показывается обмотанная веревкой Коза с бадьей
       на голове. Дед ойкает, в испуге отскакивает — Коза опять  с шумом
                валится в колодец.)

КОЗА.  Караул! Караул!

ДЕД  (кидается к вороту) За веревку, за веревку держись, милая! (подтягивает Козу, стаскивает с нее бадью)

КОЗА.  Ой, утопла! Ой, захлебнулася!

ДЕД.  Не подходила бы ты, голубушка, к колодцу-то близко, не наклонялась бы низко.

КОЗА. Вон ты чего! Как я просила — ты принес мне водицы напиться?

ДЕД.  Виноват, виноват, голубушка.

КОЗА. А, может, ты утопить меня захотел?

ДЕД. Что ты, что ты, лапушка!

КОЗА.  Ну так я, старый хрыч, тебя проучу! (бодает Деда)

ДЕД. Да за что же, душенька?

КОЗА.  (бодает) Я тебе, престарелый пень, покажу!

ДЕД.  Караул!

КОЗА. (катает его) Бока-то тебе намну!

ДЕД. Караул! Бабка! Внученька!

        (Прибегают Бабка и Внучка, оттаскивают Козу.)

БАБКА.  Бессовестная, что ж  ты делаешь-то!

КОЗА.  Я еще и бессовестная! Да ведь он утопить меня хотел!

ДЕД. Ох, ох… как бока-то гудят. Вы уж простите меня, Бабуля и Внученька, что напрасно  обидел я вас.

(в зал) Вы уж, простите мне, ребятки, что не поверил вам. Ваша правда — Коза-то оказалась обманщица,

настоящая дереза!

КОЗА.  Я еще и обманщица! Такое сказать! Как только не совестно! Уйду от вас.

ДЕД. Уйдешь? Не-ет! Это я тебя в шею выгоню (хватает хворостину, лупит Козу) Вон со двора, злодейка!

КОЗА. (оторопело) Дед, дед, ты че?

ДЕД.  Чтоб ноги тут твоей не было! (лупит)

КОЗА. Караул! Люди добрые! Убивают!

       (Коза бежит со двора, Дед бросается за ней.)

                Картина 8

       (За околицей. Выскакивает Коза, за ней ДЕД.)

КОЗА. Караул! Люди добрые! Заступитеся!

ДЕД. Я тебя отлуплю, шкодливая!

КОЗА. Ой, не дайте пропасть сиротинушке!

ДЕД. Вот тебе чисто поле, матушка, отправляйся на все четыре стороны.

КОЗА. Ох, я бедная, Коза лупленая! Куда я пойду, горемычная?

ДЕД. Знать не хочу.

КОЗА. Ну, так я утоплюся пойду.

ДЕД. Не утонешь, небось, всплывешь.

КОЗА. Почету это?

ДЕД.  Много вредности (уходит).

КОЗА. Ну и иди, пень старый! Не пропаду! Меня кто хошь возьмет!

ДЕД.  Да кто тебя возьмет, шалопутную?

КОЗА. Возьмет, возьмет.

ДЕД. Никто на тебя не позарится.

КОЗА. Не возьмет, не позарится? Ну, так сейчас увидишь, хрыч старый! (в зал)

Вон там мальчонка сидит, давно на меня глядит, должно быть, я ему нравлюся.

        (Выходит в зал, подходит к мальчику)
 
Возьмешь меня, мальчик? Я к тебе задаром пойду.

        (Мальчик, надо полагать, отказывается.)

ДЕД. Что, съела, вредная?

КОЗА. Подумаешь! Вон там девчушка сидит, с косичками, она меня возьмет (подходит к девочке)

Ну что, девчушенька, возьмешь меня к себе жить?

                (Девочке отказывается.)

ДЕД. Правильно, девочка !

КОЗА. Обойдуся, небось. Вон с того боку мальчик сидит, сразу видать — башковитенький,

к нему устроюся (идет к мальчику). Ну, мальчишечка, бери меня, я согласная.

                (Мальчик отказывается.)

ДЕД. От ворот поворот, матушка.

КОЗА. (в зал) Детушки-ребятушки, кто меня возьмет? Корму я требую мало, а молока даю много!

А до чего пух у меня, Козы, хорош! А какая я смирная да послушная, скромная да уважительная! Берите меня!

                (Дети отказываются.)

Почему это?

                (Дети отвечают.)

(скандальным голосом) Много вы понимаете! Больно умные стали! От горшка два вершка, а туда же!

ДЕД.  До чего ж ты, Коза, нахальная. Дети все твои проделки видели, вдоль-поперек тебя изучили,

а ты к ним еще и набиваешься. Не возьмут они тебя, глупая.

КОЗА. Это ты глупый! Похвалил бы меня, расписал, да и продал бы за грошик-то!

ДЕД.  Нет уж, лучше без грошика, да честным быть.

КОЗА. Ну и оставайся со своей честностью. А я пойду, небось, других найду. До свиданьица!

Вы про меня еще услышите! (уходит)

ДЕД. Не выйдет, матушка! Мы и другим расскажем, выведем тебя на чистую воду!

(в зал) Расскажите, ребятки, про эту Козу вредную своим бабушкам и дедушкам.

                (Выходит Бабка.)

БАБКА. Мамам и папам расскажите про хитрую!

                (Выходит ВНУЧКА.)

ВНУЧКА. Всем друзьям и подружкам расскажите о притворщице!

ВМЕСТЕ.  Пускай все знают: эта Коза — дереза!

         Эта Коза – ОБМАНЩИЦА!

 
                КОНЕЦ.

        Супонин Михаил Александрович    syponinma@inbox.ru