Опята

Вадим Светашов
                Опята

           Жена пришла из магазина и с порога заявила – Пошли опята.
           -- Откуда такие сведения?
                -- В посёлке слышала. Говорят, кто-то куда-то ездил и привёз около трёх ведер.
           -- Посмотри на календарь! Видишь – 9 августа! Какие такие опята в эту пору. Разве что летние появились. Да мы же их не берём, ножки тоненькие, шляпки почти с момента появления раскрываются и вкус совсем не тот, что у осенних,  -- я рассуждал, сидя над тазиком, в котором мыл и чистил только что принесённые кругленькие, величиной не более спичечного коробка, сухие грузди.
-– Видишь, вот добыча, так добыча, больше ведра принёс!
                Жена успокоилась, но на следующий день с укором сказала – на рынке продают  опята и не какие там летние, а настоящие.
          Не долго думая, достал рюкзак, сунул в него пару пакетов, подхватил корзинку, нож-складишок в карман – и в лес. Самое ближнее и самое, пожалуй, любимое место было всего в пятнадцати минутах ходьбы от дома. Когда-то здесь, через смешанный берёзово-сосновый лес, проходила заросшая мелкой травой лесная дорожка и ежедневно её выбирали десятки грибников для прохода к своим местам тихой охоты. Но лет семь назад в этом лесу провели так называемую санитарную рубку, а фактически извели всю берёзу на дрова. Дорожку кончили тракторами и теперь, протоптав по обочине узкую тропинку любители грибов с трудом, гуськом пробирались по ней, проклиная в душе подобных лесозаготовителей.
                На месте вырубки густой щёткой поднялся молодой березняк, постепенно превратившийся в непроходимую стену. Почти в центре этих зарослей  по какой-то причине образовалась прогалина с гниющими берёзовыми пнями и редкой древесной порослью. На этих пнях я последние два года собирал обильный урожай опят. Меня до сих пор удивляет: рядом с посёлком, в пятнадцати метрах от дорожки и никто пока не обнаружил. Я тоже хорош: позавчера возвращался мимо с корзинкой красноголовиков и обабков, но даже не мелькнула мысль проверить эту прогалину.
          Одному мне известным проходом (вернее лазом) достигаю пункта назначения и глазам своим не верю. Все пни буквально облеплены опятами. Грибы росли не только на пнях, но и на корнях. Но чувствовалось,  что опоздал я на денёк, основная масса грибов начала раскрывать свои шляпки. И всё же все опята оказались крепенькими, на толстеньких ножках и без единой червоточины. За какой-то час нарезал полную корзину, рюкзак и два пакета – это почти четыре ведра!  С сожалением я покидал гостеприимную прогалинку, столько ещё грибов осталось.  Жена ахнула, когда я появился на крыльце с такой добычей. До темноты перебирали и сортировали грибы, одни на сушку, другие на икру, третьи мариновать. Маринад уже кипел, когда закончили разборку. До поздней ночи продолжалась приятная работа. Уснул, только коснулся головой подушки. Всю ночь снились берёзовые пеньки, обросшие опятами.
                Проснулся как всегда рано, быстро, не глядя в сереющее окно, оделся, подхватил корзину с рюкзаком и выскочил за дверь. На меня обрушился поток воды: шёл нормальный летний дождь. Потом он перешёл в ненормальный и моросил до позднего вечера. Когда я на следующее утро заявился  на прогалинку, опята больше были похожи на коричневые лопухи, местами подёрнутые белёсой плёнкой плесени. Сначала я пытался что-то повыбирать, но быстро махнул рукой и поплёлся восвояси.
В тот год грибники остались без опят. Как говорится: кто не успел - тот опоздал!
                Поговаривали о втором слое, бегали до середины сентября на разведку, но надежды не оправдались, второго слоя так и не было.

                В.Светашов.