15. Миссия невыполнима - 1

Мария Васильева 6
Начало здесь http://www.proza.ru/2015/02/03/610

- До меня дошли слухи, что вы неоднократно пытались попасть ко мне на приём. Наконец-то я нашёл для вас время.
Господин Протеже – генеральный директор компании имени Крутого Престижа всем своим преуспевающим видом доказывал теорию о том, что слухи о морах, гладах, наводнениях и землетрясениях в данной аномалии сильно преувеличены и являются всего лишь выдумкой неудачников. Он опровергал также и делал смехотворными соображения о бренности и бессмысленности бытия. В жизни ему везло мистическим образом. И он настолько привык к этому, что сам даже уже не задумывался о причинах такого фантастического везения. Он кончил школу и институт на круглые пятёрки, почти не уча предметов. Но несмотря на то, что он не выучил ровным счётом ничего из того, что касалось основ бизнеса, он руководил крупной компанией и руководил весьма успешно. Дебиты у него сходились с кредитами, а предприятие регулярно приносило доход.
Сегодня же он в своём кабинете производил экспресс-инструктаж нового сотрудника своего предприятия, принятого недавно на должность младшего исполнителя, тихого и незаметного человека со скромным именем Иван Лох. Да! Лох – это была его фамилия.
- Будьте добры потрудитесь изложить суть вопроса, - снисходительно обратился к нему Протеже.
- Простите, но я никак не могу понять: чем я занимаюсь? И в чём именно состоит круг моих обязанностей?
- Странно! А Федя Интеллектуальный мне докладывал, что вы вполне справляетесь со всеми его поручениями. Как же вы работаете, если не понимаете сути сделанного?
- Видите ли, я всё больше убеждаюсь в том, что нормальный человек в здравом уме этого понять вовсе не в состоянии.
- Но простите, господин Лох, проще работы у нас нет. И мне кажется, что на вашем месте понять: чем именно он занимается, смог бы любой.
- Тогда, возможно, раз вы так хорошо информированы, то объясните это мне… пожалуйста.
- Хорошо. Вы распечатываете корреспонденцию. К примеру, вчера вы сумели вскрыть 73839991 конверт.
- Потрясающе! – с восхищением воскликнул Иван, - Откуда такая точность! Признаться, я начинаю сбиваться со счёта с третьего десятка.
- Вот именно, поэтому и я – генеральный директор этой компании, а вы – всего лишь младший исполнитель. Так что именно, я не пойму, тут непонятного?
- Извините, господин Протеже, я, наверное, не совсем точно выразился. Я, конечно, прекрасно понимаю, что распечатываю почтовые конверты. Я не понимаю: кому это нужно? Ведь сам же я письма не читаю.
- Разумеется, это не входит в ваши обязанности. Для этого есть более квалифицированные работники.
- Кто?
- Много кто. К примеру, у нас есть целый отдел по утилитарной обработке унитарной информации.
- Простите, но этот отдел в бессрочном отпуске целый месяц, а помещение на ремонте.
- Это временное положение. Весь этот отдел ввиду некоторых обстоятельств мы сократили. Поэтому все функции этого отдела на данный момент выполняю именно я.
- Вы выполняете функции целого отдела? – в глазах Ивана мелькнул суеверный ужас, но позже на лице его отразилось некоторое сомнение, и он спросил, - Неужели?!
- Вы сомневаетесь в моей квалификации? – спросил Протеже с таким видом, что даже такому ограниченному человеку, как его собеседник, сразу стало ясно, что он-то в своей квалификации не сомневается. И сомневается, что в ней могут сомневаться окружающие.
 Поэтому поняв всю очевидную нелепость всех своих предположений Иван Лох как бы сам себе ответил:
- Извините. Нет, конечно. Я вовсе не хотел сказать что-то неподобающее. И уж не дай боже, не хотел ни на что намекнуть или кого-то обидеть. Тем более вас, всеми уважаемого господина Протеже… Но простите, в моей голове не укладывается: неужели вы хотите сказать, что помимо своих прямых обязанностей, вы вчера, к примеру, прочитали и переосмыслили 73839991-но письмо? – спросил он всё-таки немного подумав.
- Но вы же видите, что кривая учёта спроса потребителей (а именно эта информация содержится в упомянутой корреспонденции) заполнена на вчерашний день. Кто-то же сделал это? Разве по-вашему могло такое получиться без учёта должной информации?
- Видимо, нет, - промямлил Иван, разглядывая диаграммы из разноцветных полос, которые красовались на плакате над многоумной головой господина Протеже. В глазах его тут же зарябило, и он практически начал терять способность соображать здраво. Но все-таки сумел удивиться тому, что упомянутые диаграммы каким-то чудесным образом продолжены были и на сегодня, хотя рабочий день был в самом начале, и он не распечатал ещё ни один конверт. Но особенно удивительно было то, что они прочерчены были и на завтра, и на месяц вперёд.
- Пожалуйста, не удивляйтесь моим вопросам, - продолжал он, пытаясь переосмыслить увиденное, - просто мне бы хотелось понять своё место в общем процессе. Представьте, я работаю в вашей компании, и даже не в курсе того: чем именно занимается эта фирма.
- Но разве Федя Интеллектуальный вас не вводил в курс дела?
- Вводил, разумеется. Он сказал, что компания занимается тем, что обеспечивает потребителя различными товарами общего потребления.
- Правильно. В современном обществе развитого капитализма господствует производство товаров. Товар есть, во-первых, вещь, удовлетворяющая какую-либо потребность человека. Во-вторых, вещь, обмениваемая на другую вещь. Полезность вещи наделяет её потребительской стоимостью (или просто стоимостью), и является прежде всего отношением пропорции при обмене известного числа потребительских стоимостей одного вида на известное число стоимостей другого вида. Ежедневный опыт показывает нам, что миллионы и миллиарды таких обменов приравнивают постоянно самые различные, не сравнимые друг с другом, потребительные стоимости одну к другой. Что же есть общего между этими различными товарами, постоянно приравниваемыми друг к другу в определённой системе общественных отношений? А общее между ними то, что все они – продукты труда. Вот вы и трудитесь для того, чтобы производить потребительную стоимость. Каким образом? Я вам объясню.
Для того, чтобы стоимость была действительно стоимостью, необходимо, чтобы на товар был спрос. А для того, чтобы обеспечить рынок товарами, действительно имеющими спрос, необходимо знать конъюнктуру рынка. Мы должны иметь сведения. И именно эти сведения нам и поставляют наши корреспонденты.
- Теперь понятно, - сказал Иван, хотя ничего не понял.
- Ваша работа очень важна, потому что избавляет от рутины и обеспечивает поле деятельности более квалифицированным специалистам, вникающим в суть вопроса.
- Угу, - сказал Иван, потому что вникнуть в суть вопроса так и не смог, - а вы не могли бы мне открыть: какого именно рода товарами я помогаю обеспечивать потребителя?
- Вы обслуживаете информацию по спросу на сигареты и кофе.
- Сигареты и кофе?
- Да, кофе и сигареты. Это очень востребованные товары, и вам очень повезло. К примеру, представьте себе человека, исполняющего функции подобные вашим. Он выполняет рутинную работу. Она отупляет эмоционально и умственно. Таких людей сотни тысяч. В течении дня они нуждаются в своего рода допинге. Таким допингом и служат сигареты и кофе. По статистике, человек, работающей на должности подобной вашей и выполняющий схожие обязанности, потребляет в среднем в день 17,5 штук пакетиков кофе и выкуривает 1,3 пачки сигарет.
- Да, именно столько я и потребляю. Вы хорошо информированы.
- Конечно, - улыбнулся Протеже, - теперь-то вы понимаете: сколь важна ваша работа?
- Да, то есть нет.
- Ну, что тут опять непонятного?
- Смотрите, с одной стороны получается, что работа моя имеет значение, потому что каждый работник типа меня вынужден принимать каждодневно порцию кофе и сигарет в качестве допингу, чтобы работать. Но с другой стороны я сам должен употреблять этот допинг, чтобы работать. Каков мой вклад в количественном отношении?
- Учитывая количество трудочасов и вашу квалификацию, вы как бы вырабатываете 17,5 пакетиков кофе и 1,3 пачки сигарет.
- И ровно столько же потребляю, чтобы работать. Тогда в чём же смысл?
- Смысл? А что это такое? Для бизнеса нет никаких других понятий кроме математических диаграмм и экономических интересов. «Смысл» - забавное слово. Кажется, им интересовались древние философы. Но тогда ещё производительные силы и производственные отношения не были развиты достаточным образом. Позже вроде бы ещё священники разглагольствовали об этом смысле. Они считали, что дух силён, плоть же немощна. И поэтому человеку достаточно иметь лишь сумму и кусок хлеба. Зачем вести бухгалтерские расчёты, если истинный дом человека на небесах? Но в наше время у всего есть цена, а также у философии и священного религиозного экстаза. Вот, к примеру, собрание сочинений Платона стоит 2300 руб. А книга «Деяния апостолов» - всего 500. У этих деяний не очень-то большая потребительская стоимость.
Всё что угодно можно продать и купить. К примеру, личное достоинство человека легко превратить в меновую стоимость. Свобода? Она тоже легко продаётся, потому что в бизнесе нет никакой другой свободы кроме свободы торговли. Все виды деятельности, которые во времена мракобесия были окружены священным ореолом, тоже превратились в товар. Врач, юрист, священник, поэт, человек науки сделались платными наёмными работниками на службе у капитала. Любовь, страсть и прочая мишура – тоже всего лишь товар, как и всё прочее. И что такое брак? Разве ни взаимный торг, где каждый из супругов продаёт свою успешность, внешнюю привлекательность и сексуальные возможности? Вы, господин Лох, задаёте какие-то странные вопросы. Может вам сходить к психоаналитику? Впрочем, возможно, вы просто социалист. Этот тип людей тоже интересуется вопросами подобного рода. Но имею необходимость напомнить: сейчас не те времена. Это во времена великих тиранов и диктаторов люди думали о смысле. Им внушали, что если они живут ради светлого будущего, в этом и есть смысл.
Наше поколение смыслом не интересуется, впрочем, как и будущим. Мы живём в обществе свободного выражения личности. Каждая личность вправе желать и получать желаемое по мере своей полезности. Ваша полезность для общества выражается в 17,5 пакетиков кофе в трудодень и 1,3 пачке сигарет, столько вы и получаете, чтобы работать. Я не понимаю: чего вам ещё желать?
- А чего должен желать человек?
- Удовлетворения своих потребностей. Он этого и желает. И желает их удовлетворить здесь и сейчас, а не в каком-то мифическом будущем. Он желает на данный конкретный момент. Или в последующий, но не далее конца своего физического существования, потому что с концом физического существования личности, кончаются и все её потребности. Только, пожалуйста, не спрашивайте: в чём здесь смысл. Тут весь смысл в цикличности производства и потребления. Разумеется, одно компенсирует другое. Вы потребляете ровно столько, сколько производите. Что же вы ещё хотите? Или вас интересует карьерный рост?
- Возможно.
- Но для этого нужно иметь соответствующую квалификацию. У вас какое образование?
- Простите, никакого. Дело в том, что мне, в отличии от других, так и не удавалось никогда вникнуть в суть вопроса.
- Вы знакомы с маркетингом, лизингом и менеджментом?
- Извините, нет. А «Маркетинг» - это фамилия?
- … Конечно, - сказал немного подумав господин Протеже, - Маркетинг – это фамилия человека, который всему знает цену. Так вы с ним не знакомы? Я вас познакомлю. Быть может после знакомства с ним, суть вопроса всё-таки откроется вам.

Продолжение здесь http://www.proza.ru/2015/03/13/723