2. Зебницкий Федор в застенках НКВД. 1937 г

Владимир Пузиков
ЗЕБНИЦКИЙ ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ.
В ЗАСТЕНКАХ НКВД. 1937 г.

1 августа 1937 года в селе Благодарном Орджоникидзевского (с января 1943 г. – Ставропольского) края сотрудники Благодарненского районного отдела НКВД арестовали 63-летнего сторожа сенозаготовительного пункта, бывшего купца второй гильдии Зебницкого Федора Григорьевича.

Сразу же ему было предъявлено постановление о привлечении к уголовной ответственности: «…Я, помощник уполномоченного УГБ Благодарненского РО НКВД сержант госбезопасности Волобуев, рассмотрев имеющийся материал на гр. Зебницкого Федора Григорьевича, рождения 1874 года, кулак-купец, проживает в с. Благодарном, нашел, что он в период уборочной кампании 1937 года, всячески разлагал колхозную массу, проводил антисоветскую агитацию, а поэтому постановил: Г-на Зебницкого Федора Григорьевича привлечь к уголовной ответственности по Ст. 58-10 УК РСФСР и мерой пресечения избрать содержанием под стражей».

В отпечатанном на машинке постановлении уже была указана вина арестованного Ф. Г. Зебницкого и вменяемая ему статья Уголовного Кодекса. Определенно, бланки печатались под копирку  заранее для проведения массовых арестов граждан по 58-й статье УК и для ускорения работы сотрудников НКВД.
С арестом Ф. Г. Зебницкого согласился начальник Благодарненского РО НКВД, старший лейтенант госбезопасности Емельянов и санкционировал прокурор Благодарненского района Чуприн.

В этот же день была составлена «Анкета арестованного».
Зебницкий Федор Григорьевич родился 20 февраля 1874 года в селе Благодарном. Образование – двухклассное училище. Паспорта не имел. По профессии – торговец, по социальному происхождению – кулак-торговец. До революции имел дом из 6 комнат, кухню и магазин бакалейно-галантерейный с оборотом 30 тысяч рублей. Имел две лошади и корову. После революции не имел ничего. По социальному положению – раскулаченный кулак. В  партиях не состоял. На момент ареста семьи не имел. На воинском учете не состоял по причине преклонного возраста. В белой и красной армиях не служил, на фронтах не воевал. В бандах не состоял, в восстаниях против советской власти не участвовал.

За период с 1918 по 1937 годы Ф. Г. Зебницкий репрессиям со стороны советской власти подвергался неоднократно. Из анкеты: «…в 1920 году он был арестован органами и был осужден, в 1935 году также был арестован НКВД, и в 1936 году тоже».

Вскоре Благодарненский сельский Совет на арестованного Зебницкого представил в РО НКВД справку следующего содержания: «…Справка выдана Благодарненским сельсоветом Орджоникидзевского края на гр. Зебницкого Федора Григорьевича в том, что он житель с. Благодарного, бывший купец II-й гильдии, имел крупный магазин, применял наемный труд. В 1929 году был выслан по I-й категории, как лишенный избирательных прав». Справку подписали председатель сельсовета Сапрыкина и секретарь Бадулина.

5 августа 1937 года Ф. Г. Зебницкого привели на первый допрос, который проводили Емельянов и Волобуев. К этому времени уже были арестованы и допрошены жители села Благодарного: Щегольков Тарас Денисович, Васильев Матвей Карпович, Лежепеков Афанасий Петрович, Побединский Григорий Яковлевич, Подкопаев Матвей Кузьмич и десятки других селян, подозреваемых в антисоветской деятельности.

Вопросы Зебницкому задавал начальник РО НКВД Емельянов, протокол допроса составлял сержант госбезопасности Волобуев.
Емельянов:
- Знаете ли Вы гражданина Щеголькова Тараса Денисовича и как давно?
Зебницкий:
- Щеголькова я знаю с малых лет, как односельчанина и хорошего знакомого.
- Охарактеризуйте личность Щеголькова.
- Щегольков происходит из крестьян-бедняков, в 1905-1906 годах состоял членом партии эсеров. Ныне он кустарь-одиночка, личность антисоветская. Связь поддерживает с лицами, враждебно настроенными к советской власти.
- Покажите круг знакомства Щеголькова.
Зебницкий задумался, но его с ответом и не торопили. Вскоре он начал отвечать на неудобный вопрос, ведь надо было называть фамилии знакомых и товарищей, и от его ответа зависела их судьба:
- Щегольков поддерживает связь с Васильевым Матвеем Карповичем, Лежепековым Афанасием. Эти лица настроены крайне антисоветски и очень часто высказывают недовольство на власть и проводимые ею мероприятия.

- Ваши личные взаимоотношения с Щегольковым?
- Самые нормальные. Мне лично приходится часто с ним встречаться на улице и около его собственной квартиры. Периодически я бывал в доме Щеголькова.
- В чем выражается Ваша личная связь с Васильевым и Леждепековым?
- Связь моя заключается в том, что мы, то есть я, Васильев и Лежепеков часто собираемся в квартире Щеголькова, где читаем газеты и обмениваемся мнениями о событиях в Испании, о расстреле троцкистов и о мероприятиях, проводимых советской властью.

В кабинете зазвонил телефон, начальника отдела НКВД Емельянова вызывали в райисполком, поэтому он попросил Зебницкого вспомнить конкретные факты и темы бесед со Щегольковым, Васильевым и Лежепековым, а Волобуеву поручил тщательно записать ответы.

Зебницкий:
- В июне этого года около дома Щеголькова мы беседовали о событиях в Испании. Тарас Щегольков доказывал нам, что фашисты победят правительственные войска Испании, затем разобьют Францию и пойдут войной против Советского Союза. С позицией Щеголькова согласился Васильев. Лично я по этому вопросу сказал, что Советский Союз непобедим, фашистам надо было начинать войну раньше. Спустя некоторое время мы собрались в доме Щеголькова и вели разговор о состоявшемся суде над троцкистами. Щегольков и я доказывали собеседникам, что троцкистов не расстреляют, потому что они люди видные, известные. Они шли за народ и защищали интересы крестьянства. Примерно, спустя неделю, я возвращался домой со свежей газетой. Васильев и Щегольков стояли на улице. Они вели беседу по поводу ожидаемого расстрела троцкистов. Щегольков поддерживал политику троцкистов. Он говорил, что они отстаивали интересы народа, чтобы крестьяне были независимы от государства, чтобы не было колхозов и совхозов. Троцкисты добивались действительной свободы, а не такой, как сейчас при советской власти. Васильев поддержал Щеголькова и сказал: «Разве сейчас свобода для крестьян? Это не свобода! Советская власть душит крестьян всевозможными налогами, заставляет насильно идти в колхозы. Разве это правильно? Правы были троцкисты, когда они предлагали распустить колхозы и совхозы. Крестьянин должен вести единоличное хозяйство». Затем Васильев сказал, что всех троцкистов не расстреляют, их в России много. Придет время, когда у нас будет действительная, настоящая свобода.

Волобуев:
- Как часто вы собирались у Щеголькова? Кто еще присутствовал при беседах? 
- В квартире Щеголькова или на улице около его дома мы собирались вечерами раз в неделю. Присутствовали и другие лица, в частности Журавлев Егор. Все сообщения, опубликованные в прессе, мы истолковывали в контрреволюционном духе. Каждый из нас откровенно выражал недовольство действиями исполнительных органов советской власти. 
- Кто являлся организатором контрреволюционной группы? Кто завербовал в нее Вас?

Вопрос уполномоченным госбезопасности был поставлен конкретно, и на него следовало конкретно отвечать, называть руководителя антисоветской группы и признавать свое участие в ней. Зебницкий надолго замолчал, его мозг лихорадочно искал выхода из сложной ситуации и не находил. Наконец, он выдавил из себя:
- Щегольков Тарас… Он меня и завербовал в группу.

В кабинет вернулся Емельянов, спросил Волобуева:
- Ну что, гражданин Зебницкий признал свою причастность к группировке?
- Признал! - подтвердил Волобуев. – Да куда ему деваться? На него уже столько дано показаний, не отвертеться.
- Где, когда, при каких обстоятельствах Вы были завербованы? - обратился начальник РО НКВД к Зебницкому.

- В середине мая 1937 года я и Щегольков встретились у ларька Госиздата, постояли в очереди, купили газеты и пошли на речку Мокрую Буйволу. На бережку сели, почитали газеты, обсудили свежие новости из Испании. Затем Тарас начал возмущаться высылкой крепких хозяев-кулаков из села Благодарного, а бедняки вести сельскохозяйственное производство не могут, отсюда низкие урожаи, падеж скота. Многие колхозники выходят из коллективных хозяйств, становятся единоличниками. Политика Советов доведет крестьян до такой ситуации, что все они уйдут из колхозов. Таким образом, Щегольков обработал меня, бывшего купца второй гильдии, в контрреволюционном духе и я стал его единомышленником.

- Вы дали свое согласие на участие в этой контрреволюционной группе?
Зебницкий задумался. Он пытался вспомнить, давал он свое согласие или нет? И не мог вспомнить конкретного разговора на эту тему со Щегольковым. Поэтому Зебницкий стал отвечать уклончиво:
- Товарищ начальник! К советской власти я относился сочувственно, никогда не высказывался прямо против ее мероприятий, ни в ссылке, ни здесь в селе…
- Не юлите! Отвечайте конкретно, - прервал его Волобуев.
- Да, я дал согласие на участие в группе Щеголькова.
- Пожалуй, на сегодня достаточно, - сказал Емельянов. – Последний вопрос. Что собой представляет гражданин Васильев?
- Васильев Матвей Карпович старше меня лет на восемь. В 1905 году, как и я, состоял в партии эсеров, участвовал в революционных событиях в селе Благодарном. Ныне он единоличник, работает в своем саду.
Волобуев окончил составлять протокол допроса, дал на подпись Зебницкому, после чего арестованного увели в камеру предварительного заключения.

***

На следующий допрос Зебницкого вызвали лишь через три недели, 24 августа. Допрашивали его те же сотрудники отдела НКВД: Емельянов и Волобуев.
- Гражданин Зебницкий, приступаем к работе, - с этих слов начал допрос Емельянов. – Следствию стало известно, что в марте 1937 года Вы выезжали в город Ворошиловск. Подтверждаете ли Вы это?
- Подтверждаю. В Ворошиловск я выехал 25 марта.
- Цель вашей поездки?
- Проведать своих сестер, Романову Нину Григорьевну и Иванову Наталью Григорьевну. Сестра Нина – вдова, живет на иждивении дочери. Сестра Наталья замужем. Ее мужа – бывшего Александровского купца Иванова Федора Ивановича я знал давно, мы с ним часто встречались на ярмарках. Но с 1917 по 1937 год я с ним не встречался.

- Сколь долго Вы проживали в Ворошиловске?
- Прожил я там полтора месяца. Жил по очереди, то у одной, то у другой сестры.
- Кто из Ваших знакомых села Благодарного знал, что Вы уехали в гости в город Ворошиловск?
Зебницкий несколько помедлил с ответом, размышляя, что сказать? Уезжал он из села поездом «Благодарное-Ставрополь», который отходил ночью. Видел его кто из знакомых или нет, однозначно не ответишь.

- О моем отъезде знала только моя двоюродная сестра Медведева Анастасия. Я оставил у нее свои вещи. Больше никто не знал о моем отъезде. Хотя, возможно, меня видели на железнодорожной станции…
- Вы даете ложные показания, – прервал его ответ Емельянов. – Предлагаю говорить правду!

- Хорошо! Скажу правду. Я возил посылку от Варфоломеевых в пединститут их сыну Евгению. Что было в посылке мне неизвестно.
Емельянов:
- Вот видите, следствию много известно! Мы знаем, что было в посылке! И Вам надо говорить нам правду, и только правду! Допрос заканчиваем! Уведите арестованного.

***

Варфоломеев Евгений Васильевич родился в 1917 году в селе Благодарном Ставропольской губернии в крестьянской семье. С октября 1939 года, после окончания педагогического института, служил в Рабоче-Крестьянской Красной Армии, обучался в артиллерийской школе. В декабре 1940 года вступил в ряды ВЛКСМ.

Лейтенант Е. В. Варфоломеев с октября 1942 года воевал с фашистами на Северо-Кавказском фронте. С сентября 1944 на 1-м Украинском фронте командовал батареей 526-го Армейского минометного Никольского Краснознаменного орденов Кутузова 3 степени и Богдана Хмельницкого 2 степени полка.

18 апреля 1945 года Е. В. Варфоломеев в бою за город Форст вместе с пехотой форсировал реку Нейсе и корректировал огонь нашей артиллерии, обеспечил закрепление наших войск на западном берегу реки.
В бою за селение Бени Гуры Варфоломеев, командуя батареей, подавил огонь нескольких вражеских пулеметов и уничтожил взвод пехоты противника. В наступлении на город Бухгольц его батарея отразила контратаку противника, уничтожив до 50 вражеских солдат.

30 апреля 1945 года батарея 526-го Армейского минометного полка следовала колонной в направлении на селение Хельбе. Лейтенант Варфоломеев, обнаружив скопление вражеской пехоты, с марша развернул свою батарею, дал команду открыть массированный огонь по неприятелю. Противник понес большие потери, начал в панике отходить, а затем вся оставшаяся группа пехотинцев сдалась в плен.

Приказом Командующего артиллерией 3-й Гвардейской Армии, гвардии генерал-майора артиллерии Дзевулевского от имени Президиума Верховного Совета Союза ССР, за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество, лейтенант Варфоломеев Евгений Васильевич награждался в апреле 1945 года – орденом Отечественной войны 2 степени, в июне 1945 года – орденом Красной Звезды. В наградных листах командир 526-го Армейского минометного полка, подполковник Надгериев отмечал смелость и героизм лейтенанта Е. В Варфоломеева.

***

26 августа Зебницкого допрашивал сержант Волобуев. Видимо, нагрузка на сотрудников отдела НКВД была настолько большой, что он забыл о вопросах, которые задавал Зеницкому ранее, а поэтому повторялся.
Волобуев:
- С кем Вы поддерживаете связь по селу Благодарному?
Зебницкий недоуменно посмотрел на забывчивого сержанта и съязвил:
- Ни с кем!
- Как ни с кем? – вспылил Волобуев. – Вы говорите неправду! Следствию известно, что Вы в хороших отношениях со Щегольковым Тарасом. Подтверждаете ли это?

Зебницкому ничего не оставалось, как повторно отвечать на ранее задаваемые вопросы:
- Да, подтверждаю! Это верно. Со Щегольковым я в хороших взаимоотношениях, часто бывал у него в квартире.
- Следствию известно о том, что у Вас хорошие взаимоотношения с Карандиным Пантелеем. Подтверждаете?

- Нет, не подтверждаю! Я его совсем не знаю.
- Следствию известно о том, что у Вас хорошие взаимоотношения с Капишиным Прохором. Подтверждаете?
- Капишина Прохора знаю хорошо. В 1936 году бывал у него дома.
- Следствию известно, что Вы часто бывали на квартире у Матвея Карповича Васильева. Подтверждаете ли это?
- Да это правильно. Васильева я неоднократно посещал.
- Следствию известно о том, что Вы поддерживаете связь со Щегольковым Василием Тарасовичем. Подтверждаете?
- Да, подтверждаю. У Василия Тарасова я был два раза на квартире.

- Следствию известно о том, что у Вас хорошие взаимоотношения с Миролюбовым Михаилом. Подтверждаете ли это?
- Да, подтверждаю. Он мой хороший друг, - Зебницкий рассказал Волобуеву о том, как в 1906 году во время массовых волнений в Благодарненском уезде полиция арестовала Миролюбова, участника эсеровского движения, а он помог ему выйти из тюрьмы на свободу.

Волобуев:
- Вы поддерживаете связь с Варфоломеевым Василием Михайловичем?
- Да! Это мой сосед, друг. До революции я часто давал ему в займы крупные суммы денег.
Затем Волобуев решил уточнить, как проходили встречи Зебницкого и Тараса Щеголькова. На что подследственный ответил:
- Я, как обычно, приходил к Щеголькову обменяться свежими газетами. Ему отдавал «Известия», а у него брал «Правду». Затем мы обменивались новостями, обсуждали политические кампании в СССР, истолковывали газетные статьи в антисоветском духе. На одной из таких бесед присутствовал Васильев Матвей Карпович. Это было в начале 1937 года. Но о чем конкретно в тот раз говорили, я не помню.
На этом допрос был завершен.

***

8 декабря 1937 года сержант Волобуев выехал в город Ворошиловск. На внесудебном заседании Тройки УНКВД по Орджоникидзевскому краю он докладывал о завершении расследования уголовного дела № 515 по Благодарненскому району.
Выписка из протокола заседания Тройки от 8 декабря 1937 года:

«…Дело № 515 Благодарненского РО НКВД по обвинению Зебницкого Федора Григорьевича, 1874 года рождения, бывшего купца 2-й гильдии, активного участника эсеровского движения. Обвиняется в том, что, являясь членом антисоветской группировки, систематически среди населения проводил контрреволюционную пропаганду. Докладчик тов. Волобуев.
Постановили: Зебницкого Федора Григорьевича расстрелять».
Выписку заверил секретарь Тройки. Подпись неразборчива.

Тройка выносила суровые приговоры, причем, без присутствия на заседании обвиняемых, адвокатов и свидетелей защиты:
- Расстрелять…
- Расстрелять…
- Заключить в ИТЛ на 10 лет…
- Расстрелять…
- Расстрелять…
- Заключить в ИТЛ на 8 лет…
- Расстрелять…
- Расстрелять…
Мягче приговоров не было!

В отношении Зебницкого Федора Григорьевича приговор Тройки УНКВД был приведен в исполнение 17 декабря 1937 года. Место его захоронения неизвестно, тела приговоренных к смертной казни родственникам не выдавались.

Владимир Пузиков
30 октября 2014 г.
Г. Благодарный