Санта Клаус и его коллеги

Тина Скон 1
САНТА КЛАУС И ЕГО КОЛЛЕГИ

С детских лет мы помним  этого дружелюбного человека в красном костюме с белой бородей и мешком подарков на спине. Он появлялся  в рожденственские и новогодние праздники, без него не обходилась ни одна  праздничная ёлка, ему пели песенки и рассказывали стишки, для него оставляли чулочек у постели – ведь, наверняка, утром будет много подарков. Кто же он – Дед Мороз из русской сказки, Санта Клаус европейских ребят или Святой Николай?

...В начале 4-го столетия в правление императора Константина I Великого, в городе Миры - центре римской провинции Ликия (Малая Азия) трое уважаемых граждан по ложному навету были обвинены в преступлении. Чтобы добиться их казни, недруги подкупили правителя города. Никто не решался пойти против его воли и заступиться за несчастных. Палач уже извлёк из ножен меч, когда рядом с ним неожиданно появился  Николай, архиепископ Мир Ликийских. Вырвав орудие казни из рук палача и бросив его на землю, он освободил осуждённых и обратился к правителю города с гневным обличением. Тот не только был вынужден оправдать приговорённых, но и публично просил прощения у архиепископа Николая.

Чтобы оценить этот поступок, надо учесть, что в то время христианство ещё не стало государственной религией Римской империи. Императорские указы лишь уравняли его  в правах с другими религиями и культами. Да и намного позже подобное вмешательство церковного иерарха в дела в дела светской власти отнюдь не являлось правилом и могло закончиться плачевно. Но авторитет архиепископа Николая был настолько высок, что перед ним склонялись могущественные сановники империи. Это легенда? Предание?

Но его свято чтут и Западная, и Восточная Церкви. Но именно в России даже далёкие от Церкви люди знают  Николая Угодника как самого почитаемого русским народом святого. Помимо посвящённых ему особых праздников память святителя Николая Чудотворца Церковь отмечает каждый четверг. Часто поминается  св. Николай на богослужениях и в другие дни недели.

Исследователи житий (жизнеописаний святых) отмечают, что исторических данных об архиепископе Мир Ликийских очень мало. Многие сюжеты из поздних житий св. Николая обнаруживают сходство с житиями св. Николая Пиранского, жившего в 6-ом веке, и других сподвижников Церкви. В чём же секрет  внутренней достоверности характера и личности св. Николая Мирликийского, которая открывается в его житиях?

Любое житие призвано раскрыть духовную правду о святом. При этом могут применяться приёмы и формы повествования, встречающиеся в других житиях. Они несут отпечаток определённых культур и эпох. Житийные повествования о святителе  Николае рисуют его характер таким образом, что он подчас может показаться противоречивым.

О мужестве и ревностном отношении св. Николая к правде Божией свидетельствует случай со спасением невинно осуждённых. Не дрогнул он и во время гонений на христиан, начатых императорами  Диоклетианом и Максимилианом, стойко претерпев тяготы тюремного заключения. Но верующие почитают его также за смирение и скромность: единственный наследник богатой семьи из греческого города  Патры, Николай пожертвовал всё своё состояние на  Церковь и бедняков. Святой стремился к монашеской жизни, но Церковь призвала его к пастырскому служению: епископы  Ликийской области  избрали его архиепископом города  Миры, и он кротко покорился велению долга. Святой  Николай был сердечно открыт нуждам своей паствы. Когда разорившийся патриций готов был продать своих дочерей, святитель тайно дал ему деньги на приданое – и материальная поддержка обернулась духовной: отец расскаялся в своих намерениях.

Святой  Николай проявлял милосердие даже к  человеку, совершившему страшный грех, если тот глубоко и искренне повинился. Так, святитель простил правителя города, за мзду осудившего невинных, и не стал жаловаться на него императору. И он же мог быть неожиданно резким: на Первом Вселенском  соборе в Никее(325 г.), возмутившись упорством еретика Ария, ударил его по щеке, за что собравшиеся епископы постановили лишить св. Николая святительского (епископского) сана. По преданию, он был заключён в темницу. Но знамение, которое епископы получили во сне, убедило их вернуть святителю свободу. Смысл его поступка для верующих отнюдь не во вседозволенности, а в активном неприятиии любой неправды: резкость святителя была вызвана тем же чувством, которое некогда побудило его вырвать меч из рук палача.

Святой Николай прославился и как чудотворец. В житийных повествованиях по его молитвам происходили чудесные исцеления и даже воскрешения из мёртвых, стихали бури на море, а ветер нёс корабль туда, куда было нужно святителю. Церковь знает также множество случаев, когда чудесами оборачивались молитвенные обращения к св. Николаю и после его кончины.

Помимо житий св. Николая, вошедших в церковное предание, о нём сложено много легенд и притч. Большинство из них рисует Николая чудотворца как  помощника тех, кто попал в беду. Например, одна из притч рассказывает, как  св. Касьян (Кассиан) прошёл мимо селянина, у которого воз увяз в грязи, а св. Николай остановился  и помог ему, хотя и весь запачкался. За это Господь даровал  Николаю два памятных дня в году против одного у Касьяна. Сятой  Николай считается покровителем мореплавателей, детей, учащихся, всех терпящих беды и несправедливые гонения.

В Европе образ св. Николая  соединился в народном сознании с древними языческими божествами. Так возник фольклорный герой Санта Клаус (Святой Николас), который дарит детям подарки на Рождесство.

В русском фольклоре показаны строгость  Николая-чудотворца в отношении веры и благочестия. Он наказывае тех, кто непочтительно обращаеся с иконами, занимается гаданием и т.п. Однако в его образе встречается также немало языческогого.

Скорый и милосердный, помощник страждущих, бессеребренник и благотворитель, чутко откликающийся на беду и боль людей; строгий пастырь-наставник, остро переживающий любую неправду и решительно восстающий против неё, - в этих чертах св. Николая православные  видят не противоречивость характера, а свидетельство живой полноты его святости.

День кончины Николая Чудотворца -  6(19 по новому стилю) декабря 342 г.– отмечается на Руси как день обретения земной Церковью небесного заступника. Его день отмечается  6 декабря, один из самых популярных «малых святых», поминаемых в восточной и западной церквах. Его имя традиционно связывается с рождественскими праздниками.
 
Существование Николая не подтверждается никакими документами, поэтому о его жизни ничего определённого неизвестно, за исключением того, что он, возможно, был епископом Миры в 4 веке. В соответствии с преданием он родился в 270 году в древнем ликийском  морском портовом городе Патара(Патра) и в молодости путешествовал  в Палестину и Египет. Вскоре после возвращения в Ликию он стал епископом Миры. Во время преследования императором Диоклетианом христиан Николай был посажен в тюрьму, но при правлении императора Константина Великого был освобождён и посетил  первый Собор (325) год в Никее.

 После смерти он был похоронен  в Мире, и к 6-му веку связанные с ним святые места стали хорошо известны среди паломников. 9(22) мая1087 году итальянские моряки или торговцы выкрали приписываемые ему останки из Миры и привезли их в Бари в Италии. Это перенесение мощей сильно увеличило популярность святого в Европе, а Бари стал самым оживлённым из всех  центров паломничества. Мощи Николая покоятся в построенной в 11 веке базилике Сан-Никола в городе Бари. Крипта  этой церкви была освящена папой Урбаном  II в 1089 году.

 Слава Николая как щедрого и доброго человека породила легенды о чудесах, которые он творил для бедных и несчастных . говорят, что он дал золотое приданое трём девушкам, которые иначе из-за своей бедности были бы вынуждены вести жизнь проституток, и вернул жизнь трём детям, которые были порублены мясником и сложены в бочку с рассолом. В средние века почитание Николая распространилось по всей Европе. Он стал святым покровителем России и Греции, благотворительных братств и гильдий, моряков, незамужних девушек, торговцев и владельцев ломбардов, а также таких городов, как  Фрибург в Швейцарии и Москва. Тысячи европейских церквей построены в его честь, а одна из них построена ещё в 6 веке римским императором Юстинианом I в Константинополе (ныне  Стамбул). Церковь, посвящённая св. Николаю в Германии появилась в 952 году.

Сотворённые  Николаем чудеса были излюбленным сюжетом для средневековых художников и церковных представлений, а в праздничный день этого святого проводились церемонии избрания мальчика-епископа, которые были широко распространённым европейским обычаем. В этот день мальчик избирался епископом и правил до Дня святых младенцев (28 декабря). После  Реформации культ  Николая исчез во всех протестантских странах  Европы, кроме Голландии, где сохранилась легенда о Синтерклосе (голландский вариант имени Святой Николай). Голландские колонисты привезли эту традицию в Новый Амстердам (ныне  Нью-Йорк), т.е.  в американских колониях она появилась в 17 веке.
 
Легенда о добром старике Синтерклосе была объединена со староскандинавскими сказками о волшебнике, который наказывал непослушных детей и приносил подарки хорошим детям, и получила признание среди англоговорящего большинства этой страны, причём имя святого было изменено на Санта  Клаус. Окончательный образ  Санта Клауса в Соединённых Штатах Америки определился в 19 веке, с тех пор этот святой остаётся покровителем рождественских праздников, когда люди дарят друг другу подарки.

 В Нидерландах, Бельгии и других северных европейских странах личность святого  Николая была трансформирована в добродушного приносящего подарки старика, называемого различными именами. В Великобритании Санта Клаус известен как Фазер Крисмас (Батюшка Рождество). В Германии он стал  Санта Николаус, а в России – Дедушка Мороз. Но какая разница для детишек и да и для взрослых тоже, под каким именем он приносит рождественские (или новогодние) подарки?