Глава 11. Вторая великая битва Белерианда

Михаил Сидорович
Эта битва вспыхнула сразу вслед за первой. По Сильмариллиону, добрые и мирные, вооружённые до зубов нолдоры, всего лишь высадились в краю Ламмот. Затем они маршем прошли до озера Митрим, где предусмотрительно построили себе укреплённый лагерь. И вдруг, на них невинных, ни с того ни с сего, набросились толпы злобных орков. Нолдоры, со свойственным им героизмом, отразили атаку противника и обратили его в бегство.

Цитирую:

«Нолдоры, немногочисленные и захваченные врасплох, тем не менее быстро победили: свет Амана ещё не погас в их очах, они были сильны и скоры, гнев их гибелен, а мечи – длинны и смертоносны. Орки бежали пред ними, их выбили из Митрима с большими потерями и гнали через Теневой Хребет до великой равнины Ард – Гален, что лежит к северу от Дортониона. Те отряды Моргота, что проникли в долину Сирита и осаждали Кирдана в Фаласских гаванях, двинулись на помощь оркам и тоже были разбиты. Ибо сын Феанора Келегорм, прознав о них, устроил засаду и, обрушившись на врага с холмов близ Этейль Сириона, оттеснил орков в топи Серех. Воистину дурные вести пришли в Ангбанд, и из всего воинства, подготовленного для завоевания Белерианда, возвратилась лишь жалкая горстка». (Сильмариллион глава 13).

Не знаю как Вас дорогой читатель, а меня удивляет, откуда у Мелькора взялось ещё одно войско? Он что – фокусник? Он достаёт из рукава новые армии, словно шулер – козыри. Одна из его армий разбита королём Тинголом. Вторая – ещё осаждает короля Кирдана. И вот Мелькор откуда-то  берёт третью армию! Да когда же они у него кончатся? Причём, как явствует из цитаты, третья рать была не маленькая, ибо нолдоры были по сравнению с ней «немногочисленные».
В первой Великой битве, Мелькор представлен как образец глупости. Кажется, глупее некуда. Но во второй битве он бьёт собственный рекорд. Оказывается, он делил свои войска не на две, а на три части. Он сознательно ослаблял свои силы не вдвое, а втрое. Козе понятно, что на нолдоров надо было наваливаться сразу всеми тремя армиями, да ещё в союзе с телери. Но то коза – животное умное, куда до неё Мелькору.
Прошу читателя обратить внимание на последнюю фразу цитаты: «возвратилась лишь жалкая горстка». Запомним эту фразу и, не переворачивая страницу этой чудо-книги, прочтём о Феаноре следующее:

«Ничего не знал он об Ангбанде и о тех огромных силах, что столь быстро собрал Моргот».

Опять огромные силы! Толи Мелькор высиживает воинов из лягушачей икры, толи он заранее расчленил свои войска не на три, а на четыре части, чтоб противнику было удобнее их бить?

Прежде, чем изложить нашу – оркскую версию Второй Великой Битвы, давайте задумаемся – чем кормил Феанор своих доблестных воинов? Ведь даже храбрецы хотят кушать.

Насколько мне известно, существует только два способа снабжения армии продовольствием:
Первый способ – снабжение из заранее подготовленных складов. Но, увы, этот способ придётся отвергнуть, ибо не было тогда у нолдоров складов в Средиземье. А с Валинором у Феанора связи не было, ибо он сам сжёг корабли.

Второй способ снабжения заключается в том, чтобы реквизировать продовольствие у местного населения. И третьего способа, увы, до сих пор никто не изобрёл. Охота, собирание грибов, хлебопашество и прочие мирные способы пропитания – для армии не годятся, ибо требуют много времени и расселения по большой территории мелкими группами, а это означает роспуск армии и превращение её в обывателей.

Проще говоря, питаться можно либо своей едой, либо чужой, а ничьей еды не бывает!
Итак, раз складов у нолдоров не было, значит, они питались за счёт реквизиций. Проще говоря, грабили местное население.

А как обычно реагирует на грабежи местное население? Если грабители сильны, то население либо покорно терпит, либо разбегается. А если грабители кажутся не очень сильными, то население поднимает восстание. Но откуда местным эльфам было знать, что стрелы с каменными наконечниками не пробивают броню? Откуда им было знать, что странные палки, висящие на поясах у пришельцев – это смертоносные мечи? Ведь сумеречные эльфы, населявшие тогда Хитлум, не имели дел с металлом. Нолдоров же оружейному делу обучал сам Ауле. А жители Хитлума, в том числе и недавно переселившиеся сюда эльфы тьмы, всего лишь копировали из подручных материалов вооружение Оромэ – луки и копья. Ни щитов, ни доспехов великий охотник, не носил, и сумеречные эльфы не имели о них ни малейшего понятия. Они видели, что пришельцы немногочисленны и рассчитывали их легко победить.

И вот сумеречные эльфы вместе с недавно поселившимся здесь бродячим племенем эльфов тьмы, возмущённые грабежами, собрали всех своих воинов, и смело напали на укреплённый лагерь нолдоров. Враги ответили им губительным градом стрел. Сами они были неуязвимы за крепкими частоколами, а вот эльфы тьмы и их союзники – сумеречные эльфы, не имевшие средств защиты, принимали стрелы врагов открытой грудью и умирали сотнями.

Испуганные неожиданным поворотом битвы, повстанцы обратились в бегство. Нолдорская конница нещадно преследовала их, рубила, топтала конями. Впрочем, большинству повстанцев удалось спастись, отчасти благодаря тьме, царившей над Ардой, отчасти благодаря тому, что коней тогда у нолдоров было немного. Попросту говоря, хорошо вооружённые и обученные самим Тулкасом, нолдоры перебили наивных и почти безоружных повстанцев. И эту отвратительную бойню в Сильмариллионе с гордостью называют Второй Великой Битвой.

После тяжёлого поражения повстанцы разделились. Одни из них были сломлены и решили остаться в рабстве у победителей, а другие решили бежать из Хитлума. Этих вторых, нолдоры и прозвали орками. Название это происходит от древнеэльфийского глагола «орать», что означает – громко эмоционально кричать. Орки – значит крикуны, смутьяны, подбивающие местное население к сопротивлению. Так с презрением стали нас называть нолдоры. Сами же мы называли себя гоблины, что означает – Непокорные. Ныне оба названия известны в Средиземье, как синонимы. Этими именами пугают теперь маленьких детей. А мы, по природе своей, ничуть не свирепее, чем другие квенди. Просто, бесконечная война нас ожесточила. Большинство из нас ведёт свой род от эльфов тьмы, но есть среди нас и потомки сумеречных эльфов, населявших Хитлум до прихода бродячего племени.

В Сильмариллионе же пишут: «А надо сказать, что в Митриме жили Сумеречные Эльфы, народ Белерианда, перешедший горы, и нолдоры встретились с ними радостно, как с давно потерянными родичами. Но беседовать между собой им было трудно, ибо в долгой разлуке языки калаквенди Валинора и мориквенди Белерианда стали очень различны».

Можете себе представить эту радостную встречу, в виде небольшой пьесы. Разыграйте её на досуге. Рекомендую её для школьной самодеятельности.

Небольшой отряд нолдоров входит в поселение сумеречных эльфов.

Командир продотряда: Здравствуйте, братья наши меньшие, мы – ваши освободители и благодетели.

Сумеречные осторожно кланяются.

Командир (строгим голосом): Жратва есть?

Сумеречные: Чего, чего? Извини начальник. Мы есть плохо понимать по нолдорски.
Командир, (могучим ударом кулака, ломает челюсть первому попавшемуся сумеречному эльфу) Теперь понятнее?

Сумеречные: Да, теперь гораздо понятнее!

Командир: Где прячете жратву, сволочи? Ой, то есть братья!

(В это время собаки, пришедшие вместе с отрядом, начинают подозрительно обнюхивать снег позади чумов).

Сумеречные эльфы (недружным хором): Еды нет, начальник, совсем ничего нет.

Командир: Если врёте, всех порубаем! Терпеть не могу, когда врут.

(В это время, собаки откапывают за чумом в снегу целую кучу мороженой рыбы и мяса).

Командир: Так, так! А это – чьё?

Сумеречные эльфы: (старательно пожимают плечами) Не наше это, начальник! В первый раз видим! Это нам подбросили!

Командир: Ну ладно, на первый раз поверю. Если это не ваше, мы забираем. Взвод, грузи провиант на сани!

Нолдоры: Есть!

(Начинают грузить).

Командир (обращаясь к сумеречным эльфам): Что-то у вас лица невесёлые. Вы, что, не рады нашему приходу?

Сумеречные эльфы: Что вы, что вы! Мы рады, даже очень!

Командир: Тогда улыбайтесь. Приказываю улыбаться!

(Сумеречные эльфы улыбаются изо всех сил).

Командир: Вот теперь вижу, что рады. Рядовой Ульвэ!

Рядовой: Я!

Командир: Собрать все имеющиеся в стойбище луки, стрелы и копья и сжечь!

Рядовой: Есть.

(Бросается исполнять).

Командир: Оружие вам отныне не понадобится. Теперь вас будут защищать солдаты его величества Феанора Первого. Вы довольны?

Сумеречные эльфы (хором): Довольны, гражданин начальник.

Один из рядовых нолдоров: Ваше благородие, разрешите обратиться.

Командир: Ну, что у тебя там?

Рядовой: Разрешите, я вон ту девку проверю, правда они нам рады, или только притворяются. Вон в том чуме нам будет очень удобно, а хозяева пока пусть воздухом подышат.

Командир: Продолжайте погрузку боец. Нам еще пять стойбищ надо обойти. Времени нет на ваши проверки.

Рядовой (уныло): Слушаюсь.

Командир: А почему улыбаться перестали?

(Сумеречные спохватываются, начинают судорожно улыбаться).

Командир: Ну ладно, спасибо этому дому, пойдём к другому.

Сумеречные (с неподдельной радостью): Счастливого пути, гражданин начальник!

Примерно так я представляю себе радость населения по поводу предстоящих реквизиций.

http://www.proza.ru/2014/11/01/2089