Глава 8. Исход нолдоров

Михаил Сидорович
Об исходе нолдоров из Валинора у нас – орков нет никаких легенд. Поэтому всё, что мы знаем о нём, взято из Сильмариллиона.

Итак, нолдоры захотели переселиться из Валинора в Средиземье. Но едва они вышли из городских ворот, как явился посланник Манвэ и сообщил, что нолдоры вольны идти, куда им вздумается, но мягко посоветовал никуда не ходить. Это не помогло. Когда Феанор довёл свою толпу до моря, выяснилось, что морские эльфы не собираются предоставлять нолдорам корабли.

Цитирую:

«И не желали они ссужать корабли, или помогать строить их против воли валаров.»
Казалось бы, почему не дать друзьям корабли? Ведь сами телери путешествуют по морям, и ничего, батоны у них от этого не слипаются. И вот, в кои-то веки нолдоры собрались в плаванье, а им отказывают. Но в цитате ясно сказано, морские эльфы не хотели их отпускать против воли валаров. Значит, такова была воля валаров. Всех впускать, никого не выпускать! Попросту говоря, телери не хотели вызывать недовольство начальства! И не важно, отдали валары тайный приказ об этом, или король морских эльфов сам догадался, как выслужиться перед Манвэ.

Заметьте, из цитаты ясно, что нолдоры предлагали разные варианты сделки, вплоть до постройки кораблей самими нолдорами. Им требовались только опытные консультанты – корабелы. Но даже в этом им было отказано. А почему? Ведь валары не запрещали нолдорам уехать, напротив, они всякий раз подчёркивали, что эльфы в Валиноре свободны. А слухи о том, что Валинор – якобы тюрьма, они называли ложью и гнусной клеветой, распространяемой Мелькором. И вот, наконец, настала пора показать делом, насколько эльфы свободны. Но не тут-то было! Нолдорам дано разрешение на отъезд, но не даны корабли. А чего стоит разрешение на отъезд с острова, если не предоставлены корабли? Чего стоит разрешение, без возможности? «Возьми, деточка, с полки пряник, если дотянешься... Лети, птичка, если из клетки сможешь выбраться… Рожай, мужик, если получится...» - это лицемерие!

Представьте себе: Вы отсидели свой срок в тюрьме. Вам дано разрешение выйти на волю, но камера не отперта! Разрешение есть, но возможность не предоставлена! Вечно сидеть в запертой камере, и слушать, что ты свободен – это и есть свобода, в понимании валаров!
Да если бы валары искренне ценили чужую свободу, или хотя бы собственное честное слово, они должны были бы уговорить, упросить, заставить телери дать нолдорам корабли. От этого зависела их репутация. Но, увы, что сделано, то сделано.

И вот, видя, что их нагло и лицемерно держат в плену, нолдоры преисполнились ненависти к своим фальшивым друзьям и стали захватывать корабли силой. Завязалось сражение, перешедшее в отвратительную резню. Простите, но выражение: «резня в Альквалондэ» – придумано не мной. Никогда битву не называют резнёй. Обычно, так именуют избиение тех, кто не может защищаться. Не означает ли сие, что нолдоры, раззадоренные пролитой кровью, стали истреблять мирных жителей – женщин и младенцев? Иначе, зачем употреблено это выражение – «резня»? Мы, гоблины, тех событий не видели, а Квента Сильмариллион никаких пояснений не даёт. Резня мол была, да и только! Но и без пояснений понятно, что здесь произошло нечто отвратительное, некоторый перебор с жестокостью.

И что же валары? Телери так старались услужить им! Так старались! Почему валары не защитили своих усердных слуг? Разве Мелькор или Гортхаур когда-нибудь бросали своих в беде? Мандос, в своём проклятии, сулит нолдорам предательство, а как называется то, что сами валары только что совершили?

Но если Вы думаете, что после того, как нолдоры добыли корабли, они смогли спокойно уехать, то Вы ошибаетесь. Загляните в главу девятую Сильмариллиона. Там написано: «И нолдоры взошли на их белые корабли, сели на вёсла и поплыли вдоль берегов на север. И Ольвэ воззвал к Оссэ – но тот не явился, ибо не позволили валары силой задерживать нолдоров; но Уинен оплакивала погибших мореходов-телери и море поднялось на убийц. Многие корабли разбились, а все, кто был на них, - потонули».

Вот так! Оказывается, валары не имели к произошедшей буре ни малейшего отношения! Буря сама по себе разыгралась, как та вдова, что сама себя высекла. А Владыка Воды и знать ничего не знал, и ведать не ведал! И ветер самовольно достиг ураганной силы, без ведома Манвэ!

Я понимаю, можно было не услышать, как прокралась мышь. Но рёв урагана мог не разбудить только мертвеца! И вот Манвэ ничего не слыхал и спал сном праведника!
Ох уж эти валары! И телери-то они не приказывали задерживать нолдоров, и море-то само по себе взбесилось. Что – это? Толи валары вдруг разучились управлять своими стихиями, толи научились врать? Обещали не препятствовать отъезду, а сами что делают?

«Большинство нолдоров уцелело» – радостно сообщает нам Сильмариллион. А меня почему-то интересует судьба меньшинства. Выходит, что меньшинству удалось покинуть сей гостеприимный остров, только вперёд ногами, но сделали они это совершенно свободно, и никто им не препятствовал.

Причём, погибли они отнюдь не от коклюша. Их убили ветер и волны – те самые стихии, управление которыми так вовремя «потеряли» Ульмо и Манвэ. Обвиняют Мелькора, хотя и абсолютно бездоказательно, в убийстве одного нолдора, а сами топят их десятками, а может быть даже сотнями! Вот она – любовь валаров к эльфам, во всей красе! Любуйтесь! Не отсюда ли пошла старинная эльфийская поговорка: «Из Валинора, да в Мандос»?
После бури к нолдорам является Мандос – Владыка Смерти, и проклинает всех, за исключением тех, кто вернётся обратно. И тут многие не выдерживают и возвращаются домой. На мой взгляд, это проклятие – самое настоящее выкручивание рук! Оно распространяется не на тех, кто больше других свирепствовал в резне, а на тех, кто желает уехать, пусть он даже будет невинен, как Мать Тереза.

Получается, что законное желание уехать, является более тяжким преступлением, чем убийство. Но любые убийства простятся тому, кто захочет остаться! Вот так справедливость! За желание воспользоваться своим законным правом, будешь проклят. А за зверские убийства будешь прощён!

Но только Вы не подумайте, будто валары хотели кого-то запугать, или принуждали вернуться. Все, кто вернулись, сделали это совершенно добровольно и с песнями! Подумаешь, сотня – другая трупов.… Разве такие пустяки могут повлиять на чьё-либо решение?

После всех этих злоключений, Феанор со своим проклятым воинством благополучно переплывает пролив и высаживается в Средиземье. Но большая часть войска, под командованием его брата – Финголфина, не смогла этого сделать, ибо им не хватило места на кораблях. И что же делает Феанор? Он сжигает корабли! Почему он это делает? Разве ему не нужны подкрепления?

Выходит, что не нужны.

Но ведь Сильмариллион уверяет нас, будто Мелькор имел огромное войско. А если это так, то помощь Финголфина – отнюдь не лишняя, ибо кто его знает, как битва повернётся. Толи мы побьём, толи нас побьют. И драпать на кораблях не в пример удобнее. Потерпел поражение? Укройся на кораблях! Отплыви подальше, и ты в безопасности. Можно высадиться в безопасном месте – хоть в устье Андуина, построить там город, зализать раны, накопить сил и снова в бой!

Так почему Феанор сжигает корабли? Не потому ли, что у Мелькора вовсе не было войска, и помощь брата нужна была Феанору, как змее – тапочки?

Кто такой Финголфин? Это – тот самый интриган, что отнял у собственного отца корону, а родного брата отправил в изгнание. Именно о его происках пытался предупредить Мелькор. Так зачем этот прохиндей нужен Феанору? Да ещё с войском! Он хитрый и опасный конкурент в борьбе за власть. Нолдоры сильны и хорошо вооружены. Сопротивления им никто оказать не может, следовательно, пользы от финголфинова войска никакой не ожидается, а вот удар в спину вполне возможен.

И Феанор сжёг корабли. Этим, он убил сразу двух зайцев. Во-первых, отрезал дорогу назад своим воинам. И дезертировать никто из них не мог, даже если бы очень захотел. Во-вторых, он полагал, что избавился от своего братца-интригана с его многочисленным войском.

А если бы у Мелькора тогда было сильное войско, Феанор ни за что не сжёг бы корабли, ибо даже психи предпочитают крушить не свою мебель, а чужую.

Следующая глава   http://www.proza.ru/2014/11/01/2077