Глава 5. Рассуждение о затмении Валлинора

Михаил Сидорович
В этой главе мы переходим к не менее интересному, хотя и не менее забавному эпизоду – угашению волшебных деревьев.

Разумеется, я не могу привести целую главу из Сильмариллиона в качестве цитаты, поэтому, я перескажу её кратко, своими словами.

Итак, Мелькор задумал угасить светоносные деревья. Для этого, он разыскал во тьме гигантскую паучиху – Унголианту. Она жила на том же острове, к югу от Валинора, и питалась светом деревьев. Мелькор предложил ей высосать сок из светоносных деревьев, но Унголианта поначалу долго отказывалась. Она отнекивалась и ломалась, словно кисейная барышня, и всячески проявляла свою природную деликатность, а согласилась на это предложение только тогда, когда Мелькор пообещал ей в награду ещё и «всё, чего пожелает твоё вожделение». Запомните эту фразу! Затем оба злоумышленника проникли в Валинор, который никем не охранялся. Они подошли к волшебным деревьям, которые тоже никем не охранялись. Мелькор пронзил кору чёрным копьём, а Унголианта выпила их сок и опутала деревья своей паутиной. Помешать злодеям никто не мог, ибо в тот момент все жители Валинора  веселились на пирушке. Наступила тьма. Поднялась тревога. Но никто не мог разглядеть вредителей во тьме. Даже сам Манвэ сумел увидеть лишь сгусток особо непроницаемой тьмы, созданный Унголиантой. Тогда Тулкас и Оромэ кинулись прочёсывать этот сгусток, но Мелькора там не нашли. Кто не верит, пусть прочтет восьмую главу Сильмариллиона. Там всё так и написано.

Теперь рассмотрим всё вышеизложенное с точки зрения здравого смысла.
Во-первых, ответим на вопрос: Был ли у Мелькора мотив для такого поступка? Тут я вынужден признать – мотив был. Ещё бы! Всё Средиземье прозябает во тьме, а валары и в ус не дуют. У них в Валиноре тепло, светло и мухи их не кусают! Нате, хлебните тьмы полной пастью. Поживите-ка месяц-другой во тьме, как вся остальная Арда! Покажите своё бессилие. Покажите всем, что вы не в состоянии обогреть даже собственную задницу! И вся ваша вода, и вся ваша земля, и весь ваш воздух никогда не заменят огня!

Но, увы, наличие мотива ничего не доказывает. Наличие мотива – это всего лишь повод для подозрений, но не доказательство. Например: допустим, у вашего соседа спёрли кошелёк с деньгами, а Вы, уважаемый читатель, в это время очень нуждались в деньгах. Мотив есть. Но разве это доказывает, что именно Вы – и есть вор?

Итак, мотив был, а где же доказательства? Их нет!

Согласно Сильмариллиону, участие Мелькора в данном преступлении, сводится к двум преступным деяниям: Во-первых, он уговорил Унголианту выпить сок волшебных дерев. Во-вторых, он пронзил оба дерева чёрным копьём.

А кто слышал, как Мелькор уговаривал Унголианту? Никто? Тогда на чём базируется обвинение?

Унголианта пропала неведомо куда, Мелькор о данном разговоре никому ни гу-гу, а других свидетелей не было. Валары ни сном, ни духом о готовящемся нападении не знали, иначе, они выставили бы охрану. А раз охрана выставлена не была, значит, никто из валаров этого разговора не слыхал и нападения не ждал. Так был ли этот разговор?

Да и мог ли быть разговор, состоящий из одних только глупостей. Уговаривать Унголианту пожрать, это всё равно, что уговаривать алкоголика выпить на дармовщинку. Ни в каких приглашениях, а тем более уговорах, она не нуждалась. И уж совсем забавно выглядит обещание награды за бесплатный ужин. Это всё равно, как если бы хозяин трактира, не только бы кормил всех посетителей бесплатно, но ещё и платил им за это. Унголианта просто хотела жрать, разгильдяи-валары не выставили охрану. Ну и причём здесь Мелькор?

Не менее дико, выглядит и пронзание деревьев чёрным копьём. Неужели Унголианта сама не могла прокусить кору? А если бы Мелькор захотел покормить белку, он, вероятно, стал бы сам разгрызать для неё орехи? И вообще, какой мудрец надоумил его пронзать деревья копьём? Не лучше ли было взять для этого топор? Кто, будучи в здравом уме, ходит за берёзовым соком с копьём?

Оба предъявленных обвинения настолько глупы, что я диву даюсь, как кто-то может воспринимать их всерьёз.

Каким образом установлено участие Мелькора в преступлении? Ума не приложу. Никто его там не видел. Даже сам Манвэ не видел ничего, кроме сгустка тьмы. Тулкас и Оромэ искали в этом сгустке Мелькора, и не нашли! Если уж сам Оромэ – Великий Охотник со свитой своих майаров, тоже неплохих охотников, никого не нашёл, то был ли там Мелькор? Очень трудно искать Мелькора в темноте, особенно, если его там нет.

К тому же, если Вы помните, у Оромэ была целая свора лучших в мире охотничьих собак. Темнота для собак – не помеха. Они ищут добычу по запаху. Но и собаки Мелькора не нашли. Так был ли Мелькор? А может быть, Оромэ искал Мелькора без собак? Запер их в сарае, а сам принялся нюхать следы? Трудно ожидать от опытного охотника столь нелепого поступка!

Вывод очевиден: преступление совершено Унголиантой, деревья опутаны её паутиной, против такой улики не поспоришь, а вот Мелькор сюда притянут за уши.

Следующая глава   http://www.proza.ru/2014/11/01/2060