Скалы Симеиза. Лебединое крыло

Валентина Телепенина
В древности греки называли Крымские горы ТАФРОС, предполагается, что по этой причине страна называлась Таврикой или Тавридой. Есть и другая версия: племя занималось скотоводством, быки – "таврос" по-гречески, отсюда и название племени. Возможно, тавры стали таврами благодаря богине ТАUROPOLOS. Греческий историк Геродот назвал их диким народом, приносившим пленённых эллинов в жертву своей богине Tauropolos. Народ не только жестокий, но и мужественный, не признававший бегства с поля брани. Тавры занимались ещё и земледелием, охота же и рыболовство были вспомогательным занятием. Тавры оставили после себя богатое наследие. Их хижину можно назвать прообразом дома с очагом и дымоходом, с бревенчатой крышей, засыпанной землёй; одной стеной непременно служила скала.

Гомер написал в «Одиссее» об этой земле как находящейся «у крайних границ обитаемого мира».

Впервые Симеиз упомянут в османских летописях ХVI века, но к тому времени его история насчитывала не одно тысячелетие. Название «Симеиз» произошло от греческого «симази» – примета, признак, знак. Во времена тавров здесь горели сигнальные огни. А.С. Грибоедов застал развалины замка на Диве в 1825 году. До наших дней они не сохранились. Известно, что там находился наблюдательный пункт. Трудно представить, что на Диве могли нечто соорудить, сегодня площадка наверху слишком мала для этой цели. Неужели за двести лет так сильно разрушилась гора?

А.С. Пушкин посещал здешние места по дороге в Бахчисарай, он интересовался древними укреплениями на Кошке. В 1885 году Л.Н. Толстой был удовлетворён двухнедельным отдыхом в Симеизе. В письме к жене он отметил хороший уровень жизни обитателей посёлка и восторженно отозвался о красоте ландшафта. В 1928 году В. Маяковский читал здесь своё стихотворение «Крым». Гостями городка были Жуковский, Новиков-Прибой, Сергеев-Ценский, Муравьёв-Апостол и многие другие известные люди.

Море, хорошая защищённость городка от северных ветров, санатории, лечебный галечный пляж между Дивой и мысом Ай-Панда, удивительный ландшафт, экзотическая растительность, чистая питьевая вода, богатое историческое наследие – в этих факторах кроется популярность Симеиза.

Не случайно здесь вырос белый «домик» под зелёной крышей. В недавнем прошлом он принадлежал одному из украинских магнатов, теперь же он национализирован. В этом году сооружение пустовало.

Не дворец украшает пейзаж, а гора Лебединое крыло с ажуром на верхнем ободке. Никаких историй об этой горе не слышала, просто красивый ландшафтный памятник. Высота крыла – 90 м. Снимок сделан с Дивы. Видна часть «лакающей» Кошки, которая на предыдущих снимках заслонена горой Панеа.

Отдельно скажу ещё об одном важном факторе привлекательности Симеиза – это доброжелательность самих симеизцев. Выходишь утром в свой уютный дворик – незнакомые люди с тобой здороваются, только спроси что-нибудь – получишь исчерпывающий ответ. Кто-то скажет: положение обязывает. Да, обязывает, воспитывает, и это хорошо. Но не всех, конечно. Один молодой хозяин буквально выставил гостей за ворота, узнав, что ему светит аванс, а не полный расчёт. Мы не сразу определили, что он навеселе. Нашёлся другой молодой человек, который быстро загрузил вещи в машину и доставил нас к хорошим людям, в хорошее место с видом на море. Он ни разу не проехал мимо нас в городе. Всегда внимательный, доброжелательный, приветливый. Работа у него такая? Да, работа, и работать он умеет. Есть ещё воспитание, от него если не всё, то многое зависит.

В каждом инциденте виновны обе стороны. Нужно уметь предвидеть нюансы, правильно договариваться, понимать, что нужно человеку. «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе». Беспроигрышный вариант. На рынке нас заприметили, потому что отвечавшая за кассу Тамара всегда возвращала долги в несколько рублей. А как же другие? Забывают. Мелочей не бывает. И отношение людей меняется, ты как бы своим становишься, и тебе рады.

Перед отъездом мы тщательно вымыли свою территорию, и прибывшим москвичам не пришлось ждать, пока это сделает хозяйка. Благодарный молодой человек снёс вниз багаж и вызвался доставить компанию на автостанцию. Нужно делать шаги навстречу друг другу, всё доброе возвращается, да и без возврата тоже хорошо!

Шум города утомляет нас, высасывает силы. И даже на отдыхе нет тишины. Цивилизация наступает. В Симеизе шумно. До 23.00 гремят музыкой рестораны, по ночам лают собаки и дерутся коты, случается, пьяные отдыхающие громко выясняют отношения, и невыносимый рёв мотоцикла угрожает барабанным перепонкам. Женщины, отдыхающие в соседних домах, считают необходимым подключить к своим разговорам всю округу. Говорят, что раньше в Симеизе было тихо. Человек всё ещё не понимает, насколько вредит себе, нарушая тишину, а ведь она является основой нашей жизни. Мудрецы пишут книги, объясняют, что только через тишину человек может познать себя. Скоро всё общество почувствует в ней острую необходимость, и тогда с детства будем приучать детей разговаривать тихо. Детские площадки под окном уже не радуют нас из-за постоянного крика школьников младшего и среднего возраста, люди спасаются от него за стёклами евроокон.

Всё, что естественно, нас не утомляет. Часами можно слушать шум моря, дробь дождя, дыхание ветра – они успокаивают нас. Мне не мешают раскаты грома, я их люблю. Как же сладко было засыпать на балконе под шум Чёрного моря! Как хороша природа-лекарь! Однако цивилизация наступает. Спасайся кто может!