14. Белые в Ставропольской губернии. 1919 г

Владимир Пузиков
БЕЛЫЕ В СТАВРОПОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ.
ДОКЛАД ЛЕОНОВА ПЕТРА ЯКОВЛЕВИЧА

В конце января 1919 года XI Красная Армия оставила Северный Кавказ. На всей территории Ставропольской губернии установилась власть белых. Образно говоря, время было тифозным, холодным и голодным. Многочисленные войсковые части красных и белых, довольствующиеся на занятых территориях, привели к обнищанию местных крестьян.

Напряженно работал Уполномоченный по продовольствию Ставропольской губернии Старлочанов Дмитрий Дмитриевич. Он был назначен на эту должность 9 июля (по старому стилю) 1918 года приказом военного губернатора, уже на следующий день после занятия Ставрополя войсками Добровольческой Армии. Уполномоченный руководил бывшей губернской продовольственной коллегией, называвшейся теперь по-новому – губернским продовольственным учреждением. Структура управления: секретариат, отдел заготовок сельскохозяйственной продукции, отдел товарообмена и топлива, хлебный отдел. Управлению уполномоченного были подчинены волостные и уездные продовольственные организации.

При железнодорожных станциях и в уездах уполномоченный имел своих представителей и агентов: при станции Торговой – Ф. Ф. Трофимов, при ст. Изобильной – А. И. Штуркин, в г. Георгиевске – В. Б. Скосарев. Районные агенты: в с. Благодарном (г. Благодарный) – К. И. Гартун, в селе Петровском (г. Светлоград) – И. П. Лукин, в г. Святого Креста (г. Буденновск) – А. П. Чернявский.

Функции управления были обширны. Это снабжение Добровольческой армии хлебом, мясом и фуражом, снабжение населения предметами потребления промышленного, земледельческого и домашнего обихода, борьба с дороговизной и спекуляцией товарами, организация посевной кампании, уборки урожая, учет запасов продовольствия на местах, организация финансового аппарата.

Сразу же после изгнания Советов со Ставрополья, губернская власть начала вести расследование деятельности Совета Народных Комиссаров на территории губернии за период с января по декабрь 1918 года. Особая ликвидационная комиссия, созданная при уполномоченном Д. Д. Старлочанове, затребовала доклад досоветской продовольственной комиссии Благодарненского уезда. Доклад был представлен бывшим председателем Благодарненской уездной продовольственной управы Леоновым Петром Яковлевичем.

4 февраля 1919 года Леонов докладывал Д. Д. Старлочанову:
-  В феврале 1918 года, когда большевики везде и всюду, в городах и селах насильственным образом захватывали власть в свои руки, то это ими было сделано и в Благодарненском уезде с уездной Продовольственной управой, председателем которой был я.

В середине февраля большевистская Продовольственная комиссия потребовала от меня сдать ей все денежные суммы, казенное имущество, хлебные продукты, документы и прочее. Я им ответил, что сдам дела, как только получу распоряжение от Губернской Продовольственной управы. Мне заявили, что по декретам большевиков советская власть все берет в руки, в том числе все ценности и имущество уездной продовольственной управы.

Все же мне удалось уговорить большевиков отложить сдачу дел на один день. За это время я послал срочную телеграмму в Губернскую Продовольственную Управу, на которую вскоре получил ответ: «…Ничего не сдавать впредь до особого распоряжения». Копия этой телеграммы была получена и большевистской продовольственной комиссией. Но большевики по-прежнему требовали передачи денег и имущества, пригрозили членам управы арестами и преданием революционному трибуналу за саботаж и неподчинение Советской власти. Большевики настраивали против нас население села Благодарного. Они говорили крестьянам:
- Члены земской управы не избранники народа, это ставленники буржуазии, которых нужно стереть с лица земли.
Народ поддался на провокации большевистских ораторов. Нам угрожали, а отдельные хулиганы пригрозили убить членов продовольственной управы. Видя такое волнение в народе, мы решили деньги и имущество добровольно передать уездному Совету рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

17-18 февраля 1918 года я передал представителям новой продовольственной управы чековые книжки Благодарненского казначейства на 500 тысяч рублей, наличными 30 тысяч рублей, которые находились в несгораемом шкафу, и ключи от кассы. Как и положено, составили акт на прием-передачу денежных средств. Но большевики во время сдачи и приема дел вели себя вызывающе и не давали выполнять всех необходимых формальностей. Акт подписать мне не дали.
На следующий день выяснилось, что из кассы пропало 12 тысяч рублей. В этом обвинили меня и посадили в тюрьму. Через 7 суток меня выпустили, так как деньги «чудесным образом» нашлись!

Пока я сидел в тюремной камере, большевистская Продовольственная комиссия захватила все имущество, никаких актов не составляла, и меня к делам управы уже не подпустила. Ввиду сего, как я лично, так и члены Управы были лишены возможности продолжать сдачу дел. А потому, в настоящее время мы не можем доставить Вам отчетность, так как документы все остались в большевистской Продовольственной комиссии. Где документы находятся сегодня нам неизвестно. Хотя, по моему мнению, некоторые документы и некоторое имущество, можно было бы собрать посредством командирования в село Благодарное и другие села уезда особого Уполномоченного.

Ликвидационная комиссия рассмотрела доклад П. Я. Леонова и сочла нецелесообразным разыскивать документы бывшей Благодарненской земской уездной продовольственной управы, так как перспектив на розыск или возмещение денег, имущества и продовольствия, по причине гражданской войны, не имелось.

25 февраля 1919 года Военный Губернатор Ставропольской губернии, генерал-лейтенант Валуев Аркадий Михайлович издал приказ об упорядочении снабжения Добровольческой Армии фуражом. Из приказа: «…Для предотвращения спекуляции на фураж (сено и солома), жителям сел и хуторов, в которых учреждены пункты по заготовке фуража для нужд Добровольческой Армии, не продавать и не отпускать фураж на вывоз лицам, не имеющим на то соответствующих удостоверений (крестьянам – от Волостных правлений, городским жителям – от Районных попечительств, которым вменяю в обязанность выдавать удостоверения только в случаях действительной нужды на фураж для собственного хозяйства просителя)».
А. М. Валуев пригрозил нарушителям продажи фуража принудительной закупкой у них всего фуража по цене 1 рубль за пуд и доставкой его на заготовительные пункты. У покупателей, не имеющих соответствующих документов, закупленный фураж подвергался реквизиции в пользу военного ведомства.

28 февраля 1919 года Уполномоченный по продовольствию Старлочанов и секретарь Усатов подписали объявление, в котором продублировали приказ военного губернатора Валуева, усилив некоторые положения. Так, например, лица, имеющие удостоверение на покупку фуража, должны являться на сенозаготовительные пункты для получения разрешения на покупку и вывозку соломы или сена. У того же, «кто купил солому на вывоз без надлежащего удостоверения или же без соответствующей отметки на нем, будет отбираться солома без всякой уплаты за нее, а также такое лицо будет лишено права и впредь, покупать и вывозить солому».

15 мая 1919 года помощник уполномоченного по продовольствию Ставропольской губернии Соколов Карп Андреевич внес своему начальнику Д. Д. Старлочанову предложение об организации в городе Ставрополе на средства продовольственной организации «Мастерской по изготовлению и ремонту сбруи, оборудования и частей обоза». В своей докладной записке он обосновал необходимость организации мастерской: «…Приобретение новых предметов на рынке, разного рода ремонты путем отдачи в частные мастерские, по обстоятельствам текущего времени, являются весьма затруднительными и невыгодными для казны».

Далее К. А. Соколов развил свою мысль, предложив иметь при мастерской цеха: шорный, колесный, кузнечный и слесарный. Для производства шорных работ оставлять у себя часть кож, сдаваемых военному ведомству, и организовать их выделку. Или же получать готовые кожи от Интендантства. С образованием новых общих мастерских отпадет необходимость существования в городе Ставрополе отдельных мастерских при скотопрогонном дворе, убойном и сенопрессовальном пунктах, что увеличит производительность труда и уменьшит их стоимость. Предлагалось поручить организацию мастерской «…заведующему Ставропольским районом по заготовке фуража Д. С. Чернышеву, как лицу наиболее близко стоящему к этому делу, при непосредственном участии техника А. И. Успенского».

В 1919 году в обороте находились самые различные денежные знаки. 24 мая в городе Екатеринодаре Главнокомандующий Вооруженными силами на Юге России генерал-лейтенант Антон Иванович Деникин, который проживал в доме Фотиади по Соборной улице, подписал «Вторые дополнительные правила об упорядочении обращения денежных знаков в пределах Терско-Дагестанского края и Ставропольской губернии». Согласно этим правилам 100 рублевые знаки Терского Народного Совета теряли силу обязательного хождения между частными лицами, не принимались в платежи по банковским операциям в Банках и казначействах. До 15 июля Знаки принимались лишь в платежи по казенным повинностям, налогам, сборам и взысканиям. Все остальные 100 рублевые знаки, находящиеся в обращении, до 15 июля должны быть сданы в Отделения Государственного Банка и Казначейства Терско-Дагестанского края и Ставропольской губернии, для обмена по курсу «рубль на рубль».

А. И. Деникин озаботился восстановлением прав землевладельцев, лишенных их органами советской власти в 1918 году. 1 июля 1919 года Д. Д. Старлочанов получил телеграмму из Екатеринодара о правилах сбора трав в местностях, находящихся под управлением Главнокомандующего вооруженными силами на Юге России. Из телеграммы: «…Сбор урожая трав на лугах и других сенокосных угодьях, захваченных отдельными лицами или сельскими обществами у землевладельцев или арендаторов самовольно, или по распоряжению советских властей, производится лицами или обществами, захватившими эти угодья. Из собранного урожая половина его поступает в пользу лица или общества, собравшего урожай, другая половина должна быть сложена ими на лугах в стога и поступает в пользу землевладельца или арендатора. При отсутствии землевладельца или арендатора и их поверенного, причитающаяся им доля урожая сдается волостному старшине, который и обязан принять меры к охране этой доли и сдать по принадлежности земледельцу или арендатору по явке их, или военным властям, если последними будет предъявлено письменное об этом требование до явки землевладельца или арендатора…» Телеграмму подписал Начупрод Мохов. На исполнение она поступила заведующему Ставропольским районом по заготовке фуража Д. С. Чернышеву.

Управление под руководством Уполномоченного по продовольствию Ставропольской губернии Д. Д. Старлочанова усиленно занималось заготовками продуктов питания для нужд Добровольческой Армии. У населения закупались крупный рогатый скот, овцы, свиньи, свиные туши и кусковое свиное сало. Были установлены единые закупочные цены на всей территории губернии. Крупный рогатый скот принимался живым весом, в зависимости от общего веса и упитанности, по ценам от 13 руб. 50 коп. до 24 руб. 50 коп. за пуд. Овцы 1-й категории русской и калмыцкой пород принимались по цене 19 рублей, овцы 2-й категории испанской и цигейской пород – по 17 рублей за пуд живого веса. Сало свиное кусковое свежее, полузасоленное, кондиционное оплачивалось сдатчикам по 110 рублей, а зрелое, соленое, кондиционное – по 120 руб. за пуд.

Управление определило предприятия, на которых производился прием поголовья и животноводческой продукции. Скот, овцы, свиньи и свиные туши принимались на Городской бойне при скотопригонном дворе в г. Ставрополе. Прием сала вели Ставропольский заготпункт, Гостиница Строганова по адресу 2-я Поспеловская улица, дом 6, а также заготовительные пункты в селах Петровском Благодарненского уезда, Дмитриевском и Безопасном Ставропольского уезда и при железнодорожной станции «Изобильная».

19 августа 1919 года состоялось заседание членов Управления уполномоченного по продовольствию, на котором рассмотрели вопрос об оплате труда рабочих, занятых на переработке продукции в убойных пунктах и посолочных цехах. В заседании приняли участие: Уполномоченный Д. Д. Старлочанов, его помощник К. А. Соколов, представитель госконтроля С. П. Соколовский, заведующий Ставропольским районом по заготовке фуража Д. С. Чернышев, заведующий Ставропольским районом по заготовке скота В. Ф. Чернышев, заведующий убойно-посолочным пунктом С. Г. Самарин, секретарь Космодемиановский. Постановили: «…Для удержания на службе рабочих и привлечения новых, необходимо уплачивать им вознаграждение, соответствующее рыночной цене на данный вид труда: Простым рабочим платить по 800 руб. в месяц, квалифицированным – 1200 руб. в месяц, рабочим убойнопосолочного пункта – 400 рублей в месяц. Новые оклады для рабочих ввести в действие с 1 июля 1919 года. Рабочим-бойцам убойнопосолочного пункта платить 15 руб. с головы убитого скота».

Управление уполномоченного по продовольствию Ставропольской губернии было ликвидировано в феврале 1920 года, в связи с установлением в губернии Советской власти. В ночь со 2-го на 3-е июня 1920 года в городе Ставрополе по приказу председателя Губчека Е. Сазонова была арестована большая группа членов бывшей Губпродкомиссии за контрреволюционную деятельность.

Владимир Пузиков
Василий Соколов
12 октября 2014 г.
г. Благодарный