Как поднять писательский тонус-организмус?

Виталий Бабич
Вопрос, конечно, интересный (да и ОРГАНИЗМус этот загадочный). Особенно, если данная проблема на заметке у самого Президента. Состоявшаяся 23 октября встреча Александра Григорьевича с творческой интеллигенцией оголила нездоровые «места» литературного пространства Беларуси.
 
СИМПТОМ ПЕРВЫЙ. «В чем причина того, что за прошедшие 20-30 лет так и не появились современные "Война и мир", "Поднятая целина"? Это что, отсутствие талантов? Или объективные условия жизни, когда книга перестает быть главным источником информации?» – поинтересовался Президент (http://news.tut.by/society/420816.html).

СИМПТОМ ВТОРОЙ. «Президент заметил, что сейчас в кино, литературе слишком много тем жестокости и насилия, от которых большинство читателей и зрителей устали» (http://news.tut.by/society/420888.html). Мнение читателя из комментариев на TUT.BY (с сохранением авторской орфографии и пунктуации): «А на самай справе апошнім часам вельмі імпаніруе узяць у рукі добрую кнігу, а не трылеры і бясцелеры якія запаланілі нашу свядомасць - літаратура гэта жыцце, а з сучаснай літаратура можа скласціся уражанне, што наўша жыцце гэта ці мыльная опера ці бясконцая перастрэлка» (http://news.tut.by/society/420816.html).

ИЗ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ. Отсутствию произведений на достойном УРОВНЕ и навалу насилия в сюжетах присущи общие причины: геополитическая + социальная + духовно-нравственная, т.е. развал Советского Союза привёл к крушению всеобщей цели –построению светлого будущего. Будущее перестало быть общим, а уж затем – и светлым. Образовавшуюся нишу быстро заполнили развлекательно-увлекательно-потребительские смыслы жизни, стирая последние следы позитивности в соцреализме как творческом методе. Да и само творчество становилось другим, подпитываясь пессимизмом, эгоизмом и прочим «измом». Когда творилась «Поднятая целина» (и уж тем более «Война и мир»), на каждые 500 метров не строилось по два торгово-развлекательных центра, а прохожих не зазывали шеренги казино и игровых клубов – не было всей этой игроШОПИНГмании. Советские дети читали реальные книги, а не зависали в виртуальных пространствах... Ценности были другими. Точнее, акценты сместились. Ценности общечеловеческие (христианские) незыблемы. Вот только отношения к ним единого не стало. В этом-то и причина всех проблем наших: от «почти» мировых войн до «всего лишь» семейных драм.
Радость, удача, даже любовь и счастье благодаря в том числе и современным произведениям искусства стали немыслимы без страданий. Страдаешь – значит, любишь... Перекос какой-то – мировоззренческий. Дикость-низость в эпоху высоких технологий. Парадокс… Акценты сместились до такой степени, что идеология страданий, идеология насилия (со страниц книг «вышли» на экраны герои боевиков, фильмов ужасов, криминальных сериалов) идеологию счастья вытеснила на дальний план. Но раз уж всё это произошло, стало неизбежным, остаётся вовремя сделать работу над ошибками. Сделаем ли?

ДИАГНОЗ: постсоветский синдром литературной недостаточности.

КУРС ЛЕЧЕНИЯ. ПРОЦЕДУРА № 1 – проведение конкурса: «На встрече с президентом представители творческой интеллигенции высказали пожелание, чтобы в стране появился значимый литературный конкурс. Президент поддержал эту идею, отметив, что критерии отбора и определения победителей должны выработать сами писатели» (http://news.tut.by/society/420888.html). Дай Бог, чтобы писатели смогли выработать что-то здравомыслящее, и конкурс стал действенной прививкой. Но создать 1-2-3 произведения уровней «Войны и мира», «Поднятой целины» – этого уже мало. Такая процедура может принести лишь временный эффект и не укрепить писательский иммунитет. В таком деле нужен системный подход.
 
И лично я вижу его в ПРОЦЕДУРЕ № 2 – в развитии НОВОГО творческого метода. Почему именно в развитии? Потому что этот метод уже разработан мною и называется оптимализмом (http://www.proza.ru/2014/10/09/1238). Уже есть не только средства лечения – приёмы оптимализма (http://www.proza.ru/2014/10/09/1101), есть не только два цикла произведений (см. сборники «Семь историй о любви и катарсисе» и «Я просто твой ангел»: http://www.proza.ru/avtor/chist1), построенных на этих приёмах, но и намечено в качестве дальнейшей профилактики-диагностики развитие целого направления – позитивная проза (http://www.proza.ru/2014/10/09/1161), – которому даны теоретические основы. Если, например, экономика и промышленность работая по конкретным законам, приносят прибыль материальную, то почему искусство и, в частности, художественная литература не ориентированы КОНКРЕТНО на прибыль духовную? Разве могут быть эти мощные источники идеологии (идейности) столь бесконтрольны? Но контроль со стороны государства в таком тонком деле не может быть главенствующим. Тут нужен, прежде всего, самоконтроль – «цензура» со стороны писателя. И помочь в этом должен именно новый творческий метод как индикатор зрелости автора, как навигатор, показывающий самое оптимальное направление. Ну, конечно же, это я снова о своём – об оптимализме, ведь ныне действующего реализма (описание противоречий – показатель правды жизни) уже недостаточно. Какой прок с одной лишь правды серой – без катарсиса, без совершенства, без гармонии?

                Вершить ИНУЮ правду
                Зовёт эпохи стон…

Кстати, в продолжение темы о прозе на УРОВНЕ, упомяну о романе уровня «Мастера и Маргариты» (метафизическая проза), это – «Шахматный дуэт» (http://www.proza.ru/2014/09/12/1290) – произведение из вышеуказанного сборника «Я просто твой ангел». Причём действия происходят не где-то там, в Москве, а именно тут – в Минске.
Также в столице Беларуси «оживают» события другого произведения (сборник «Семь историй о любви и катарсисе») в повести «Там, где дышать легко» (http://www.proza.ru/2014/09/12/663), в которой много, а главное – НЕБОНАЛЬНО, сказано о сути патриотизма… Выходит, есть (!) произведения, которые способствуют «воспитанию граждан своей страны в духе патриотизма» (http://news.tut.by/society/420888.html). Другое дело, КАК и КУДА им (произведениям) «выйти» из компьютера писателя, чтобы попасть в руки широких слоёв населения?

Размышляя над этим вопросом, приведу ещё одну ИСТОРИЮ БОЛЕЗНИ (пример из личного опыта). Так уж получилось, что появлению вышеназванной повести «Там, где дышать легко» предшествовал сценарий, с которым в 2006 году я участвовал в конкурсе на лучший художественный фильм о современной Беларуси, объявленный на киностудии «Беларусьфильм». Куда уж там было пробиться неизвестному автору, если в конкурсе участвовал такой кит (такая акула пера), как Алексей Дударев; его работа, насколько я помню, и была признана лучшей (состязаться в одном конкурсе мэтрам и ещё не признанным авторам – это то же самое, что проводить чемпионат между командами высшей и первой/второй лиги). Далее судьба сценария была такова (тут и о конкурсах будет сказано, и о других нездоровых СИМПТОМАХ): «В ходе развития событий показаны согласованные, высокопрофессиональные действия, смекалка белорусских военнослужащих (из погранвойск, Комитета госбезопасности, полка милиции специального назначения) в экстренных ситуация» – именно так написано в аннотации к сценарию фильма по повести «Там, где дышать легко» и именно поэтому год назад я осмелился написать письмо уважаемому Александру Григорьевичу с надеждой на его содействие в создании кинокартины национального масштаба, причём яркой, современной, остросюжетной, содержательной (в преддверии выборов Президента, суперактуальная тема была бы). Раз уж письмо самого Андрея Макаревича до Путина не дошло, то на что мне было надеяться? Вот и моё послание тоже недоходягой стало. Переслали его в Министерство культуры. А оттуда пришёл стандартный ответ: мол, конкурс сценариев для создания кинопродуктов уже проведён; мол, финансирования вне плана не предусмотрено; мол, до свидания… Вот тебе и «мол»: конкурса нет – выхода нет…

А кроме конкурсной стези как неизвестному литератору заявить о себе? Заняться самопрезентацией?.. Ну, отправил я синопсис вышеназванного сценария режиссёру  Александру Ефремову. Ну, отправил свои разработки по литературоведению профессору кафедры теории литературы БГУ Анатолию Андрееву. Даже самому Сергею Безрукову (а это уже Россия) отправил букет предложений о сотрудничестве с его театром. Время идёт, ответов – нет. Но всё равно вывод напрашивается один и тот же: каким бы талантищем ты не был, без привлечения внимания к своему творчеству твои шедевры так и останутся ягодкой незамеченной средь зарослей цветущих.

Вернёмся к теме конкурсов. В Росси уже не первый год работает такой чуть ли не круглогодичный механизм поиска новых авторов, как соискание Национальной литературной премии «Писатель года» (+ ещё премии: «Народный писатель» и «Наследие»: http://www.proza.ru/); обладателям премий обещают «полный соцпакет»: издание книги за счёт организаторов + не один десяток авторских экземпляров + процент от продажей. Вот только так называемое Большое жюри конкурса настолько БОЛЬШОЕ, что читает конкурсные работы только в специальных альманах, в которых разместить 1 страницу текста стоит 800 рос. руб. Посчитайте, во сколько вам обойдётся ваш опус. Мой потянул на сумму, соответствующую 6 тыс. (!) долларов. Для россиян с приличным заработком – это, наверное, и нормально, а для меня с моим эквивалентом 500 долларов (даже не дотягивает) з/п редактора в сфере вузовских СМИ – божа ж мой...

Так легко ли не писать «в стол» автору-белорусу?.. Есть у нас на всю страну пока только один конкурс – «Первая глава» (рождённый на свет издательством «Регистр»), – который недавно объявил начало третьего сезона (http://1glava.by/). И новых авторов они ищут, и творения о современной Беларуси у них в приоритете, вот только одно «но» смущает: судя по, мягко говоря, печальному уровню произведения (до «Поднятой целины» как до космоса), вышедшего в победители второго сезона, не вериться в чистоту и прозрачность работы жюри. Появляется повод очередной раз подумать о том, что все эти «культурные» конкурсы проводятся для пропихивания «своих» и/или для отмывания денег. И уж лучше ошибаться, что всё это не так, чем наивно верить, что всё так честно и объективно…

Не вызывает доверия и Союз писателей Беларуси – это, похоже, закрытая организация. Посетив их сайт не нашёл никакой контактной информации для того, кто желает вступить в сей творческий союз. А в последнее время этот сайт (http://www.oo-spb.by/be/) и вовсе не открывается (???)

Вот такая вот окололитературная лихорадка Эбола витает в творческом пространстве любимой страны (теме «Вирусы и литературное пространство» даже отдельную ироническую прозу посвятил: http://www.proza.ru/2014/09/15/1038).
Так стоит ли вообще напоминать о том, что современный писатель, как и во времена Пушкина, Толстого, Шолохова – это, увы, НЕ профессия, а только сфера деятельности? И если современные писатели работают в поте лица на окололитературных должностях в СМИ, издательствах и где-то там ещё, то сколько у них остаётся времени и сил для создания творений на УРОВНЕ?..

Да тут ещё одна оказия: со школьного возраста у нас смену литературную не готовят. Например, в Национальном центре художественного творчества детей и молодёжи среди массы танцевальных, вокальных, ИЗО коллективов нет ни одного литературного кружка, словно работа со словом – это вовсе и не художественное творчество. Так ведь и при отделе интеллектуального творчества литературных кружков тоже нет. И такая картинка, уверен, видна во всех наших учреждениях дополнительного образования. Вот и идут литературно-обделённые выпускники школ с остатками своего нераскрытого таланта поступать КАК ВСЕ – в технические вузы, а в лучшем случае – в Институт журналистики…

Кстати, о системе образования. Статус бывших центров внешкольной работы повысили до нового уровня, назвав их учреждениями дополнительного образования, а работают-то они по-старому (я в этой системе сеял доброе и вечное 10 лет, поэтому, знаю не понаслышке). Почему бы среди растущих, как грибы, бизнес-центров, торгово-развлекательных комплексов и подрастающих ФОКов не создать хотя бы одно в стране учреждение дополнительного образования НОВОГО типа, среди творческих лабораторий (а не просто кружков) которого нашлось бы место и писателям будущим? У меня даже проект на эту тему в полуготовом варианте есть. Только нет вдохновения его дорабатывать. Министерству образования такой СЮРприз точно не нужен…

Переосмысливая всё это, задаю себе вопрос: так сможет ли литературный конкурс, заочно одобренный Президентом, уничтожить хоть какой-нибудь из всех этих вирусов?..

Всё, пора дать конкретный ответ на главный вопрос этой статьи: как поднять  писательский тонус-организмус?.. Больше писать о счастливых (!) героях и ситуациях (когда понятие «я счастлив» не ограничено сугубо материальными ценностями), ведь счастье истинное – это не краткий миг случайный, а процесс закономерный (на этом и основан оптимализм: http://www.proza.ru/2014/10/09/1071), к тому же ещё и очень-очень мало изученный посредством даже не очень большой прозы.

Пусть, кроме оптимализма, будут и другие процедуры лечения, был бы только толк. Писатель, по известному выражению Юрии Олеши (эту фразу цитировал даже Сталин), является «инженером человеческих душ». Так давайте инженерить (преобразовывать), а не только копировать (отражать) реальность вокруг нас. А то ведь скоро не сможем двигаться ВПЕРЁД сквозь вирусы-заросли противоречий…


P.S. Господа-писатели (и дамы), ау-у! Где вы?..
Приглашаю к дискуссии по данной проблематике. Но прежде почитайте, дабы быть полностью в теме, статьи об оптимализме.