***

Борис Ляльченко
Основы православия. ч.2, г.6 (продолжение).

2. Дабы обозначить время распятия, сказано, что Иисус Христос распят при Понтии Пилате - римском правителе Иудеи, которая покорена была римлянами.

3. Этот факт был отмечен, потому что в нем видно исполнение пророчества Иаковлева: "Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов". Именно до пришествия Христова иудеи управлялись потомками Иуды, а Пилат был первый римлянин, язычник, управлявший народом Божиим.

4. В Символе сказано, что Иисус Христос распят и прибавлено, что Он страдал, дабы показать, что распятие Его было не одной только смертью, как говорили некоторые лжеучители, но подлинным страданием, закончившимся смертью.

5. Упоминание о том, что Он погребен относится к удостоверению в том, что Он действительно умер и воскрес; ибо враги Его приставили даже стражу ко гробу Его, и запечатали оный.

6. Иисус Христос был Богом, но страдал и умер не Божеством, а по человечески, и не потому, что не мог избежать страдания, но потому, что была необходимость страдания во искупление грехов человеческих. Он Сам сказал: "Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимет ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее". (Иоан.10:17,18).

7. В саду Гефсиманском Господь взмолился: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты"... не потому, что Он ужасался предстоящего распятия и молился об избавлении от него, ибо и мученики не со страхом, но с радостию шли на мучения и эта радость не покидала их среди ужасных тпрзаний мучителями их телес.

8. В этом нас убеждают слова Апостола Павла, который пишет о Христе: "Он во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение". (Евр.5:7). Спаситель молился об избавлении от страданий крестных, и Он был услышан.

9. Он тогда молился так усердно, что даже пот падал с Его лица, как будто капли крови. Он глубоко сокрушался, говоря ученикам: "Душа Моя скорбит смертельно". Спаситель скорбел о человеческом ожесточении в продолжение всей жизни, восклицая иногда: "О род неверный и развращенный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?". (Матф.17:17). В этот же страшный день, когда совершалось самое ужасное злодеяние в жизни всего человеческого рода, когда служители единого Бога по злобе и зависти решили умертвить Сына Божия, своего Спасителя, Его скорбь о любимом человечестве достигла высшей степени: Он принял в Свою душу все человеческие поколения и терзался греховностью каждого человека.

10. О настоящем часе Его страданий душевных значат слова: "И отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей", и Он был услышан, как, говорит ап. Павел, ибо "Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его". (Лук.22:43).

11. Эти душевные муки Христа о человеческой греховности явились нашим искуплением потому, что сострадателтная любовь таинственно обьединила Его дух с нашими душами и мы почерпаем для них от Духа Христова, как бы источник святости и тем побеждаем грех. Об этом говорится в Священном писании, как Господь, за несколько мгновений до указанной преестественной молитвы, как она именуется в наших богослужебных книгах, молился вслух за Своих учеников: "И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино,- да уверует мир, что Ты послал Меня". (Иоан.17:19-21).

12. Отходя на страдания Господь предсказал и обещал ученикам Своим, что это таинственное единение искупленного человечества с Богом, о чем Он молился, осуществится в действительности; что они вскоре (т.е.после Его воскресения) снова увидят Его, сказав при этом: "В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас". (Иоан.14:20).

13. Апостол Павел пишет, что он стремится к вечной жизни "не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус". (Филип.3:12).

14. Ветхозаветный пророк Исаия предсказывал о том, что Мессия, перестрадав в себе грехи людей, станет их духовным главою и источником их возрождения: "Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его". (Исаия53:10).

15. Отцы Церкви учат нас о влиянии Христовой страсти и Его сострадательной любви на наши души. Св. Симеон Новый Богослов в молитве ко причащению выражается так: "милостию сострастия тепле кающиеся, и чистиши, и светлиши, и света твориши причастники, общники Божества Твоего соделоваяй независтно".

16. Сила Христовой любви, помогающая нам бороться с грехом, именуется Благодатию Божиею. Она подается нам по молитве, а особенно во св. таинствах; также при чтении словес Божиих и при исполнении дел любви и других подвигов. "Благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а Благодать Божия, которая со мною". (1Кор.15:10).

17. Господь Иисус Христос благоволил спасти людей, т.е.возвратить им возможность богообщения и духовного совершенства. Сами люди, зараженные грехом, не могли сего достигнуть, без соучастия страждущего Христа, поэтому Он является жертвой за человеческие грехи.

18. Распятие Христа это жертва принесенная Отцу небесному, жертва Божественного правосудия ибо от Творца зависело так устроить природу человека, что впадши в грех, он сам не может возстать, а нуждается в помощи состраждущего ему  Богочеловека.

19. Творец не благоволил устроить так нашу душу, чтобы одного раскаяния было довольно для восстановления в нас прежней чистоты и святости. Так требовалось Божественным правосудием, отделившим покаяние и возрождение от падения - подвигами страдания; посему Христова искупительная страсть именуется жертвой, принесенною за нас Божественному правосудию.

20. Для принятия людей в Свое общение Творцу недостаточно было сострадательной скорби Христовой, а потребны были телесные Его страдания во-первых для того, чтобы освятить нашу природу не только душевную, но и телесную, ибо греховная зараза гнездилась не только в душах человеческих, но и в их телах, а во-вторых, чтобы людям очевиднее была Его любовь к нам, ибо душевные страдания понимают не все, наконец - во исполнение пророчества и преобразования Ветхого Завета. Господь говорит о предстоящем Своем распятиии: "Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я... И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе". (Иоан.8:28;12:32). И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную". (Иоан.3:14,15).

21. Апостол Павел писал об искуплении нас Христом за отступление от клятвы закона: "Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою". (Гал.3:13,14). Здесь речь об ином проклятии, чем проклятие Божие змею и земле после грехопадения прародителей: клятва законная была возглашена на горе Гевал и записана во Второзаконии. Представители народа возглашали проклятия убийцам, прелюбодеям и др. преступникам (Втор.27:13-26) и в заключение возгласили: "проклят, кто не устоит в словах этого закона".(Ср.Дан.9:11).

22. Христиане под влиянием иудеев смущались мыслью, не лежит ли на них сие проклятие, как на несоблюдающих Закона Моисеева. Апостол опровергает такое сомнение, заявляя, что Искупитель, приняв добровольно крестную смерть, тем самым "сделался за нас клятвой, ибо написано: проклят всяк, висящий на древе". (Гал.3:13;Втор.21:23).

23. Сие слово должно разуметь не в прямом смысле, ибо Иисус Христос не мог быть проклятым. Проклятым во Второзаконии наименован повешенный на дерево или распятый преступник, о коем сказано так: "Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом всякий повешенный на дереве, и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел". (Втор.21:22,23). Итак проклятие сие касается повешенных уголовных преступников, Спаситель же наш был распят без всякой вины.

24. Он благоволил принять смерть именно таким способом, чтобы отьять у Своих последователей страх пред проклятиями закона за неисполнение его обрядов, потерявших свое значение для искупленного человечества.

25. Крест, бывший орудием казни проклятых преступников, перестал быть символом проклятия. То, что освящено Сыном Божиим, уже не может быть проклятым, и если со дня Его вольного распятия, перестает быть проклятым осужденный на такую казнь, то еще менее должно смущаться клятвенного требования обрезания и всяких запрещений ветхого закона о пище и питье, о субботе и обрезании и т.п. Таков смысл послания апостола Павла к Галатам.

26. Для большего понимания нашего участия в страданиях Христовых ап. Павел говорит: "Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями". (Гал.5:24).

27. Под распятием плоти своей со страстями и похотями подразумевается воздержание от страстей и похотей и действия им противные. Например, когда гнев побуждает нас злословить врага и делать ему зло, но мы противимся сему желанию и воспоминая, как Иисус Христос на кресте молился за Своих врагов, молимся и мы за своего врага, то сим образом мы распинаем страсть гнева.

28. Смерть Господня, продолжавшаяся столь краткое время, имеет для нас спасительное значение: "Как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то-есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству". (Евр.2:14,15).

29. Безгрешный Господь Сам не подлежал закону смерти, как не нуждался в крещении, но добровольно подвергся тому и другому, чтобы освятить Собою то, что страхом смертным отравляло всю жизнь людей и сделать самую смерть не страшною.

30. О сем воспевается торжественная песнь Пасхи: "Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробе живот даровав". В тот же день читаются слова Златоуста: "Никто же да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть".



Глава 7. О пятой истине.


1. Ближайшим доказательством того, что страдания и смерть Его спасительны для нас людей, есть то, что Он воскрес, и тем положил основание и нашему блаженному воскресению. "Ныне же Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших". (1Кор.15:20).