Кто позировал для Моны Лизы? продолжение

Нетта Юткевич
Музеи мира полны картин и скульптур, выполненные художниками благодаря их знаниям пропорций тела и лица, опыту, наблюдениям за людьми, многочисленным зарисовкам.
Рафаэль не делал секрета, из того, что ему не довелось встретить женщины красивой настолько, чтобы стать моделью для его Мадонн. Его женские образы были продуктом его воображения. Все женские лица, которые он написал  похожи друг на друга и на Маргариту Лутти, по прозвищу Форфорина,  любовь его жизни. Кстати, трудно  не заметить идентичность его Мадонн.
Частично это объясняется тем, что в мастерской Рафаэля  работало много наёмных художников, исполнявших заказы по его эскизам. Вряд ли Рафаэль каждый раз делал новый набросок. Скорее всего, эскизы Рафаэля использовались неоднократно с небольшими изменениями.
 


Любопытно то, что образы Рафаэля послужили источником вдохновения для другого известного  художника  Энгра, жившего в другую эпоху, принадлежавшего к школе европейского академизма. Он считался портретистом высшего класса во Франции средины 19-ого века. Но в своих одалисках он в открытую  старался копировать лица написанные Рафаелям. Получалось удивительно точно.
Продолжение следует.
Нетта Юткевич.