Сон воина

Владимир Ганьжин
Сейчас вспоминая время Сталинских репрессий – читают списки расстрелянных , их судьбы. Пришлось и мне в годы юности повстречаться с необыкновенным человеком , сумевшего выжить , пройдя по краю обрыва. Мне тогда было 18, ему 75…Год 1973.

Его фамилия Рождественский. Петр Алексеевич. На Южном кладбище , где похоронены мои родители и Петр Алексеевич с супругой Капитолиной – рядом , в одной оградке.

Если в Вашем доме еще осталась эмалированная посуда – знайте , в этом в большой степени заслуга Рождественского. Он лауреат Государственной премии за создание эмали…На предпоследней фотографии , его удостоверение Лауреата Государственной премии , за подписью академика Академии наук СССР Мстислава Всеволодовича Келдыша.

А история такова.
Рождественский родился в зажиточной , дворянской семье. Я иногда разглядываю старинные фотографии на плотном картоне . На дореволюционных фото – красиво одетые тетки и мужчины. Кадеты, офицеры. Большой дом в Астрахани, автомобиль. Кадеты на брусьях выполняющие гимнастику в майках с двух- главым орлом на груди . 1905 год.

Потом фото 40 годов . Его открытки с фронта супруге Капитолине.
В детстве , у меня частенько возникал вопрос - вопрос . Как же Петр Алексеевич, будучи кадетом , служа  и в белой армии, потом в красной офицером , закончив Ленинградский институт, имея связи в столице , будучи Лауреатом государственных премий , всю жизнь прожил в  провинциальном городке Лысьва Пермского края ?

Сейчас понятно. Работу “подбрасывали” для таких на Урале. А он никогда и не жаловался. Возможно и не так. Не было никакой “черты оседлости”.

В Лысьве он, а позже, я какое то время жили в 2 х этажном домике построенном немцами после войны. Мой отец был дружен с сыном Рождественского Александром , тот погиб при защите Волгограда , наверное повторив подвиг Матросова закрыв собой фашистскую амбразуру. В зале воинской славы выгравировано его имя. Александр Рождественский.
Почти каждый год Петр Алексеевич посещая Волгоград , заезжал и в Пермь.
Мой отец, в какой - то степени заменил ему погибшего сына. Ребенком мои воспоминания – Лыс венский вокзал, раннее утро, туман…И меня куда то тащат отец с матерью…
 Последние годы Рождественский с супругой жили у нас в Перми на Южном.
Мне 18 лет . Рождественскому под 80. Курит. Пьет водку. Читает, Свернув кулак , через щелочку. Ночью кричит - Молока ! Будучи химиком – не пьет никаких лекарств. Только водку и молоко…
Из соседней комнаты из радиоприемника доносится  На сопках Манчжурии…
.Рождественский едва ковыля выходит из прокуренной комнаты. Плачет…Наверное вспоминает , когда то и ему было 18…