Гукас чубар что лучше подметать землю полой платья

Зульфа Оганян
Не каждому доводилось почти 80 лет прожить в доме, построенном его отцом, - прочном, просторном, удобном, сделанным на века. Даже печально известное ереванское наводнение в 40-х не разрушило его, домочадцы придвинули тюфяки к двери и сумели противостоять яростным водным потокам. И сегодня в летний зной так уютно сидеть в чуть сумрачной прохладе кабинета Гукаса Чубара и слушать его пространные монологи об искусстве, нации, общественном устройстве страны. Будучи не только талантливым скульптором, патриотом и гражданином своей родины, но и крайне щепетильным человеком, Гукас Григорьевич просит учесть, что все сказанное им ни в коем случае не является истиной в последней инстанции. И что сам он всегда выступает против любого обвинения и в защиту обвиняемого – сказываются гены отца-правозащитника. Просто он поделился (не мог не поделиться!) своей болью и тревогой за судьбы своего народа, однако допускает, что его размышления, мнения, эмоции вокруг тех или иных идей могут быть не свободны от внутренних противоречий, ошибок вследствие и субъективных пристрастий, и постоянно меняющихся взглядов, и недостаточной информированности в том или ином вопросе. Однако, добавим мы, к его словам стоит прислушаться.

НАЦИОНАЛЬНОЕ ЧУВСТВО АРМЯНИНА
- Каждый человек со временем сам определяет для себя шкалу ценностей. Перечислю те, которые я выделил. Это стремление к свободе, которое лежит в основе существования индивидуума и продлевает ему жизнь, умение дорожить временем, поскольку все можно вернуть и унаследовать, кроме времени, и, разумеется, национальное чувство. Что же сегодня является основным для моей маленькой нации, о существовании которой многие и не знают, и меня как частицы ее? Ученые утверждают, что примерно с 50-х годов нового столетия культура, именуемая европейской, перестанет существовать. Мы стоим на стыке Европы и Азии и представляем один из вариантов этой культуры; мы, щепка в мировом океане, сможем ли продолжить свое существование. Если нет, то стоит сделать все для скорейшей ассимиляции. Однако я уверен, что чудом сохраненный наш маленький народ – категория вечная, это как бы одна из утвердившихся форм живого мира. И это при том, что исчезли величайшие народы и империи – Римская, Британская, Французская, Германская, Испанская, Таджикская (Османская), Российская. Из вновь образованных народов могу назвать мексиканцев. Вымерли динозавры, но ящерицы, как их далекие потомки, и сегодня мирно греются на камнях под солнцем. Так и мы: меняли обличье, претерпевали тысячу метаморфоз, но сохранили свои национальные отличительные черты. И через 600 лет снова восстановили свою государственность.
Для меня сегодня большая трагедия, что люди покидают свою колыбель, свою родину. То же самое было с британцами, испанцами, греками, видящими свое спасение в других странах. Сегодня процессы миграции происходят во всей Вселенной, и все страны пытаются препятствовать этому. Какой должна быть позиция нашей маленькой нации в этом вопросе? Как обратить зло в добро? Напомним, что армянская культура до ХХ века больше развивалась в России и Западной Армении, но не в Ереване. И центрами культуры были Москва, Тифлис, Баку, Нор Нахичевань, Костантинополь. Имея подобный могучий исторический опыт, нетрудно понять, что зло можно превратить в добро путем сближения диаспоры и местных армян. Легко сломать пальцы по одному, но не кулак. Потому крупнейшим достижением нашей новой государственности считаю два форума диаспоры и нашего населения. Но что вынуждает людей покидать страну, оставив насиженные места, по крупице собранную обстановку в доме и сами дома? Конечно же, тяжелое социальное положение, в котором оказался мой народ после распада СССР. И какой же вывод? Надо приветствовать каждый шаг, способствующий обогащению народа на своей земле с помощью своего труда. Что важно для наших государственных институтов? Единение внутри страны, укрепление законности на нашей грешной земле. Я лично защищаю каждую власть, созданную в результате выборов. И считаю сегодняшние дебаты в парламенте накануне выборов величайшей глупостью. Критикуй, предлагай определенные программы, но при чем тут импичмент? Неужели опыт прошлых лет ничему нас не научил? И при чем тут 27 октября?  Ведь ясно, что помимо христианской заповеди «не убий», армянин тем более не должен убивать армянина... Таковы соображения рядового избирателя, которые могут лишь вызвать улыбку, и то у доброжелателя.


«МОЙ ГОРОД РОДНОЙ, ЗНАМЕНИТЫЙ...»
- Англичане утверждают: мой дом – моя крепость. Однако город это не дом какого-либо богатея, и потому я весьма болезненно отношусь к успешным попыткам  уничтожить облик города, создававшийся на протяжении семи десятилетий напряженного творческого труда. Если большевизм присвоил себе право думать, решать и действовать за нас и нынче надо делать все для плодотворной работы большого и малого капитала на нашей земле, то тем не менее придется создавать также и препятствия для его разрушительного потенциала. Сегодня капитал готов крушить все моральные ценности во имя доллара, но город – это национальная крепость армян, и каждый толстосум не имеет права делать его объектом для выкачивания денег. Нужен закон о градостроительстве, нужно единое мнение армян на пути политического решения задачи. Уму непостижимо, как вокруг оперы может твориться некая варварская акция, которая не может быть принята ни одним уважающим себя правительством. Напомню, что при справедливо критикуемой нами Советской власти без разрешения совмина не могли срубить даже одно-единственное дерево. Наш город не может стать монополией отдельных личностей, когда все вопросы градостроительства решаются даже без такого авторитетного органа, как Союз архитекторов. Годы назад удостоился Госпремии проект Арцвина Григоряна (его концептуальный план, выработанный совместно с творческой группой), где учитывались вопросы грунта, ветров и пыли, транспорта, налоговой системы и всего того, что имеет решающее значение для развития города. В те годы утвердили генплан Еревана, который ежечасно, ежеминутно попирается в нынешней практике градостроительства. Могут ли постоянно меняющиеся мэр и главный архитектор города взять на себя ответственность за происходящее или все же должны советоваться со специалистами в законном порядке? Сегодняшние «новшества» представляют для потомков громадную историческую ценность: они – памятник разнузданности капитала в конце ХХ – начале       ХХI вв. Так же, как Манежная площадь в Москве – яркий пример того, чего нельзя делать. Скажем, крушить и затем восстанавливать храм Христа-спасителя... По этим вопросам (и далее) я выступаю уже как специалист.

МОЛОДЕЖЬ ВСЕГДА ПРАВА?!
- Моя бабушка из Нор Нахичевани рассказывала, что если у идущей по улице женщины подол платья не подметал землю, а был чуть выше щиколоток, то сидящие на крылечках дамы сурово осуждали ее. На моих глазах сменилось три поколения, и сегодня моя внучка ходит в наряде, открывающем пупок. Кто прав? Нравственно это или нет? Однозначного ответа не получишь никогда. Как педагог с большим стажем я пытаюсь понять молодежь во всем, в том числе в отношении к учебе. Говорят, для этого надо выучить марсианский. Я не раз в Ереване и Риме встречался со скульптором Нвард  Зарян и ее мужем-живописцем. Она преподает в Римской художественной академии и жалуется на то, что никто не хочет учиться. Она дает постановки, а студенты вместо скульптуры наклеивают газеты, делают коллажи. Она грозит им неудом, а те в ответ грозят поджечь ее машину. А машина у нее нынче новая, дорогая, не тот старенький пежо, что я видел. Произошла трансформация процесса обучения. Катастрофическое неумение рисовать – это объективный процесс? Как он согласуется с моим же концептуальным положением о свободе личности? Разумеется, навязывание чего бы то ни было в процессе обучения – это нечто неестественное. Но как же быть с поколением, стремительно меняющимся, идущим по кругу, но не по спирали? А как же быть тогда с народом, нацией? Какие должны быть подходы у маленькой армянской нации? Я думаю, такие же, как у многочисленных народов, например, китайцев, которые сохранили старые формы искусства (театр масок), но неуклонно идут вперед. Недавно наши молодые художники были на симпозиуме в Пекине и рассказывали потом, что все формы – от натурализма ло современных новейших – бытуют в китайской скульптуре. В таком вопросе должна быть широта подхода, и это обеспечит свободу и воспринимающему индивидууму, и художнику.

АКАДЕМИКИ БЕЗ АКАДЕМИИ
- При Советах заказчиком искусства было государство,  оно своими финансовыми вливаниями поддерживало его, и хотя бурно развивалось чиновничье искусство. художник тем не менее был защищен. А как быть при демократическом правительстве, когда под одними и теми же лозунгами сегодня власть в руках АОДа, завтра дашнаков, а послезавтра рамкавар-азатаканов? Кто из них представляет армянский народ? Кто ныне является выразителем нужд, чаяний заказчика, называемого государством? Зачатки института Академии художеств существовали со времен Ренессанса, но окончательно этот институт сформировался в 18 веке во Франции избранием 100 «бессмертных». Я считаю, что если Академия наук опирается на новейшие научные открытия и любой консерватизм тут неуместен, то Академия художеств (АХ) наиболее консервативное учреждение. Если отдельно взятый человек не обучается, не приобщается к восприятию художественной абстракции, которая называется картиной или скульптурой, то последние как предмет искусства для него не существуют. АХ при минимальной ошибке может представлять вкусы общества именно по своей консервативной структуре. Здесь осуществляется смена поколений, которые в коллективных спорах, голосованиях, дискуссиях, умозаключениях вырабатывают то, что нужно людской общности, именуемой народом – от младенцев до стариков. Причем цели в разных странах при разных системах бывают разными. В СССР это определялось как служение народу. В начале 60-х меня будто хватили обухом по голове, когда президент АХ Финляндии сказал, что цель искусства – самовыражение художника. «Кому нужно искусство Франции?» - спросил я годы спустя у президента АХ Франции. Он не воспринял это как издевку и, немного подумав, сказал: «Искусствоведам, чтобы они могли выразить свои рассуждения об искусстве». То есть выходило, что само искусство никому и не нужно...
АХ берет на себя всевозможные подходы к обеспечению качества. Чтобы, к примеру, здания из-за громады бетона и масштаба скульптур не казались маленькими макетиками. В Армении после распада СССР было 7 действительных членов и членов-корреспондентов АХ СССР, тогда как в Узбекистане был один, в Казахстане – двое. В настоящее время в живых остались действительные члены АХ Джим Торосян и я и члены-корреспонденты – С.Мурадян, А.Акопян, Л.Бажбеук-Меликян и Н.Степанян. Я считаю, что мы не должны быть сегодня полностью изолированы от АН. Речь не о том, чтобы нас как-то пристроить, но как совещательный государственный орган АХ должна существовать при хотя бы символическом финансировании. Повторяю, нужна государственная организация, тогда как Союз художников и Союз архитекторов – организации общественные. А для претворения в жизнь этой простой идеи нужно лишь одно – государственное мышление...

2002г.