Noise hop. В самых общих чертах

Джеймс Александр Даркфорс
  Я хорошо помню свою личную практику, когда на том же «Старгенераторе» у меня периодически возникала полемика с провинциальными персонажами, претендующими на хип-хоп, и большая их часть исходила из понимания данной культуры, которая составилась из штампов стиля и мифов, многие из которых давно вызывают с мире хип-хопа объяснимое раздражение, и которые любят использовать для объяснения, «почему рок круче», персонажи, в голове которых образовалась однородная каша из «тальковщины», «металла», «русского рока» и претензий на панк-рок и industrial.
  И, поверьте, я знаю, что это не просто «не так», более того – наши критиканы, которые учат делать звук, в общем-то, не имеющий отношения к хип-хопу, правильно, не имея представления о lo-fi, «индустриальном» подходе и панк-роке в его действительном виде, даже свой стиль чаще всего знают поверхностно, ориентируясь на топовых персонажей из пары-тройки лидирующих «хип-хоп-кланов». Впрочем… И вот тут начинается самое интересное.
  Ведь они не представляли себе, что «за бугром» многие «бро» неожиданно обратили своё внимание на сферу, которая долгое время в танцевальном мире интересовала разве что тех, кого одним скопом обзывают «клабберами», не вдаваясь в какие бы то ни было подробности. Причём, обратили внимание так пристально, что сформировали довольно заметное направление в хип-хопе или пост-индустриальной электронике, тут уже от конкретного проекта на самом деле зависит. У этого стиля даже однозначного названия не наметилось, его называют как industrial hip hop, так и noise hip hop или noise hop.
  Это не шутка, такой стиль существует, хотя кому-то может показаться, что о каком-то более или менее едином стиле говорить не приходится. Внешних проявлений, как у некоторых других течений в хип-хопе, тут особо не видно, конечно. А в музыкальном отношении чаще всего мы имеем дело с логическим продолжением темы rap core / rap metal, но с большим уклоном в электронику. Но встречаются и образцы именно основанного на шумах бита в сочетании с классической рэп-читкой (правильнее, конечно, сказать, что это rapping, но в России такой вариант используют разве что граммар-наци или педантичные музыкальные критики).
  Парадокс, но этот стиль, как-то больше «периферийный» в музыкальном мире, развивался параллельно с «большим» хип-хопом, оставаясь в его тени. Первые его проблески начались тогда, когда в попробовавших вывести хип-хоп на «белую» сцену CLASH и выступавшего с ними Грандмастера Флэша в бруклине бросали из зала бутылки, а BEASTIE BOYS ещё думали, продолжать ли им изображать из себя вторых (как минимум) DEAD KENNEDYS или сыграть что-то более интересное и не такое вторичное. THE CHIEFS OF RELIEF ещё переживали провалы в коммерческой части своей карьеры, а BIG AUDIO DYNAMITE были своеобразными ребятами с периферии пост-панка. Именно в это время новый для белой аудитории стиль заинтересовал наиболее передовых музыкантов данной среды – в том числе индустриальных. Вот, как раз в то время, году так в 1985, если совсем точно, бывший участник THE POP GROUP Марк Стюарт пишет альбом «As the Veneer of Democracy Starts to Fade». Как раз здесь начинают активно использоваться наработки из арсенала Уильяма Берроуза (cut-up) и уже ставшие модными веяния из Гарлема и Бронкса. В дальнейшем именно эту линию в те годы более или менее активно развивали такие проекты, как MATERIAL, DISPOSABLE HEROES OF HIPHOPRISY, MEAT BEAT MANIFESTO, TASK>>HEAD. Чуть позже появятся такие персонажи, как BEATNIQS и CONSOLIDATED.
  Ещё раз – в то время данная разновидность хип-хопа оказалась на периферии, и в хит-парады, в общем-то, предсказуемо попали те, кто сплавил подход «расовых» вечеринок и традиционный мелодизм, что в итоге дало мощный пласт, в дальнейшем получивший название «Contemporary R&B», не слишком часто употребляемое в России. К нашей же теме это никак не относится.
  Когда более или менее поп-ориентированный хип-хоп перестал вызывать неприязнь в поп-кругах, а среди так назваемых «рокеров» приобрёл статус того ещё жупела, хотя продолжались попытки адаптировать рэп к року в общем охвате, «индустриальная» хип-хоповая среда как-то варилась в собственном соку, вызывая интерес разве что у таких оригиналов, которые любили играть такие адские музыкальные смеси, которые не поддавались определению в массовом представлении. Элементы рэпа, грайндкора и индустриальной электроники встречались у проектов SCORN и TECHNO ANIMAL, но массовая популярность в рок-среде как-то больше сопутствовала таким проектам, как CLAWFINGER, BIOHAZARD, DOG EAT DOG, DOWNSET, CRAZY TOWN и им подобным, а в более традиционной хип-хоповой как-то верх взяла сцена, связанная с Contemporary R&B, ну, ещё всевозможные «гангстеры», хотя хватало и всяческой «периферии», но она и известна была тем, кто специально интересовался. Также были всяческие сезонные увлечения, что для нас не так важно сейчас.
  Уже после того, как поколение 1992-95 годов начало отходить в сторонку, постепенно сдавая позиции всевозможным «моделям сезона», очень важную роль в формировании стиля сыграла сцена digital hardcore, вдохновлённая деятельностью интернационального проекта немецкого базирования ATARI TEENAGE RIOT, успешно сплавившего радикальные ритмы hardcore techno, придельно жёсткий шум и тяжёлые гитарные риффы с остросоциальными текстами, приличную часть которых читал рэпер Карл Крэк, гибель которого стала для Алека Эмпайра и компании настоящим ударом, хотя деятельности проекта и лейбла «Digital Hardcore» она не прервала. Здесь очень активно работали такие проекты, как RABBIT JUNKIES и MAD CAPSULE MARKETS. Но в общем числе это всё же были просто эксперименты, и те же проекты могли спокойно двинуть в исследование совсем других территорий.
  Но всё это время формировалась, напомню, и специфическая сцена, которая использовала в своей работе классическую «читку», положенную на биты, словно созданные FRONT 242, GODFLESH, PITCHSHIFTER или даже ATARI TEENAGE RIOT, а кто-то ухитрялся вообще подкладывать под голос ритмически упорядоченные шумы, полевые записи и промышленные сэмплы, которые даже для прожжённых «гангста» выглядели издевательством над просьбой сделать бит – поскольку этот гвалт и был тем самым битом. Что ещё веселее, здесь появились даже свои «гиганты жанра».
  Взявшие своё название из сериала «Dr. Who» (так многие считают, сами участники уверяют, что это не так) DALEK – это одна из самых известных формаций индустриального хип-хопа. Можно сказать, одна из его первых величин. MC Dalek и битмейкер Octopus выдают со сцены то, что основной массе «русского хип-хопа» покажется просто адской смесью: шум, от жёсткого до «обволакивающего», агрессивные ритмы, иногда тяжёлый гитарный звук, часто – неравномерные ритмы, классический рэппинг и барабанный ритм. Многие говорят о том, что DALEK – куда более урбанистическая команда, нежели большинство рэперов, потому что это не просто тематика и эстетика, а именно такой «голос города», а отнюдь не человека, находящегося с Городом в конфликте. Что интересно, группа базируется в штате Нью-Йорк, в городе Ньюарк. Важно то, что DALEK – это именно хип-хоп, как ядро всего, на что накладываются другие стили, причём, так, что в итоге получается нечто, которое очень непросто куда-то определить. Причём, тут не просто rap core с пониженным содержанием гитарного звука, здесь обильно используются именно шумовые вставки, причём, довольно долгие и «абразивные».
  Едва ли не самое первое, что выдают поисковые системы в Интернете на запрос «industrial hip hop», можно сказать, символ стиля – DEATH GRIPS. Белый саундпродюсер, играющий на концертах на барабанах, двое чернокожих (рэпер и саундпродюсер), соответственно, Zach Hill, Stefan «MC Ride» Burnett  и Andy «Flatlander» Morin. Неравномерный ритм, очень жёсткий звук, обильно перегруженный, очень агрессивный вокал MC Ride, довольно живописного бородача с татуировками, часть из которых можно назвать даже «оккультными». Прибавьте к этому весьма своеобразные тексты Райда – и получите проект, который, в общем-то, вполне можно назвать танцевальным, но можно так же точно сказать, что танцевать под это будет весьма специфическая публика. Впрочем, в 2014 году эта возможность у неё сильно сузилась, так как DEATH GRIPS решили, что в данном русле они достигли пика, и дальше начнётся перемусоливание жанра, так что лучше уйти сейчас, с некоторым недоумением и вопросом, что это так рано, чем ждать, пока их не сгонит со сцены публика. Базировались они в Сакраменто, Калифорния.
  Самый, что ни на есть, чистый noise hop, действительно основанный на шумах, а не на классическом электронном бите, пусть даже и перегруженном, выдают одни из немногих рэп-персонажей с лейбла «Sub Pop Records» CLIPPING, этакие DEATH GRIPS наоборот по составу. Формация, если говорить совсем честно, не имеющая отношения к хип-хопу, как таковому, если не считать фронтмена. Некоторые их композиции не имеют, по большому счёту, даже «бита», как такового. MC Daveed Diggs – не только хип-хоппер, но ещё и театральный актёр. Он (почему CLIPPING – это «DEATH GRIPS наоборот») единственный «чёрный» в группе, отвечающие за музыкальное сопровождение William «Rale» Hutson и Jonatan Snipes (послушайте для контраста CLIPPING и проект Снайпса CAPTAIN AHAB) – белые. Все участники CLIPPING в той или иной мере реализованы и за пределами данного проекта, причём, Рейл и Джонатан Снайпс пишут в своих сольных проектах музыку, по которой невозможно догадаться, если не знать заранее, что они играют в проекте, в котором Дэвид Диггс порой читает свои тексты даже не под бит, а под шум, в котором невозможно угадать какой-то ритм, может создаться впечатление, что он просто пытается выйти из положения, работая с неожиданно «зависшими» компьютерами Снайпса и Рейла, выдающими невообразимый гвалт, всё же иногда переходящий в бит, составленный из промышленных сэмплов, полевых записей и просто шума, пропущенного через гитарные педали. После первого альбома группа стала играть как бы более упорядоченно, но не изменила общей, уже тщательно проработанной концепции, когда классический West Coast rap сокращается до «читки», перемещаясь в шумовой коктейль, в котором даже используется «акустический нойз», в основе которого – идущие в пропущенный через цепь эффектов микрофон звуки перемешивания гвоздей в пластиковой коробке. Базируются в Лос-Анджелесе. Кстати, не так уж и давно они были приглашены в Москву и выступили в клубе «Dewar’s Powerhouse», где в июне 2014 года выступал и автор этих строк.
  Из «модных» проектов в подобном стиле стоит также отметить выходцев из Нью-Йорка ANTIPOP CONSORTIUM, которые всё же больше «экспериментальная» команда, а не «индустриальная», как и довольно популярный персонаж Сол Уильямс, известный по фильму «Slam» и активному участию в разработке средств «цифровой защиты» аудиозаписей.
  Аудитория подобного рода проектов – явно не массовый потребитель, поскольку они чаще всего не «лезут» в те стилистические рамки, которые существуют у того самого большинства. К тому же многие из этих проектов слишком жёстко звучат даже для той аудитории, которая претендует на принадлежность к року. Понятно, что чаще всего такой музыкой интересуется «индустриальная» аудитория, хотя сейчас те же CLIPPING уже стали вызывать интерес той части публики, которая не вполне маргинальна, хотя в полной же мере не относится и к тем самым «массам». То есть та спорная по статусу аудитория, которая то ли там, то ли тут. Впрочем, на сегодняшний момент noise hop всё-таки и «золотой серединой меломании» котируется разве что, как то, чем можно поставить в тупик оппонента, пытающегося сказать, что вы ничем не отличаетесь в плане моды от масс, просто бренды у вас другие, но тоже попса. В целом, конечно, то, что позиционируется, как «индустриальный хип-хоп», скорее, вызовет вопрос, насколько это новая мода или что-то ещё, поскольку основная масса так позиционируемых проектов совмещает жёсткую танцевальную электронику, обычно и называемую в массах «industrial» и классический рэппинг. И уже намного реже это действительно «абразивные» эксперименты, которые для широких масс совершенно неудобоваримы.
  Ну, и немного стоит сказать о том, как это в России. А в России это всё ещё «элитарный» стиль, и каких-то ярко выраженных аналогов DEATH GRIPS и CLIPPING на российских просторах пока не замечено, хотя некоторые эксперименты с подобной стилистикой имеют время от времени место быть. В частности, в подобную стилистику вписываются некоторые работы любимцев «Афиши» САМОЕ БОЛЬШОЕ ПРОСТОЕ ЧИСЛО (что, впрочем, очень даже спорно).
  Можно очень часто услышать мнение о том, что с industrial hip hop тесно связан родившийся в Нью-Йорке стиль illbient, названный так местным DJ Spooky, который в своих миксах часто мешал ambient с дабом, хип-хопом, drum-and-bass, а то и с этникой, в итоге чего начал формироваться стиль с размеренным ритмом, мрачный, сильно «тонущий» в шуме, даже площадки для шоу подбираются так, чтобы создавать атмосферу задворок города, уже давно живущих своей, отнюдь не радостной жизнью, когда кажется, что ты за пределами этого мирка никому не нужен. Вопрос, конечно, риторический, поскольку, стоит ещё раз повторить, industrial hip hop – это музыка на основе хип-хопа, а иллбиент – всё же производная от ambient.
  На данный момент вот такой обзор, возможно, в ближайшее время информации станет хоть немного больше, а пока – что имеется.