Мысли из маршрутки, или У кого совести больше?

Ольга Благодарёва
*****
(Из цикла "ЖИТЕЙСКИЕ ИСТОРИИ")
Полиптих
               
   
   ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

   Случаи эти, вроде, ничем не выдающиеся, скорее – рядовые, а вот запомнились.
   И захотелось поделиться, поразмышлять!..

1
   
   Ехала я как-то домой из города в обычном японском микроавтобусе, в народе названном коротко и ёмко: «микруха».
   
   Мысль первая:

   Ну вот придумают же словечко, а! – типа: бытовуха, чернуха, мокруха, непруха – бррр!.. Сплошные УХи!
   Какой-то негатив чувствуется сразу в таких словах, правда?!..
 
   Людей, как всегда, битком – не продохнуть! Час «пик»! Кто с работы едет, кто – с учёбы, кто – с рынка: либо расторговался, либо накупил всего.
   
   Я так устала, сижу, отогреваюсь после гуляния по морозу (все дела за один день переделала!), расслабилась. Но всё равно вполуха слушаю и вполглаза наблюдаю – страсть как люблю это делать, везде!

   Когда выезжали, водитель попросил всех пристегнуться.
   Никто (кроме одной пожилой женщины) даже не шелохнулся!
   Потом он повторил, сказав, что иначе и его, и нас могут оштрафовать гибэдэдэшники* или дэпээсники**.
   И только тогда все пристегнулись.
   
   Мысль вторая.

   Ну что мы за люди такие: не о безопасности жизни своей беспокоимся, а деньги жалеем!?

2
   
   Едем.  Кто разговаривает потихоньку, кто музыку (в наушниках, слава Богу!) слушает, кто дремлет или даже крепко спит, всхрапывая – в общем, всё, как обычно.

   Постепенно я в тепле так разомлела, что тоже в сон клонить стало.
 
   И вдруг слышу: незнакомая мне женщина, до этого сидевшая напротив, не очень молодая уже, в дешёвой искусственной шубе, с большой хозяйственной сумкой, на выходе… возвращает водителю деньги и говорит: «Вы мне неправильно дали сдачу с тысячи: лишние 100 рублей!  Я, конечно, не богатая, но и чужого мне не надо! Не научена!»

   Смотрю на реакцию окружающих. Интересно так мне стало: как наш пипл*** на ЭТО отреагирует?
   
   Одни (что совсем молодые!) на неё, как на дуру, посмотрели: с усмешкой, чуть ли не у виска пальцем покрутили.
   
   Другие, постарше – улыбнулись, переглянулись и... промолчали...  многозначительно.
   
   Один старичок только сказал: «Молодец, дочка! Совесть-то подороже стОит!»

   Мысль третья:

   Наверное, чем люди беднее, тем они честнее!?
    Мысль четвёртая: А сколько НЫНЧЕ стОит... совесть?

3   
   
   Были и со мной подобные случаи. Вот, вспомнилось.
   
   Как-то в нашем пригородном автобусе я нашла кошелёк с деньгами. Спросила сидящих, чей.
   Все промолчали.
   
   Внутри были какие-то деньги (кстати, довольно немало!), рецепт на очки и всё.
   
   Я, недолго думая, пошла и отдала кошелёк водителю. Мне кажется, он и девушка кондукторша посмотрели на меня, как... на больную!
   
   Мысль пятая:
   
   Скорее всего, никого ОНИ потом не искали!..
   
   Мысль шестая:
   
   Ну почему мы так плохо думаем о людях?!..
   
4
   
   И ещё один случай – давний.
   
   Когда-то в молодости у меня было похожее искушение.
   
   В Ташкенте было дело. Вижу: валяются на троллейбусной остановке деньги на земле (25 рублей! Огромная сумма по тем временам!).
   Наклониться и поднять их сразу не решилась, но... Наступила ногой на них и... огляделась.

   И мне показалось, что ВСЕ вокруг на меня пристально смотрят и ждут... продолжения!
   
   Мне стало до того неловко, будто я ИХ украла!
   
   И тогда я... сделала вид, что случайно на них наступила и не имею к деньгам никакого касательства!
   И... спокойно продолжила путь. С гордо пОднятой головой ЧЕСТНОГО человека!

   Но чувство стыда за возникшее желание взять "чужие" деньги живёт во мне до сих пор, когда вспоминаю этот эпизод.

   А кто-то, наверное, скажет-подумает: "Вот дура-то, простофиля!"

   И ведь кто-то же их поднял!

   Мысль седьмая:
 
   Интересно, а как поступила бы я СЕГОДНЯ? Так же, как тогда, или...?

***

   ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

   А вы вот, господа, как думаете:

1)Материальное благополучие влияет на совесть?
   
2)У кого, по-вашему, её больше: у бедных или у богатых?

3)И вообще: ЧТО ТАКОЕ СОВЕСТЬ???

   И, напоследок, мысль восьмая:

   Вам не кажется, что совсем скоро это слово... исчезнет из нашего лексикона и обихода? (Многие его и не знают, по-моему!..)

   И вам не страшно?!?


© Ольга Благодарёва, 2014

 
   +ПРИМЕЧАНИЕ
 
   *Гибэдэдэшники (разговорн.) – сотрудники ГИБДД
   Штраф за непристегнутый ремень для пассажира:

   Максимальный штраф за непристёгнутый ремень для пассажира (статья 12.29 КоАП) в настоящее время составляет 500 рублей. При этом штраф накладывается отдельно на каждого непристёгнутого пассажира.
   (Отмечу, что на пассажира вместо штрафа может быть наложено предупреждение, которое выносится в письменной форме).

   +Штраф за непристегнутый ремень безопасности для водителя:

   Штраф за ремень для водителя в настоящее время составляет 1000 рублей.
   (Кстати, рекомендую Вам иметь в автомобиле актуальную таблицу штрафов ГИБДД, по которой Вы всегда сможете определить размер нужного штрафа).

   Обратите внимание, что размер штрафа не зависит от того, сколько человек в автомобиле не пристёгнуты ремнями безопасности. Даже если в междугородном автобусе все 40 пассажиров проигнорировали использование ремней безопасности, размер штрафа составит все ту же 1000 рублей.

   Однако штраф этот может накладываться на каждом посту ГИБДД, т.е. единственный непристегнутый пассажир может послужить причиной нескольких штрафов в течение одного дня!

   +Штраф за отсутствие детского кресла:

   Ранее штраф за детское кресло, а точнее за его отсутствие, приравнивался к штрафу за непристёгнутый ремень безопасности.

   Однако, начиная с 1 сентября 2013 года, штраф за перевозку ребёнка без кресла или детского удерживающего устройства вынесен в отдельную статью КоАП и составляет 3000 рублей.

   **Дэпээсники (разговорн.) – сотрудники ДПС

   ***Пипл (разговорн.) – от англ. "people" – люди, народ, люд.


   Фото - из Интернета.
   
   Мысль девятая:
   А Вы, найдя ТАКОЙ вот кошелёк, искали бы его хозяина? ;)