Воспоминания детства. Папин урок

Галина Каледина
Лето 1965 года. Первый раз лечу на самолете. Самолет маленький и его сильно болтает, но я чувствую себя хорошо, а вот маму и брата что- то мутит.
Прилетели в Кокчетав и на автобусе доехали до Щучинска. Мы сидим на берегу большого озера, а папа пошел искать квартиру для проживания. Озеро играет волнами как море. Вокруг горы, поросшие сосновым лесом, воздух чистый и ароматный. Когда смотришь на горы, видишь чудаковатые фигуры. Вот гора "Спящий рыцарь"- профиль человека с бородой, которая расстилается на километры, а на голове- шлем. "Действительно Казахстанская Швейцария"- слышу я мамин голос.
Через час возвращается папа. Жилье найдено и мы, подняв сумки, отправляемся за ним. Квартира больше напоминает деревянный сарайчик, но зато на самом берегу озера.
Тетя Аня, хозяйка этого домика, одинокая женщина. Она ужасно рада, что нашлись постояльцы на ее хижину и она сможет заработать. Папа с мамой начали раскладывать вещи, а мы с братом помчались к озеру. Вода прохладная и такая чистая, что видно дно и наши ноги. Накупавшись, мы решили обследовать двор,где нам предстояло прожить две недели.
Сразу за стеной дома находился сарай с курами. Кур было шесть, а петух один. Он был такой важный, что имя Петушок как- то не очень ему подходило. И мы назвали его Петром Петровичем. Каждое утро, чуть свет, Петр Петрович начинал кукарекать как ненормальный, нарушая наш сон отпускников. На третье утро папа не выдержал и облил его холодной водой. Петр Петрович, видимо,простыл и охрип, но продолжал выполнять свой долг. Правда его "Подъем!" звучал тише и мы, сквозь сон, благодарили папу.
Как- то утром папа сказал: "Галча, собирайся,пойдем на базар за продуктами". А что собираться? Я натянула сарафан,взяла хозяйственную сумку и мы пошли.
Базар жил своею жизнью. Люди ходили вдоль рядов, выбирая помидоры, огурцы, лук,  торговались, покупали что- то или шли дальше. Слышались крики торговцев: "Покупайте огурцы, вон какие молодцы!" "Яблочки,яблочки из своего сада"- тянула молодая женщина высоким голосом. "Пирожки с ливером, горячие..." У дверей столовой сидели нищие. Это были еще не старые люди, но лица у них были помятые и обрюзгшие. В сторону от базара, у дороги, ведущей в сквер, сидел человек лет сорока пяти. Вернее это была половина человека. Его туловище без ног сидело на самодельной деревянной тележке с четырьмя колесиками. Перед ним на вафельном чистом полотенце лежали десять глиняных свистулек.Он ничего не говорил, никого не зазывал, только иногда брал свистульку, наливал  воду и дул в нее.Раздавалась нежная трель, похожая на пение птицы. Люди проходили мимо, не замечая его.
Папа взял меня за руку и повел к этому человеку. "Продайте нам все свистки"-сказал он. Удивление появилось не только на моем лице, но и на лице продавца. Только к его удивлению примешивалась еще и радость Когда мы отошли в сторону я спросила:"Папа, зачем так много?" "Ты видела тех нищих у столовой? У них есть руки, ноги, они молоды,но выпрашивают деньги, а этот человек инвалид, но не унижает себя поборами. он продает то, что сделал сам.Я мог бы просто дать ему денег, но это была бы подачка, а я дал ему возможность почувствовать удовлетворение от своего труда."
Вернувшись в школу 1 сентября,я раздарила свистульки своим друзьям и папин урок запомнила на всю жизнь.