Так, как я жила, на надо было жить...

Светлана Пасашкова
   Лето, оно и так прекрасно, но на юге в городе Шахта уже поспела шелковица. Всё дерево унизано маленькими, как бусинками, ягодами. Я сижу на самом высоком дереве и ем их. Лицо всё испачкано в соке, а рожица такая довольная, ведь наелась. А дома, что меня ждёт? Пьяная мать и отчим, свекровь тоже пьёт. Но есть тётя Надя, это сестра материной свекрови, вот она, иногда нас кормит. А ещё у меня есть сёстры младшие, Таня ей четыре года, Наташе два. Бедные мои сёстры, они больше голодают, чем я. Я уже большая, пойду во второй класс и представлена сама себе, что хочу то и делаю. Но всё наелась, сейчас соберу сёстрам в пакетик, пойду домой. Мать трезвая хорошая, а пьяная, очень плохая. Отчим, напротив, относится ко мне хорошо, не обижает. Ну, всё нарвала, иду, темнеет. Пришла домой, если его можно так назвать, длинный барак, квартиры у каждой семьи, а кухня и туалеты общие. У нас тихо, спят. Матери нет, куда-то ушла с отчимом и, раздевшись, легла на мамину половину и заснула. Проснулась  от резкой боли в руке, а это отчим ножом, прорезал мне руку. Я так кричала и ничего не понимала. Дядя Коля взял меня на руки, начал качать и успокаивать меня. Надя кричала на него, что дескать сделал? Перевязали мне руку, благо рана была не глубокая, и отдал меня бабушке Наде. Потом они о чём – то  говорили тихо, у меня болела сильно рука и слёзы капали в подушку. Подошёл ко мне отчим и сказал.
- Прости меня.-
      Надя легла со мной. Я успокоилась и заснула. Поднялась поздно, встала, вспомнила о свое порезанной руке. Дяди Коли дома нет, сёстры спали, тётя Надя наверно ушла снова за китовым мясом, которое привозили раз в неделю в наш магазин. Оно было не дорогое, как говорила она сама. Я оделась одной рукой, умылась, и села:
-  Что бы найти поесть. –
      Нашла только корку хлеба и взяв её, удалилась на улицу. Выйдя из дому, увидела мамину свекровь, бабу Лиду. Она стояла возле сарая и сливала с пустых бутылок остатки спиртного для похмелки, как она часто говорила. Не  стала к ней подходить и ушла тайком в свой парк, поесть шелковицы. Попробовала залезть на дерево, а это у меня здорово получалось, не смогла, мешала раненная рука, и было очень больно, пошла домой. У нас был пир, пока отсутствовала, Надя сварила рыбы, и мы с сёстрами наелись до сыта. Позавтракав и пообедав, за неумением нечем занять себя, стала читать сказки, которые взяла в местной библиотеке. Так прошёл этот день, наступала ночь, заснув, и поспала спокойно. Утром  рано меня разбудили, сказали, что приехала моя бабушка Маруся, и будет забирать меня город Гранск. Я не знала что это за место, но женщина сказала:
- Это большой город.
     А ещё сказала, что у них с дедушкой , есть телевизор и там люди даже поют песни. Это было в1964 году. Вещи собрали, одели меня в форму новую. Взяла портфель, и мы бабушкой Марусей тронулись к вокзалу. Приехав на вокзал, взяли два билета на поезд и уехали в неизвестность. Не знала, что меня ждёт там, но поверила своей родной бабушке, что голодная жизнь для меня кончилась.
Послание России.

Соловьи свои песни запели,
Освещенье лилось по земле,
И умолкли, все пташки не смели,
А зорёй ноты вились в крыле.

То страдания, то протяжный гудок,
Трели слышались всюду в лесу,
Вот душевные, словно мой рок,
Косу длинную кину в росу.

Как поёт эта птица, мечтание
Это муза, и гордость в признание,
Велика наша Русь, эти ноты венчания,
Желания души.
Предания России.
Что нет такого чуда, прекраснее в послание!!!

      Не помню сколько ехали дней, но наконец показался город, о котором всё время рассказывала бабушка. У поезда встречал дедушка Гриша. Он был среднего телосложения, но что мне запомнилось на всю жизнь, был шрам под щекой, такой большой и выпуклый. Взявши меня на руки, поцеловал и сказал:
- Ты похожа на свою бабушку, Марию Ивановну. -
      От чего, она улыбнулась. Сели на трамвай, большой на рельсах, как у поезда и поехали к ним домой. Добирались долго, как мне тогда казалось, дома были многоэтажные, проехали реку Сейм, бабушка всё и во всё меня посвящала:
- Ну, вот и наша остановка внученька, скоро будем дома.-
     Потом шли минут пятнадцать на нашу улицу. Домик был частным, покрашен зелёной краской, забор той же расцветки. Вокруг росла сирень, посажены цветы бархатцы, жасмин и многие другие, бабушка любила землю, как я поняла. Зашли в дом, была маленькая кухня, кладовка, прихожая, спальня. Я посмотрела и увидела ящик с экраном. Дедушка сказал, что это телевизор и включил. Зазвучала музыка, плясали люди. В этот  день, от ящика не отошла. Даже есть, мне принесли за стол, где стоял телевизор. Кончился день и надо ложиться спать, а мне не охота. Так как я давно не занималась в школе, то и подыматься рано не хотелось утром туда. А учиться надо. Войдя в учебное заведение, в котором директором был дедушка, меня зачислили во второй класс. Познакомив меня с учителями и учениками. Со временем я подружилась только с одной девочкой, а с мальчишками играла и бегала везде. Они меня считали, чуть ли не своим парнем. С подругой мы ходили домой, так было по пути.  Проучилась  у родственников  до четвёртого класса. В конце третьего, дедушку парализовало и моей бабушке стало трудно  меня содержать при больном. Отдала меня в детский дом, этого города. Конечно, не хотелось мне идти туда, но бабушка, пообещав забирать меня, на выходные и я сдалась. Осенью, первого сентября меня отвезли  дед – дом. Это был большое трёх этажное помещение, где проходили все мероприятия. Не заметно прошёл и этот год, ничем не отличаясь от тех годков, разве что жила в приюте. На выходные меня забирали, но это происходило всё реже и реже. По окончании седьмого класса, умер дедушка. Схоронили его простенько, людей было мало, впервые на похоронах увидела своего родного брат,а по отцу. После я опять отправилась  дед дом. Училась уже в восьмом классе, за лето я из мальчика превратилась во взрослую девушку. И уже ребята на меня смотрели с особенным вниманием. Я стояла и рассматривала себя в зеркало, поняв, что гадкий утёнок, ушёл в прошлое. Девушка с длинными волосами, заплетённая, толстая коса. Рост выше среднего, брови рыженькие, а глаза, как хамелеон, на солнце голубые, а в тени изумрудно-серые. Я стала симпатичной, можно даже сказать красавицей. Фигура, как у взрослой женщины, ноги длинные, ровные, ну королева. Ребята стали за мной ухаживать, но я ещё к этому не была готова. Окончив восемь классов, меня, как и моих сверстников отправили в Ленинград учиться В 55 училище, на штукатур-маляр. Лето я была у бабушки, пошла подработать на почту, носила газеты и письма по нашёй улице. Кстати, работала по этой должности с шестого класса, поэтому, там взяли меня с превеликим удовольствием. Летом я познакомилась с парнем, звали  Аким. Он занимался боксом, характер у него был замечательный, клялся в любви, хотел  большего, но я ему сказала, замуж выйду и только тогда я буду твоей. Больше мы к этой теме не возвращались. Как- то раз он пригласил меня и мою подругу на свадьбу, где они играли в ансамбле. Мы с подругой пришли туда нарядные, Аким посадил нас за стол, ближе к ним, где он играл в ансамбле.  На свадьбе было весело, танцевали очень много и выбились из сил, и Татьяна попросила пойти в одно место, куда ходят все. Выйдя во двор, но там было столько много парней, и мы решили найти, где-то там  это место. Но так как это был частный дом, где была свадьба, мы вышли за большой забор, который граничил, где была свадьба. Пройдя вдоль забора и сделали своё дело, мы хотели вернуться к гулянке, но вдруг из того прохода, где нам надо было проходить, показался парень. Мы подумали, что он тоже туда, откуда мы идём. Хотели его обойти, но он ухватил мою подругу за руку, стал тащить её в кусты, говоря, что бы ни противилась, как девочка. Я догнала их и стала помогать ей, вырваться от этого парня. Он её отпустил, но захватил меня, тогда поняв, что мы с ним не справимся, я  сказала подруге:
- Беги к ребятам на свадьбу и позови их скорей.-
     Подруга убежала за подмогой, в это время, мужчина, подняв меня за талию, и прижал меня к забору, я его укусила за руку, он меня ударил, но не сильно, по лицу. Затем ещё яростней стала от него отбиваться,  он только смеялся, порвал платье, я ему согнутой ногой ударила в пах, выругавшись:
- Ну, всё сука. Ты меня довела, теперь буду бить тебя, пока умрёшь, а потом буду делать всё, что захочу.-
     Я ему сказала.
- Из тебя мой парень сделает, отбивную грушу.-
     Не успев договорить, он  меня стал избивать. Бил по лицу кулаком, по голове. Ногами дал подножку, и я упала, стала терять сознание и увидела, что бегут наши ребята с Татьяной. Очнулась, кто-то меня легонько трепет за щёки, это был Аким. Его ребята, окружили этого человека, который бил меня, сказав Акиму:
-  Не бейте его, давайте вызовем милицию.-
      На что ребята сказали, что они и милиция, и та кара, которая ему нужна. И стали его бить, ударив один, отдавал другому и так по кругу. Я отвернулась, подруга взяла меня под руку и мы ушли. Слышали крики ребят, проклятия в адрес этого парня, но мне уже было всё равно, так как глаза у меня были, заплывши, грудь болела, да и голова раскалывалась. Впоследствии я видела этого парня, годика так через два. Нога кривая, как будто бы вывернутая. Я с ним поздоровалась, он меня сразу узнал,  сказав:
 - Я не хотела, что бы так его били.-
     Он ответил, что сам виноват и бутылка и удалился. После этого случая, долго ходила с синяками, без нужды на улицу не выходила, в течении двух недель. К первому сентября, мы с ребятами дед дома, уехали в Ленинград, и стала учиться на штукатура-маляра. Ученье давалось мне легко, мне нравилось в этом городе жить. Ходила по нему и смотрела, как разводятся мосты, посетила музей, кунсткамера. Была на корабле “Аврора”, ходила к памятнику Петру первому, во дворец с экскурсией, водили нас в золотую палату, это было просто восхитительно. Ездили на Финский залив. Где бывает отлив и прилив. Смотрела на гавань, куда приходят большие корабли. Первый год никого не замечала, в том числе и ребят, пока Аким не написал, что женился. Два дня ревела, но потом решила, хватит. Взяла себя в руки, стала прежней, весёлой девушкой. В училище поняла, что парни на меня смотрят и заигрывают со мной. Познакомилась с парнем, который из старшей группы, учился на сварщика. Встречались с ним более трёх месяцев, потом разошлись и остались друзьями. Не помню, со сколькими парнями встречалась, но что не была девочкой лёгкого поведения, это точно.  Была очень строгая со всеми, поэтому быстро остывали ко мне. Затем, окончила училище и переехала в другое общежитие. И пошла монотонная жизнь. Работа, общежитие и так полгода. Однажды прейдя домой, получила телеграмму, где описывалось, что моя бабушка сломала тазобедренную кость и за ней надо уход. Рассчитавшись, мчусь опять в свой родной город, где прошло моё детство.

Российский платок.
Платок одену, повяжу,
Голову откину, закружусь.
Вальс платка Российского вскружу,
Розы куст на нём я разложу.

Прядь волос запрячу под платок,
Окаёмку бахромы я заверну.
Куст цветов, заглажу, как каток,
Красоту в цветах я поверну.

Так приветлив, наряден здесь узор,
 Заберу тепло, горит огнём.
Капли с роз, такой обзор,
Глубину души, пред ним пригнём.

      Приехав домой, Марию Ивановну выписали из больницы. Но от поясницы до самого низа ног, бабушка в гипсу. Она обрадовалась моему приезду, сказав:
    - Ну, внучка, теперь я спокойна, ты рядом.-
      Я устроилась на работу, на стройку и глядела за бабулей. Через полгода она поправилась, и сказала:
   - Езжай в Ленинград, справлюсь теперь и бес тебя.-
      Но в город  не поехала, а осталась у себя, на родине. Так проработав год, на стройке новый коллектив, новые люди и познакомилась с Верой. Она была забавной девушкой, весёлой, хохотуньей. Мы с ней подружились. Как - то раз, она пригласила к ней в гости, в деревню на выходные. Сказав бабушке, что меня не будет на выходные, и она согласилась. Мы с подругой поехали в деревню Пронено. Это было от города тридцать километров. Сели в электричку, полчаса, а потом вышли где то в лесных посадках…
 - Где деревня?
      Идти до той деревни, оказывается, три километра. Было лето, светило солнышко, и мы пошли по натоптанной тропинке  людьми. Прошли поле пашни, потом был асфальт, Вера сказала:
   - Это дорога в город, для машин.
      Перейдя через дорогу, опять пошли по полю, спустились в овраг, а там цветов луговых, море. Такие нарядные бугры по сторонам оврага, росла там калина, кусты шиповника, уже отцвели и появились ещё зелёные плоды, ещё не покраснев. Пройдя по логу, поднялись на крутую горку и дальше идём по полю. Увидев впервые зайцев, а потом цаплей, я вскрикнула от радости, Вера только улыбнулась, ей это было не в диковинку. Моему восторгу не было придела. Мне уже всё нравилось, ещё не прейдя в деревню. Так бы стояла и не уходила никуда. Ну, вот показались дома, деревня была не большая, примерно из тридцати домов, подруги дом был в середине, этого поселения. Зашли в избу, там её бабушка процеживала молоко:
- Вот, попейте молочка парного.
      Подала мне первой кружку, потом налила Вере, после не большой трапезы, они вышли из дома, а я осталась в доме и оглядела его. Он был не большой и не маленький, вся обстановка была в русском стиле, везде были вышиты и развешаны рушники, покрывало на железной кровати, тоже вышито, диван, стол старый, шифоньер. Маленькая кухня и сени, как сейчас называют, веранда. Посередине зала стояли длинные лавки. Вошли бабушка с моей подругой и принесли молодой картошки и огурцов для ужина, мы помогли по хозяйству, поели и пошли в сельский клуб. Было темно, ламп на столбах не было, пока дошли на танцы, два раза чуть не упали. В доме играла громко музыка, там сидела сельская молодёжь. Так как я любила танцевать, стала в круг с парнями и девушками. Конечно, в отличии молодёжи деревенской, двигалась на много пластичней, чем они. Год назад я заняла по бальным танцам, первое место в городе. Поэтому девчонки потихоньку сели на лавку и смотрели, как я танцую, с парнями. Кончился быстрый и начался медленный. Ни одного танца, не присела. Отбою от ребят не было. В клуб вошёл высокий парень, сел в углу один и стал наблюдать за танцующими парами. Вдруг, наши глаза встретились, и больше, за весь вечер, где бы я не была, натыкалась на его взгляд. Танцы кончились в двадцать четыре часа, мы с подругой и с её другом, вышли, ни кто не расходился от этого помещения, видно глядели с кем пойду я. Подошёл тот парень и поздоровался с Верой и со мной, потом она сказала:
- Давай мы с Виталиком проводим тебя домой, а я пойду, погуляю.-
      Не успев, что – либо ответить, как вдруг Олег сказал:
 - Вы идите и гуляйте, а мы тоже погуляем и я отведу Людмилу домой в целости и сохранности.-
      Я повернулась к подруге:
  - С моим мнением, будет кто-то считаться? Яне хочу гулять, просто лягу в кровать и спать.-
     Все трое пошли меня провожать. Дойдя до избы, помахала рукой и скрылась в доме. Тихо  раздевшись, легла на кровать и заснула. Буд-то только легла и кто- то меня будет:
 - Хватит спать, подымайся.
      Это Вера, оказывается надо помочь её двоюродному брату, нагрузить сено на телегу. На что сказала:
   - Вер из города я, не забыла? И не умею.-
   - Поедешь просто с нами и прокатишься.-
      Дала, какие – то  брюки старые, говоря, что там колючки везде  и мы сели с её братом в кабину трактора, а на тележке ехала его мать с каким-то мужиком. Брат у Веры был молодой, как сказала, он только вернулся с армии и мы ехали всю дорогу смеялись с него и с его баек. Так я познакомилась с будущим мужем, как потом оказалось. Потом привезли сено, было весело, и хохотали без  умолку. Вечером Саша, так звали брата, пришёл к нам и мы весь вечер играли в карты, под дурочка. Легли спать очень поздно, но утром поднялись очень рано, надо было на электричке ехать на работу в город. Веры брат подвёз нас на тракторе до электрички, и я подумала, что больше не вернусь сюда никогда. Так прошла одна неделя, Вера приглашала в деревню, но я не поехала, другую и третью неделю звала к ней в гости и я отказывалась. Так прошёл месяц, забыв о существования этой деревни. В выходной день, проснувшись, умывшись, решила пойти в кино. Только оделась, раздался звонок в дверь с улицы. Бабушка в недоумении пожала плечами и пошла, открывать дверь. Домой вернулась не одна. На пороге вместе с ней стояли Саша, дядя Никита и Сашина мать:
-Вот пришли свататься к тебе Люда.
-Как свататься?-
       Бабушка сказала:
- Заходите, гости дорогие, сейчас накрою на стол.
        Эти гости сели в зале, за круглый стол, вытащили сало из сумок, колбасы, какой- то зелени, две бутылки водки, бутылку вина и ликёра. Мария Ивановна, все накрыла на стол и сказала:
- Теперь я вас слушаю.-
    Никита поднялся:
-Уважаемая Мария Ивановна, я как посредник между вами, пришёл сосватать Людмилу с Александром в жёны, так ведь?-
     Саша и его мама подтвердили кивками голов. Саша сказал:
-Люда, ты мне очень нравишься, выходи за меня замуж.-
-Не знаю, я ещё к этому не готова.
      Я вышла с бабушкой в другую комнату и она шепотом:
- Молодой человек красивый, видно рабочий, нет ни братьев, ни сестёр, поэтому свекровь будет тебя любить.-
- Я его не люблю.-
- Деда тоже не любила, а прожила всю жизнь душа в душу. Выходи и не думай.-
      Вышли к гостям:
-Я согласна.-
     Саша обрадовался, поцеловал меня в щёку:
-Когда приедешь?-
     Бабушка за меня сказала:
- А что тянуть, пусть едет сейчас, как раз до свадьбы и привыкнет в деревне.-
     Так я оказалась жителем села. Заявление подали в сельский совет, и запись назначили через месяц. Я уволилась с работы и оформилась в деревню в колхоз “Заря” дояркой, доить коров. Но так, как этих коров, видела только по телевизору, в первый день, прейдя на ферму, мне дали пять животных и сказали учиться доить их. Я доила три раза в день, руки болели так, что я не могла спать. И так прошли две недели моих мук, научилась доить  руками, но наука движется вперёд. Как то раз привезли, аппараты  доильные и быстро научилась ими управляться. Коров у меня было, не пять, а пятнадцать, работать мне нравилась с животными, и так прошёл месяц, настал день нашей свадьбы. Спали мы на разных диванах, целый месяц, на работе я не говорила, что ещё не спала с ним, как мужчина с женщиной, они бы меня засмеяли. Для деревенских, свадьба не важно, главное сватовство. Оставалось три дня до свадьбы, всё было готово. Меня отпустили с работы на неделю, и я была свободна. Как – то  раз, Казбечка, так звали соседку по прозвищу, которое дала ей деревня, встретила и спросила:
- Ты девушка, да?-
     Я головой кивнула.
- Так я и знала, моя дочь прожила две недели и твой будущий муж, не тронул её, он больной по мужски.-
     Я ей ничего не ответила и ушла в дом. Оставалось два дня до свадьбы, свекровь поехала в город, купить к свадьбе чего не хватает, а мы остались вдвоём с Сашей, и я ему всё рассказала, что мне говорила соседка. Он не говоря не слова, начал меня ласкать и целовать, положил на кровать и доказал, что он мужчина, а я стала женщиной. Настал день свадьбы, меня нарядили в белое платье и фоту. Приехали мои родственники. Свадьба была весёлой, люди веселились, и всем было весело. Закончилась свадьба, гости разъехались, я вышла на работу, ведь я так полюбила свою работу, там всегда,  что-то новое. Так прошло два месяца моей жизни и работы в деревне. Жить было хорошо, но вот беда, получаем зарплату и отдаём её, его матери, хочу чего-то купить, у неё нет денег, для меня. Бывшая моя подруга зачастила к моей свекрови, прейдёт, и они потихонечку шепчутся, и о чём говорили, я не знаю. Так прошло четыре месяца совместной жизни с мужем. Жили с ним не плохо, он меня не обижал, спиртное не употреблял, но и денег у нас нет. Свекровь покупала только необходимое, хлеб, макароны, сахар, соль, масло подсолнечное, мыло для стирки, тогда не было моющих средств. У меня уже износилось нижние бельё и порвалось, как то я намекнула свекрови об этом, она вытащила из ящика материал:
- Сядь и шей из хлопка, руками бельё.-
     Я ей сказала:
- Сейчас не революция, и зарабатываю нормально, ежемесячно не менее триста рублей, так что дайте мне денег, и мы с Сашей поедим и куплю, что надо нам.-
      При этом положив старый материал на стол, оказавшись к ней спиной. Она подскочила, толкнув меня, схватила за волосы, а они у меня были по пояс, и стала с такой злостью рвать мои волосы и вырвав два больших пука волос спереди. Я не сопротивлялась, только плакала и шептала, за что. Услышав шаги сына, который отбивал ноги от грязи, она меня отпустила и побежала к сыну и плача очень громко, крикнула:
-Она на меня сынок кинулась и ударила.-
     Муж не разбираясь, кто прав, а кто виноват, вытащил меня за косу на веранду и сапогами стал бить, размер обуви у него был, сорок седьмой, а рост два метра. Ударив меня четыре раз, грязной обувью, он остыл и произнёс:
-Быстро в кровать и спать.-
     Еле поднялась, всё болело, голова, от свекровиных рук, а грудь от побоев обувью, легла на диван и первая мысль была, завтра, если доживу, уеду в город, к бабушке.
ВОЛК И ЧЕЛОВЕК.
Разбита грудь и сердце,
Щемит, головушка пропала,
Души разбойников ты в перце,
Загрузит, где её искала?

За что, болезнь ко мне?
Зачем, мне жизнь такая? 
Ведь так глумятся по зиме
Зверьё, голодного толкая.

И видя, завладел, нагнал
Зарезал, крови не понял,
Вот так, как та добыча,
Он лют, и вся здесь притча.

Чужой он правдой обуял,
Дурным, судействам внял,
В словах своих не дал отчёта,
В делах и помыслах с налёта.

Так много лет страдаю,
А грубость, боль несла,
Жизнь порою листаю,
Всегда я трезвою была
.
Ведь волк живой и он гонимый,
С ним не живу, но палкой бьёт в лицо,
Пьёт сок души, он одержимый
Плоть чует, кулаком в крыльцо.

Но сердцем здравствую с судьбою,
И слог на музу, сердцем пой,
Тут гордость вновь зовёт с собой,
И злато цепь свою, ты крой.

      Не спала всю ночь, а эти сделали своё чёрное дело. Поели и уснули, храпя на весь дом. Утром я поднялась и пошла на работу, всю дорогу плакала и всё произносила, за что? Заведующей сказала, что уезжаю совсем из деревни и вернулась домой. Муж уже поднялся и ел, пройдя молчком в зал и села собирать свои вещи. Он повернул голову и спросил:
-Уезжаешь? -
- Да.-
- Ну, ладно, скатертью дорога.-
     Свекровь:
-Нам такая, как ты не нужна, езжай.-
      Ну ладно думаю, хоть не трогают. Чемодан маленький и уехала в город. Денег у меня не было, а попросить свои за четыре месяца работы, побоялась. Но мир, не без добрых людей, пришла домой и бабушке всё рассказала. Она сказала:
- Больше не поедешь к этим зверям.-
     На этом и решили. Отдохну три дня и пойду устраиваться на работу. Утром приехала Вера, и стала упрашивать вернуться, я не согласилась. Появился через два дня муж и стал упрашивать. Перед бабушкой оправдываться, тут меня прорвало:
-Я тебе расскажу всё…-
     Он стал лепетать, что не знал, что она меня побила, и плакал, прося простить и этого никогда не повториться. Мария Ивановна, как я потом поняла, это не мать. Ей лишь бы я не путалась под ногами и сказала:
- Иди к мужу, он мне обещал.-
      И я вернулась назад, в деревню. Зарплату матери его больше не отдавали, а она была вся у мужа. Поняла, что я беременна, поехала в больницу, всё подтвердилось. У меня два месяца, как растёт внутри меня, моя кровинка. Муж обрадовался и был рад. Только я была не рада, нет, не ребёнку. Мужа и так не любила. А после того, как побил, и вовсе стала избегать его, ночью говоря, то голова болит, то живот, стала бояться его. Он ко мне не приставал, но стал с получки куда-то пропадать с деньгами, приезжал домой, их ни оказывалось. Так я терпела ещё три месяца, ребёнка забирать было не в чем. Пошла в декретный отпуск и получила приличную сумму денег, по советским меркам, это была большие триста пятьдесят рублей, деньги. Зашла в сельский совет, председатель был на своём рабочем месте, а так же в кабинете сидел, участковый, к тому времени я была передовой дояркой, в колхозе, да и в районе меня многие знали. Поздоровалась с ними, пригласили присесть, и я им рассказала всё, о том, что не в чем ребёнка будет забирать с род дома, так как деньги у мужа. Попросила, что бы поговорили с Сашей, но о том, что приходила не говорили ему. Виктор Александрович, стал очень серьёзный и спросил:
-Что, все два года он забирает деньги?-
      Я кивнула головой, он сказал, что муж не узнает о моём посещении к нему. Они предложили меня подвезти, так собирались ехать в мою деревню по делам. Я вышла раньше, и пошла пешком, придя домой мужа не нашла, со свекровью не разговаривала. Положила деньги на тумбочку и стала ждать Сашу. Не помню, как заснула, очнулась от громкой ругани, это пришёл муж, и приготовилась к худшему. Он был пьян, на меня даже не глянул, увидев деньги, сказал:
-Это твои деньги, делай, что хочешь.
      Рано утром меня разбудил будильник, оделась и пошла с фонариком на электричку. Доехав до города, зашла к бабушке увидеться, рассказать ей радостную весть, что победила этих, людишек. Теперь мои заработанные деньги будут при мне. Поговорив, я пошла по магазинам, покупать, всё для малыша. В детском мире  столько  детского, что у меня рот, от удивления, не закрывался. Много решила не покупать, так как ребёнок будет расти быстро, и тут у меня сильно заболел живот, мне стало плохо, люди вызвали скорую и меня увезли в больницу. Это были преждевременные роды, родила мальчика весом, один килограмм, восемьсот грамм. После род дома, меня отправят набирать вес в детское отделение, так сказал врач. Приезжал муж, поговорили ни о чём, и он уехал. Приходила Мария Ивановна, отдала ей деньги, и она купила всё для сына. Пролежала там десять дней и меня перевели в детское отделение. Там, не я одна, мы были мамы приходящие, гладили пелёнки по очереди, сцеживали грудь по девять раз за день и кормили малышей. Так прошло три месяца, сын набрал вес, но с больницы нас не выписывали, у него не открылось при родах, одно лёгкое. Он почти не плакал, а ему надо кричать, что бы оно открылось, так мне сказал врач. И вот однажды, собиралась домой, меня позвал врач:
-Опасения мои подтвердилось, у ребёнка началась пневмония, в быстрой форме.-
      В терминах медицины я на понимаю, ребёнка положили под кислород, в маленькую камеру. Так, не спавши и не уходя домой, прошло три дня, на четвёртый день моя крошка умерла. Я была сама не своя, не помню, как оказалась у бабули, она сказала:
- Людмила, ляг и поспи. Ведь не спала трое суток, а завтра всё обговорим.-
     Бабушка закрыла дверь, а я всё плакала и плакала, и так заснула. Наутро проснулась, и уехала в деревню, за машиной, что бы забрать сына из морга и похоронить. Не буду описывать, как это происходило, на душе и так плохо, одно скажу. Муж о смерти сына, когда узнал от меня, мне показалось, встретил с облегчением. Долго ещё не могла прийти в себя, в доме я была чужой, решила пойти на работу, там хотя бы люди, и можно с кем поговорить. Уходила рано, приходила поздно, спали с мужем отдельно, и так прожили два месяца. Получку у меня он не забирал, а стал отдавать свою мне. Собрали денег, Мария Ивановна добавила и купили мотоцикл, Иже - юпитер. Когда ему надо, он приходил в постель, но это было очень редко. Я так хотела ребёнка и вот однажды, через шесть месяцев, как схоронила сына, опять забеременела. Через девять месяцев родила здоровую девочку, весом три килограмма, сто грамм. Муж в род дом не раз не приехал, хотя ему сообщали. Подумав, и решила одна растить ребёнка, Мария Ивановна забрала меня с ребёнком с больницы и пошли домой к ней. Саша был у бабушки. Сказать честно, не обрадовалась, что он приехал, в то время уже ненавидела его. Но как лиса, он подлизался к бабе, и стал оправдываться, бабушка не мама, отправила меня с ним в деревню. А если была бы мама, да ещё самостоятельная, а не пьяница, об этом расскажу позже. Приехали к свекрови домой, она была очень не довольна, и говоря своим видом, зачем ты её привёз? Пройдя в зал, нашла детские, новые вещи, которые я покупала первому ребёнку, и простирав повесила сушиться. Побыв месяц с ребёнком, поняла, на его зарплату, сто пять рублей, мы втроём не проживём, и поговорив с мужем, решила выйти на работу, благо ферма была в пяти минутах ходьбы. Было лето, и коровы доились в летнем загоне, дочка росла здоровой. Я кормила грудью, так как понимала, что материно молоко от всех болезней. Как – то  раз, прейдя с дойки,  домой, мы с мужем увидели задушенных тридцать уток, ещё маленьких, а свекровь спала на печке крепко,  ребёнок, спал зарёванный и кошка задушила всех утят. А ведь они крякали громко, и дочь плакала, а ей всё по барабану, как так можно спать и не слышать этого. Саша разбудил её, и стал орать на свою мать, бить кулаками по лицу, схватив дочку на руки, отнесла быстро в комнату и закрыла дверь, подбежав к мужу:
- Не смей трогать,  она твоя мать, да шут с этими животными, ещё купим, как можно на мать подымать руки.-
     Он замахнулся и ударил меня в лицо кулаком, я отлетела к стане. Бросив издеваться над нами, вышел искать кота. Поймав, сунул в мешок, и начал бить об угол крыльца пока не убил и пошёл, закапал. Ужас. С этого дня я приобрела хорошую свекровь, но совсем потеряла мужа. С месяц мы со свекровью не разговаривали с ним, а ему до лампочки. Дочки было почти уже годик, когда я узнала, что я беременна. Мужу сказала:
-Давай сделаю аборт. -
- Нет, только попробуй.-
      Промолчав, подумала, отпрошусь в город и тайком сделаю в больнице, а ему скажу, дескать выкидыш. Но он, как чувствовал, понимал наверно, что я не хочу обременять себя детьми, так как знаю, что рано или поздно, уйду от него. Беременность перевалила за восемь недель и надо, решать. Я подговорила одну доярку, она подоит мою группу, во время моего, отсутствия. Тайком, вынесла свои вещи, оделась на улице, со своей подругой по работе, тронулись в путь. Зима была, мороз, идём по полю, разговариваем, о том о, сём и я оглянулась и обмерла. Едет на санях, мой муж и одну руку поднял и грозит вилами, увидев нас. Мы стали спускаться бегом в овраг, но какой там, он на санях, а мы пешие. Догнал, Наташу ударил вилами по пальто, и послал матом, а меня начал избивать и кулаками и вилами, очень долго бил, я думала. Меня похоронят, была вся в крови, закрывала голову руками. Видя это, успокоился:
- Ну, что шука, теперь будешь знать, кто хозяин, зачем деньги взяла?-
- Ты знаешь. Хотела аборт сделать. У нас Нюся ещё маленькая, работаю, ночами не сплю. Ты же не помогаешь. -
-Заткнись шука, а то ещё вилами щас отхожу.-
      Букву с, он не говорил, а ш. Кинул меня в сани, как бревно и опять в деревню, не домой, а на колхоз, доить коров. Побитую в кровь женщину, с опухшими, не чего почти не видевшими глазами. На работе, этот двух метровый зверь, взял меня за руку, и завёл в коровник, где доились коровы. Был весь коллектив, и женщины и мужчины. Подвёл к моей группе:
-Работай шука с коровами.-
     А сам пошёл к деревенским жителям, что-то рассказывает и смеётся. Селяне его слушать не стали, от него отошли, заведующая фермой подошла:
-Люся не прощай, заяви участковому, на этого зверя, я ему сказала, что он не человек, ему не ребёнок нужен, а что бы, тебя не бросила она, эта гадина ни кому не нужен.
     Прошло, может минут сорок, приехала милиция, одели наручники, меня взяли на экспертизу. В городе вместе с участковым прошла освидетельствования побоев и меня отпустили, и я уехала домой, закрывая лицо от людей. Муж приехал рано утром, я была выходная. Хотела одеть дочку и уехать к бабушке. Появился на пороге он, начал уговаривать забрать заявление из милиции и плакал, как женщина. Свекровь подошла ко мне, и стала просить за него. Сказав, что заберу заявление, только ради его матери, но я уйду к бабушке, и он меня не будет беспокоить. Он согласился. Собрав вещи, уехала в город к Марии Ивановне. У бабушки было всё по старому, на утро, замазав синяки тональным кремом, поехала в милицию. Там уже ждал Суботин, забрав заявление и написала отказ от претензии к бывшему, удалилась. Аборт, решила не делать, выращу. Значит не судьба, пусть растёт ребёнок. И стали жить в городе, бабуле сказала:
- Посижу дома две недели и пойду устроюсь на работу.-
      Не успело пройти много времени, появился бывший.
-Я испугался, что меня посадят, всё осознал, не трону больше никогда, прости.-
      Мария Ивановна одела правнучку, пока я спорила с мужем:
-Иди, он поклялся, езжай к нему.-
     И я поняла, что в этом свете никому не нужна, зачем забирала от матери? Долго, после этого случая он меня не обижал, уже другая дочь родилась Галина, тут произошла трагедия в деревне, дочке было годик младшей, а старшей два. Мы доили коров, когда скотники закричали, что горит дом Катин, она побежала и упала в обморок, заведующая стала её приводить в чувство, а люди уже бежали, кто с ведром, кто с баграми. Дом был щитовой и поэтому вспыхнул, как спичка. Бежит Катя и кричит:
-Там мой сын, спасите его.-
     И опять упала без чувств. Мужики полезли было в дом, но какой там, все полыхает, шифер разлетается с шипением, взорвались два баллона газовые, тут уже понятно, что её сын погиб. Приехали пожарники, но спасать было не чего. Затушив, стали разгребать завалы, нашли обгорелый труп ребёнка, в железном рукомойнике. Бедный мальчик сгорел заживо. Через два дня похоронили его, собрали деньги, как первую помощь ей. Но она и не понимала, была в своём мире, где жив был её ребёнок. Мать её, всё время тихо с ней разговаривала, успокаивала. Вскоре я вновь забеременела, как это у меня получалось, спала в два месяца, раз и сразу в организме зарождалась новая жизнь. Я уже повзрослела. На жизнь стала глядеть осмысленно, думаю, что пусть растут, где двое, там и третий не помешает, муж был рад моему решению. Родился сын Артур, за ним, через год и шесть месяцев, ещё сын Костя. Я была худая, даже очень, при росте один метр шестьдесят два сантиметра, весила сорок четыре килограмма. Со свекровью жили душу в душу, и если муж на кого – то  нападал, мы не сговариваясь, заступались друг за друга. Уже доченьки ходили в школу, как – то  раз летом, получили с мужем большую премию от колхоза, около одной тысячи рублей я и он триста рублей, и решили, что поеду в город, и куплю детям к школе, мужу куртку, себе кольцо золотое, и свекрови подарок и там по мелочам. Съездив, и привезла детям, всем троим к школе, всё что нужно, себе, и мужу свекрови хороший костюм. Дети пошли в школу, старшая в четвёртый класс, вторая дочь в третий и сын в первый. Я сварила суп с мясом для семьи, мясо у нас не переводилось, держали хозяйство большое, только одной птицы, около ста штук, две коровы, три поросёнка, овец, около двадцати, так что поесть всегда было всё. Забежали дети из школы, все в саже, вещи школьные новые, кофточки дорогие, прожженные, спрашиваю:
-Где были?-
- Мама, мы получим медаль, за тушения пожара.-
      Тут до меня дошло, что скоро  прейдёт муж, и что тут будет, это я уже поняла. Быстренько их умыла, кофты спрятала, а им сказала. Не говорить отцу ничего, иначе он будет их бить. Пришёл с работы муж, подбегает сын Костя, ему было пять годиков, и говорит:
-Папа, а сёстры тушили пожар новыми кофтами и им дадут медаль.-
      Я сына стала отвлекать и послала его играться с игрушками.
-Мама, ну что ты скрываешь?-
     Побежал, и взял за диваном, обгоревшие все школьные вещи. Что было дальше, не передать словами, муж стал так бить этими кофтами, по лицу, обгорелые концы вещей жёсткие, испугавшись за детей, кровь текла по лицам у них, стала между ним и детьм:
-Не трогай их, это дети.-
     Он начал меня бить этими кофтами, затем снял солдатский ремень, и стал им бить. Потом натешившись видимо, ушёл. О боже, я ходила долго после этого синяя, а на утро сказал:
-Пойдёшь в милицию, я тебя не буду упрашивать, просто убью.-
      С этих пор я стала думать, куда от него уехать с детьми и жить, поняла одно, что к бабушке больше не пойду. Так прожила ещё три года, жить было не возможно, найдя жильё, в другом районе, и в другом колхозе, я попросила машину и приехала за детьми, мужа дома не было, погрузила вещи, мужики помогли с коровой. Загнали на машину, погрузила, два дивана, попрощалась со свекровью и уехала в новую жизнь. Директор дал нам новый дом, поровое отопление и ванна там была. Нам это всё нравилось, было, лето в разгаре. В колхозе выписали нам с детьми мясо бесплатно, корова у нас была своя, картошку мы не покупали, в этом доме кто-то жил, и посадив весною всё в огороде, уехали. Всё у нас было хорошо, жили дружно, старшие дочери мне помогали, пока коров доила в колхозе, они присматривали за младшими детьми. Так бы и жить всю жизнь, получив получку, поехала в город за обувью детям, и заехала к Марии Ивановне. Та обрадовалась, спросила:
-Где ты живёшь?
      Всё, рассказав, и оставив ей телефон, попросила что бы бывшему ничего не говорила, та пообещала. Но, она или специально выпытывала, а может, хотела, что бы мы опять сошлись, всё рассказала. Муж и примчался на грузовой машине. Я испугалась, пришёл директор совхоза и стал его выгонять.
-Она моя жена,  не лезь сюда.
       Ночью с шофёром погрузили обстановку, и всю живность, нас, как и корову наверх, а сам сел в кабину. Опять  мне мученье, надо уехать дальше, в другую область, так я решила и к бабушке своей, не приезжать. И стала искать другой выход. Так прожив ещё некоторое время…
Это первая часть, есть вторая часть.