Шанхайский театр танца и Пекинская опера

Софья Малиновская
Концерт Шанхайского театра танца. Очень высокопрофессионально и красиво.Техника группового танца впечатляет.Китайцам удается за счет массовости и техничности исполнения добиться эффекта цельности и фундаментальности.
Модерновые постановки тоже глубоки. Нельзя этого сказать о сольном исполнении. Усилия балерины,подхватывающей свое невесомое платье и изображающей что-то похожее на павлина или эму со сведенными сзади руками,были тщетны.
В танце они не умеют страдать и душу техничностью не заменить.Но музыка завораживает и работа художника по свету тоже.
На следующий день Пекинская опера.
Николь,моя маленькая трехлетняя дочь,давно просилась увидеть оперу живьем.
Дома перед телевизором долго не отрываясь смотрит и слушает.
Мечта сбылась.Вокруг нас на галерке много китайцев,в основном преклонного возраста. Первые ряды имеют столики с зеленым чаем в чайниках и пиалами.В партере еще более все изысканно.Обстановка самая, что ни на есть, китайская-медитативно-сибаритская:сидят,смотрят,слушают и попивают чай.Кто попроще,-пьет водичку из своего походного термоса.Практически у каждого китайца есть свой заветный термос,будь то таксист или велосипедист или просто пешеход.Сухой климат располагает пить больше,да и китайская медицина первое что прописывает-пить больше воды.Воистину-животворящей.
Наблюдаю,как реагирует зал на происходящее на сцене.Смотрят увлеченно.После завершения героем довольно сложных голосовых рулад,если нравится,всем залом громко выкрикивают"хорошо!"и рукоплещут,но непродолжительно,чтобы не затягивать действо.Некоторые китайцы отбивают ритм,хлопая ладонью по своей коленке.
Костюмы яркие,образы сочные.Маски выразительные.Играют пластично и грациозно одновременно.Каждое движение выверено временем и традицией.
В зале,с обеих сторон сцены,висят электронные экраны и текст пения в иероглифах появляется синхронно с голосом актера.Но,несмотря на то,что многие иероглифы знакомы,слышать приходится нечто иное.Особая подача звука,с несколько завышенным тембром голоса и манерой,как бы мяукающего завывания,- характерна для китайской оперы и для китайских народных песен в частности. Эта манера прослеживается и в китайском танце:мягкие,плавные,кошачьи движения рук и ног вне зависимости от того,что в руках-веер,платок или меч.С мечом в руках-просто другой темп.
Театральные художники создают совершенно фантастические костюмы:
столько выдумки,оригинальности,красок и сказочности в них. А повседневная мода- лекала европейских брендов.Как будто не уверены в себе?! Есть линия модной одежды для внутреннего рынка.Чисто китайская.Но это-жалкое и безвкусное подобие тех красок,какие блистают на сцене,не говоря уже о формах.
В Шеньчжене,в парке Мира на представлении,как минимум двадцатьпять разнообразных нарядов было показано за вечер.Даже живые огненные стрелы из одного угла зала в противоположный летали. Умеют китайцы создавать праздник и ничего не жалеют для этого.И живых лошадей на сцену затащить не вопрос.
В Пекинской опере синтезируется статичность и символичность в позах,картинность в  костюмах и масках и акробатические движения,- дань новому времени.(2008,15 мая)