Нарочно не придумаешь

Александр Хрипунов Загорянский
             Отними у человека сердце и он умрет,но умрет человеком.Возьми другие важные органы и он умрет в муках,но человеком. Отними у него память,сотри как не нужную запись все его прошлое. Он окажется в прострации,тягостное желание вспомнить себя отравит все дальнейшее существование. Возможно,сама жизнь будет страданием для него,до конца дней
              Память это дар Божий,посланный нам свыше,чтобы мы помнили свои истоки.Впитывали в себя,как губка все,что окружает нас. Запоминали и отдавали сторицей все,вслед нам идущих на нашей земле людям,своему продолжению.
 Каждый из нас начинает ощущать себя,свое прнсутствие в прекрасном нашем мире в разное время. Один с трех лет,другие чуть позже. До этого,как бы нас не было,мы не помним и только по рассказам своих родителей и близких нам людей мы осознаем свое начало,связывая его с последующей нашей жизнью.
Порой бывает странно,приснится под утро такое,что долго вспоминаем посетившее   нас необычное сновидение. На сердце вдруг необыкновенная легкость и умиротворение. Помните в наших русских сказках самое тяжелое задание герою:<Пойди туда,не знаю куда,найди то, не знаю что>.Так вот и после такого сновидения ощущение примерно-<Был там,не знаю где,видел то,не знаю что>.

Родился Валентин Иванович в Вологодской области в небольшой деревеньке,Лесная,примостившейся на крутом берегу сплавной реки.Через полтора года мать и ее родители перебрались в ближайшее Подмосковье. Время тогда было тяжелое,и об этом периоде жизни в семье особенно не вспоминали. Во всяком случае будучи уже взрослым,он ничего об этом не знал. Так вот в возрасте 50-ти лет,он увидел себя во сне совсем еще маленьким. Увидел реку,деревянные на высоких солбах домики. Извилистый спуск к реке поросшей кустами черемухи. Дед нес его на руках и ласково говорил:-Вот ты где родился,внучок,вот где твоя настоящая Родина. Солнечные зайчики отраженные речной водой бегали по доброму дедушкину лицу.
Долго он не вставал с постели,смакуя про себя кусочки сладкого сновидения.

Через год по делам службы ему пришлось ехать в командировку в Вологодскую область. Необходимо было договорится о закупке большой партии пиломатериала.
Директор просил его не только договориться о закупке и поставки,но и посмотреть на месте его качество.
Поездом за сутки,он добрался до места. Центральный офис находился в Вологде,сам деревообрабатывающий завод,со слов генерального,базировался в небольшой деревеньке Лесная,на берегу реки. Услышав это, Валентина Ивановича будто током дернуло. Выходило,что деревня,река, место его рождения. На всякий случай достал паспорт удостовериться,прочитал место рождения. Вологодская область, Дивногорский район,деревня Лесная. Аж дух перехватило. Генеральный улыбнулся-,Что далековато?-спросил он,не поняв истинного волнения командированного,-ничего-успокоил он. -У меня сегодня едет туда главный бухгалтер с проверкой с ним и доберешься. Шесть часов туда и обратно. Техника у нас хорошая,всепроходимая,за город выедете и по бездорожью незаметно доберетесь. Генеральный не преувеличивал,отличный новенький внедорожник обутый в широкие специально приспособленные колеса,ехал по лесной дороге ходко,без всякой качки,как по хорошему шоссе. За разговорами,бухгалтер оказался на редкость словоохотливым попутчиком,докатили до ворот заводоуправления.
Навстречу им вышел высокий широкоплечий мужчина среднего возраста. Из рассказа бухгалтера,Валентин Иванович уже знал,что директор из местных,коренной
северянин.
-Вот Иван Сергеевич,гостя к тебе привез,-вылезая из машины,обратился к нему главный бухгалтер.- Гостям мы всегда рады-,пробасил в ответ Иван Сергеевич.-Рабочее время заканчивается,поедем ко мне. Сегодня моя Глафира пельменей наделала.-Удобно ли-пробубнил Валентин Иванович,мне ведь только товар посмотреть,да назад. Хотя про себя давно решил остаться хоть на один день,где-нибудь перекантоваться. Такой случай как у меня только в книжках прочитать можно.-Товар будем смотреть завтра,а сегодня отдыхать с дороги-безапелляционно подытожил Иван. Много тот потерял,кто хотя бы раз в жизни не испытал на себе нашего русского гостеприимства. Начинается оно прямо с порога дома в который ты входишь,с улыбки хозяйки дома. Неподдельная душевная радость гостю,совершенно порой незнакомому человеку,напрочь уносит сомнение о не ,званном госте,который,как известно,хуже татарина. Глаша,жена Ивана,самая настоящая русская красавица. Таких как она вряд-ли найдешь в крупных городах и близлежащих к ним областям,где вся красота втиснута в грубые рамки стандарта. За этими стандартами душу не видно,пустая чопорная красота. Она была под стать мужу. Золотая коса лежала на высокой груди,тонкая талия подчеркивала крутые бедра на высоких,как сейчас говорят о ногах до ушей.
Валентин Иванович украдкой любовался ее красотой.-Проходите,гости дорогие-певучим грудным,с небольшим Вологодским акцентом голосом произнесла она. Стол был накрыт в гостиной.- Вот сейчас слегка перекусим-сказал Иван,-потом гость нам расскажет,как там в столице нашей Родины. Чем москвичи живут,какие думы думают. Приезжие из Москвы в наших краях большая редкость. Время о делах поговорить от нас не убежит.

Слегка перекусить,в понимании Валентина Ивановича,это легкий закус, под водочку,за знакомство и кофе под разговор. Не тут то было ,в этих краях понятие другое. Гостей здесь так не принимают. Этого перекусить на большом накрытом в гостиной столе было столько,сколько хватило бы на небольшую свадьбу. Главное его поразило не столько количество,как разнообразие. Грибы трех видов: соленые грузди,маринованные беленькие один к одному,жареные лисички на сметане. Пельмени на большом блюде издавали специфический запах хорошо фаршированного мяса на специях известных только хозяйке. На селедочницах,под свежим лучком,в желтых крапинках подсолнечного масла лежал залом. Глядя на все это великолепие,у Валентина свело скулы, он еле сдержал предательскую слюну. Свежая и жареная оленина нарезанная маленькими ломтиками    красная и черная икра в деревянных чашках, морошка в сахаре,чем-то напоминающая нашу малину. Короче,полный застольный беспредел. Долго перечислять,что там было еще. Венчал все это буйство сплошных витаминов и калорий свежеиспеченный хлеб,запах которого они еще почувствовали,подходя к дому. У Валентина Ивановича невольно вырвалось,-мы наверное ,не к стати? Вы ждете гостей сегодня?-Нет Ваня ничего об этом не говорил,кроме вас никого.-Как -то смущенно,посмотрев на мужа-сказала Глафира.-Все нормально,Глашенька-рассмеялся главный бухгалтер. Чувствовалось,что он здесь свой человек.-Товарищ из Москвы в наших краях впервые,не знает,что у нас так принято.Встречать гостей от души хлебом и солью. Здесь так к кому не зайдешь в дом,дорогим гостем будешь,живем по поговорке:<Все,что есть в печи на стол мечи.>Лес и река,как скатерть самобранка всех кормит,только не ленись. Пока не накормят не напоят,в баньке не отпарят,не отпустят.-Только вот жаль,время для бани у нас нет.Бани здесь знаменитые,с выходом к реке. Ничего, я думаю будет еще у тебя оказия сюда,узнаешь.
Засиделись допоздна.Сколько не ели не пили на столе не убывало. Глаша подносила что -нибудь новенькое,то огурчики с хреном из погреба,то теплые блинчики с семгою. Где -то за полночь  стали пить за хозяина с хозяйкой и тутошних жителей, дай Бог им здоровья. Вот тут-то Валентин и не выдержал.-А знаете,мужики,что я тоже ваш,здешний. Стукнув его по плечу,главный бухгалтер заплетающимся языком сказал.-Ну и здоров ты пить. Наконец-то мы тебя достали,землячок ты наш новоиспеченный.-Нет серьезно,хочешь паспорт покажу-сказал Валентин Ивану. - Покажи,покажи-куражился подвыпившый бухгалтер. Валентин достал паспорт и отдал Глаше.-Прочти,а то они мне не поверят.- Год рождения-читала Глаша-1945,место рождения,Вологодская область,Дивногорский район,деревня Лесная. Главбух вытаращил на Валентина пьяные глаза.-Дай-ка паспорт-попросил Иван у Глафиры,-Все правильно,вот так хреновина.-Что же ты молчал?- А я и сам не верил, что такие чудеса случаются в жизни. Понимаешь,мне ваши места во сне приснились,хотя я их никогда не видел. Меня от сюда увезли,когда мне полтора года было. Если бы не командировка по случаю,мне бы все это не к чему. Скажи, Иван Сергеевич,в деревне остался кто-нибудь в живых из сторожилов. Привет тебе! мой дед,ему уже за восемьдесят,а  он еще молодому сто очков фору даст. Он мне рассказывал,что во время войны и немного после,у него в доме жила ода семья. Муж жена и четверо ребятишек. Потом приехала еще одна дочь с фронта и родила здесь мальчонку. Валентина прошиб пот,голова стала ясной будто и не пил.-Ты меня завтра к нему проводишь.- А чего ждать,взволновано заговорил Иван. Тут такое дело,нарочно не придумаешь. Дед у меня в это время еще не спит,сети готовится ставить. Солнце на севере летом слегка касается горизонта,будто заходит на отдых,но вдруг передумав,опять катит по небу
Сейчас прямо и пойдем. Дедуня,так называл его Иван,был несмотря на девятый десяток лет по паспорту,был еще   будь здоров. У нас мужики в пятьдесят лет хуже выглядят-Принимай гостей,дедуня,извини,что так рано.-Кому рано,а кому и поздно помогите мне сети поставить. Солнце стояло уже высоко. Дом дедуни а высоких столбах стоял на берегу реки. Прямо из дома,по узкой тропинке,заросшей черемухой,они спустились к реке. Валентин Иванович уже перестал волноваться,так как больше не сомневался,все было здесь. Здесь я родился,в этой реке купал меня дед. Наверняка дедуня,в ту пору еще молодой парень, ставил вместе с ним сети. Вот именно в этом месте,представлял он.
-Дедуня,помнишь как мне рассказывал,что у нас в доме во время войны и немного после жила семья.-Помню Ваня и как дочка их с фронта рожать приехала,тоже помню.Мальчонок родился маленьким,такой крикливый,думали помрет. Ничего оклимался в рост пошел. Через год или два они уехали. Слушай Ваньча,ты мне чего день воспоминаний устроил?-Дедуня а у тебя случайно от них ничего не осталось?- как не осталось.Зыбка,в которой мальчонку качали,до сих пор на чердаке лежит.н Валентина опять забила мелкая дрожь.-Да и фотография Антонины,она мне подарила когда уезжала,в альбоме лежит.-Иван Ефимович,не помните как назвали мальчонку-спросил Валентин.-Как же помню,Валентином,в честь отца. Погиб он,похоронка пришла перед самыми ее родами Они с Антониной в одном разведотряде воевали.-Можно посмотреть ее фотографию?-охрипшим голосом спросил Валентин-Что-то я не пойму вас ребята,какие-то вы растерянные.Конечно можно. Поставив сети они поспешили в дом.Иван Ефимович,открыв старый кованный сундук,достал альбом. Ласково протер его от пыли широкой шершавой ладонью.-Вот держите,только аккуратнее, не порвите. В альбоме были старые еще дореволюционные фотографии родственников,друзей -A вот и она,ткнул он пальцем в пожелтевшую фотографию.
Сердце Валентина Ивановича замерло,на него с фотографии смотрело молодое,задорное лицо его матери. -Что с вами-,как будто издалека он услышал голос Ивана.- Все, все нормально,теперь нормально это моя. Мать.

После этого удивительного случая,Валентин стал приезжать в эти места почти каждый год. Однажды приехал вместе с дочерью. После гибели жены в автомобильной,они жили с ней в двухкомнатной квартире. Люди в деревне относились к нему,как к своему. В один из таких приездов он познакомился с молодой женщиной из соседней деревни. Был праздник рыбака,на который собрался весь район. Там они и познакомились. Она была вдова,детей не было.  Дочь у Валентина вышла замуж. Оставив молодым квартиру,он перебрался на постоянное место жительства,в деревню Лесная,к своим истокам. Стал работать у Ивана Сергеевича на деревообрабатывающем комбинате. Женился на Татьяне,через год у них родился сын.
         Вот такие неожиданные повороты бывают в жизни,как в кино. Нарочно не придумаешь.