Ураган в Дубне и другие катаклизмы

Александр Воронин-Филолог
         

                Я  всегда с большим  вниманием  читал в газетах  и смотрел по телевизору репортажи  про ураганы,  тайфуны,  торнадо   и смерчи, которые крушили всё подряд  в Америке и Азии. Европу  и  Россию  все эти беды как-то обходили стороной, и поневоле закрадывалась  в голову  мысль, что это Боженька наказывает  плохих американцев и хитрых  азиатов, а  мы,  русские,  народ богоизбранный. Но  после развала  СССР  и начала всех безобразий  в стране,  устроенных  дерьмократами,  природа  вместе  с  Фортуной  повернулись  к нам  задом. Начали рушиться и гореть дома, падать самолёты, тонуть подводные лодки,  разливаться весной реки,  зимой замерзать  города,  летом  сотнями гектаров горят  леса, торфяники  и т.д.  Беда  всё ближе и  ближе подступала  к  Дубне и вот  прозвенел  первый  звоночек – на  Дубну  обрушился  ураган. А  если   точнее, то  смерч.
                В  воскресенье  26  июня 2005 года  в 12-30  над институтской частью города,  деревней Ратмино и Левобережьем пронёсся  смерч. Стихия бушевала всего 7 минут  и потом всё сразу стихло.   Чёрную речку  и большую часть Большой  Волги  смерч обошёл стороной. В некоторых местах шёл крупный град размером от черешни до грецкого ореха.  Смерч повредил в шести местах  электролинию 110 киловольт, идущую  от  Темпов, оборвал провода  в городе на восьми улицах, вырвал с корнем  (точнее  уронил) около 2000 старых  больших  деревьев  (тополей, берёз   и сосен), повредил крыши  тридцати домов.  Крупными  деревьями были придавлены всего шесть автомобилей. До  десяти часов  вечера в городе  не было света и воды  (в  отдельных районах и до  утра). Уличное освещение  в эту ночь в целях безопасности решили не включать, так  как не успели восстановить оборванные провода, кое-где валявшиеся на земле.  Смертельных случаев не было, лишь одному мужчине сломало  ногу  упавшим  деревом, около десяти человек обратились в больницу за медицинской  помощью. Урон, нанесённый  смерчем городу, оценили более  чем  в  100 миллионов  рублей, из которых 30 млн.  выделило  городу правительство  Московской  области. Сразу же после  смерча  в мэрии заработал штаб ликвидации  последствий аварии. Но ещё несколько месяцев  спустя  во дворах  и  на набережной  Волги  валялись не  распиленные  огромные  деревья. Бог наказал чиновников, а не жителей. Все остались живы,  в отличие от похожих катаклизмов в других городах.
                Во  время  урагана  я был дома  на Большой  Волге  и  всё  что  сумел  увидеть  с одиннадцатого  этажа  в окно,  это   как  ветер  гоняет пыль по проспекту Боголюбова и  гнёт  деревья. Окна  мои выходят на  Московское море и вокзал на  БВ, поэтому никаких разрушений  мы не наблюдали. Но когда  тут  же пропало  электричество  и вода  в  кранах, я  забеспокоился  и  стал  звонить по телефону  родным  и  знакомым. За водой мы потом ходили пешком на первые этажи  дома и до  десяти  вечера  сидели  со  свечками.  Лифты тоже не работали. Паники  никакой  не  было,  было  даже  интересно  испытать  некоторый экстрим  в  жизни.  Ни  попить  горячего чаю, ни поесть себе приготовить  мы  тоже  не могли,  так  как  в  нашем доме  стоят  электроплиты,  совершенно  бесполезные  в  такой  ситуации.
                Тяжело пришлось  моему напарнику  Шаденко  Володе. Реактор  ИБР-2,    который  мы  обслуживаем,  был  в  режиме холостого хода.  Когда  пропало  напряжение 110  кв, дежурная смена сразу забегала - везде погас  свет, остановились  двигатели, перестали поступать  вода  и  воздух  для  охлаждения  реактора.  Запасная  линия от ГЭС  давно  не  работала  и  аварийные системы  запитались от аккумуляторной батареи, которая с каждой минутой  теряла свою мощность. Хорошо  ещё  ураган был днём, и не пришлось бегать в кромешной темноте  по улице  и  помещениям  с  инструкциями  в  руках.  В  течение часа  Шаденко  отключил лишнее оборудование и  подал напряжение  от немецкого дизель-генератора, стоящего на улице. Остальные  проблемы  решало начальство, спешно вызванное  на  работу в  воскресенье.
                Кроме  этого урагана были ещё  два чрезвычайных происшествия  в  Дубне.
                В  субботу 9 апреля 2005 г. в 17-03  начался пожар в первом корпусе ЛЯП. В том самом, который первым построили на территории Дубны и сдали в декабре 1947 г. ко дню рождения Сталина. Когда приехали пожарные, горели два этажа и кабельные каналы общей площадью в 500 кв. м. Пожар был настолько сильным, что  на помощь  нашим  прибыли огнеборцы из  Талдома, Дмитрова,  Кимр и  специальная  команда  МЧС  из  Москвы. Тушить огонь приходилось в невероятно трудных  условиях  - внутри бетонных помещений, в условиях нулевой видимости в сплошном дыму и при  высокой  температуре. Пожарные работали в специальных  изолированных костюмах. Огонь  ликвидировали  в  21-47.
                А в это время  в городе с  бешеной скоростью распространялись слухи, так как  народ прекрасно   видел клубы дыма над  площадкой ЛЯП  и  прикидывал,  куда  бежать в случае чего. По радио и  центральному телевидению в новостях  с  пометкой  «срочно» передали  о  пожаре в атомном институте.  Родственники  и знакомые из Москвы,  услышав  это,   звонили в Дубну  и спрашивали,  насколько поднялась  радиация  в  городе. У  всех была  ещё  свежа  в  памяти  авария  на  Чернобыльской  АЭС  и  никто  не  хотел  умирать  из-за  очередного  раздолбайства  физиков  и  местных  властей.  Я  в  этот день был выходной  и о пожаре  узнал  только  вечером, когда  всё  уже  закончилось. Последствия  пожара устраняли  два  года.
                Вторым происшествием  был пожар   на  одном  из  двух  трансформаторов  подстанции  ГЭС.  В субботу  20 ноября 2004 года в 12-04  взорвался масляный бак  охлаждения трансформатора  и  горящее  масло разлилось  по  земле. Целый день  на  левом берегу не было света, тепла  и  воды. Из  всех бытовых удобств остался только газ. Не работали и телефоны, начинающиеся  на “5”.  В это время в роддоме  на 30-тке без  воды и тепла  родилось двое малышей: мальчик и девочка.  В  18-00 дали свет на левый берег, а ближе к ночи – воду  и отопление.  Уже  наступили  холода и весь день шёл снег, дул сильный ветер.  Часть Большой Волги  тоже  весь  день  сидела  без света – район ВРГС  и улица Правды, питавшиеся от ГЭС. 
                Такой  аварии с трансформаторами в Дубне ещё не было. ВРГС  уже несколько  лет  не может  заменить трансформатор  из-за  хронической  нехватки  денег.
                P.S.  Все  эти  три большие катаклизма  случились в  выходные дни. Природа как бы оберегает простых людей от стрессов, а начальство  и чиновников проверяет на профпригодность.  Интересно, что  она  преподнесёт  им  в четвёртый  раз и как они будут готовы к этому. (Снегопад зимой 2012/13 показал – опять не готовы. Люди ползали по пояс в снегу. На тротуарах 1-2 метра сугробы намело. Водители сами откапывали свои машины. А чиновники опять ни при чём – природа виновата. Этой же зимой утонул понтонный мост через канал. Люди перебирались по временному мостику из досок, а машины ездили через Дмитров.)
P.P.S. Мэр города Прох В.Э. защитил кандидатскую диссертацию в Санкт-Петербурге на тему: спасение Дубны и её жителей в экстремальных ситуациях. Сейчас пишет докторскую.
                Зимой 2012/13 года выпало рекордное количество снега. Но так как в мэрии петухов и раков не держат, то никто чиновников не клюнул и свиста они не услышали. А в апреле 2013, как всегда неожиданно, пришло в Дубну второе большое половодье после 1966 года. (Тогда Ю.И.Сосин написал картину, где перед гостиницей “Дубна” вся набережная  залита водой.) 18 апреля начали сброс воды из Московского моря через плотину. 20 в субботу затопило Тридцатку и Ратмино (57 жилых домов), огороды, экономическую зону, дороги. Кое-где асфальт провалился. Смыло кабинки с городского пляжа, яхтклуб и нижние ярусы сидений водного стадиона, вместе с домиком. Всё это тут же на фото и видео выставлялось в интернет. Так что врать чиновникам было бесполезно, мол, ситуация под контролем. 20 апреля в 11-00 мэр объявил в округе режим  “Чрезвычайная ситуация”. Вода поднялась на 4 метра и 5 см. Каждые два часа меряли уровни верхнего и нижнего бьефа. 22 апреля в понедельник разлилось озеро в городском парке и затопило набережную перед магазином “Маяк”. Воду откачивали насосами и сливали на проспект Боголюбова. 23 апреля стали бить в колокола и кричать по телевизору, что победили стихию, уровень воды упал на 5 см и пик паводка пройден.
                Чиновники радостно обещают, что такие половодья бывают раз в 50 лет и к следующему они успеют укрепить все дамбы. Ждём и верим.