Военная гармонь

Мария -Просто Мария
      Семья. Реликвия. Семейная реликвия. Связь поколений, связь времен. Нет семьи, где бы ни было заветного уголка, шкатулки или альбома. Прялка, от которой веет теплом бабушкиных рук. Фотография, с которой прадед - грудь в военных орденах и медалях - пристально вглядывается в твое лицо. Письмо с фронта… Время безжалостно не только к документам и предметам прошлого. Оно безжалостно и к памяти о них. Наше поколение ещё может связать ту или иную реликвию с конкретным человеком, а вот поколения будущие…

           Реликвия - это особо чтимые, дорогие по воспоминаниям вещи, оставленные после родных людей. Что заключено в слове реликвия? Сразу бросается в глаза "лик", что означает "лицо". Получается, что семейная реликвия - это ещё и лицо семьи, рода. Хочу рассказать о реликвии моей семьи. Эта реликвия уникальна и интересна тем, что относится ко времени Великой Отечественной войне – это тульская гармонь хромка.

             Не звучит больше гармонь, потому что нет её хозяина. А принадлежала эта гармонь участнику войны Василию Маркияновичу Притыкину. Теперь эта гармонь как реликвия и как память о нём находится в моей семье - его дочери Марии. Гармонь маленькая, сильно изношена, но её никто не стал выбрасывать, потому, как за ней скрывается судьба человека, который владел этим музыкальным инструментом.. Василий Маркиянович, еще, будучи мальчиком, тянулся к музыке. Были струнные музыкальные инструменты, но его привлекала мелодия гармони. В каждом селе обязательно был гармонист, вот и в их селе, на его улице жил пожилой мужчина-музыкант. И была у него старенькая гармонь. Старик любил играть в вечерние сумерки. На звук гармошки в основном собиралась детвора ,а молодые женщины и девушки в это время возвращались с поля. встречали стадо коров с пастбища- словом были заняты домашними делами. Среди детворы был и Василий. Всем  ребятам хотелось подержать гармонь, научиться играть. Но не у каждого это получалось. А вот у Василия получилось. Мелодию он подбирал на слух, ведь нот не было. Василий очень подружился с пожилым гармонистом и вскоре стал играть многие мотивы.

        Когда Василию исполнилось 16 лет, он вместе с другими сельскими парнями поехал в город на заработки. В селе было трудно жить, люди постоянно  голодали. И вот чтобы не умереть с голоду и помочь как-то семье, Василий оказался в промышленном городе Таганроге. Устроился на авиационный завод в механический цех слесарем. Сначала был учеником, затем стал работать самостоятельно. Главное то, что завод кормил своих рабочих и платил небольшие деньги. Когда Василий собрался ехать в город, то гармонист подарил ему свою гармонь. Вместо узелка с одеждой, у Василия был узелок с гармонью. После рабочей смены Василий брал гармонь. Несмотря на усталость, ноющие после работы руки, Василий играл. И разливалась по всему общежитию тихая спокойная мелодия. Больше всего он любил играть «Полонез Огинского». Под эту музыку он грустил по дому, по родителям. Думал ли Василий, что домой он вернётся через шесть лет.

              Когда началась война, Василию не было ещё и 17 лет. Городские предприятия перешли на военный режим работы. В октябре 1941 года авиационный завод эвакуировали в Грузию в город Тбилиси. Работать было очень трудно, было холодно и голодно. Несколько раз Василий пытался поменять гармошку на продукты, но каждый раз он отбрасывал эту мысль. Он всё надеялся попасть на фронт, но работники завода имели броню от призыва. Василий постоянно ходил в военкомат с просьбой отправить его на фронт, но ему отвечали отказом – работай, на заводе тоже нужны рабочие. В очередной поход в военкомат ему повезло, срочно надо было набрать группу курсантов для обучения на связистов.  В 19 лет Василий в 1943 году попал в радиотехнический полк 2 ВА  Первого Украинского Фронта. Отдельная телеграфно – строительная рота не была на передовой, она использовалась для строительства и восстановления связи фронта и армии. По уставу не положено было брать на фронт лишние вещи, но Василию каким – то образом удалось взять гармонь с собой. Когда его командир услышал игру, то не препятствовал этому: война войной, а человеку для души требовалась музыка и песня. Всю оставшуюся войну до победного 9 мая 1945 года Василий служил связистом, и свою гармошку он пронёс до Берлина. Конечно же он писал домой письма, его ждали.   Были у него и боевые награды, но они не сохранились –  маленькие дети потеряли. А вот все послевоенные юбилейные медали и Орден ВОВ II степени остались.

           После войны Василий вернулся домой в родную деревню вместе с гармошкой. Хотел возвратить гармонь тому старику, что подарил ему ещё до войны, но его уже не было в живых. Так и осталась гармонь у Василия как реликвия, потому как вскоре он купил себе новую тульскую гармонь, более современную. Василий был красавцем, высоким и стройным. Уличные посиделки обязательно были с его участием. Играл он и задорные плясовые, и частушки, и песни. Был единственным гармонистом на селе. Колхозные праздники, свадьбы – везде успевал Василий. Но он этим не жил. Вскоре после окончания курсов стал водителем  грузовых автомобилей:  ГАЗ-51, ЗИЗ- 150, МАЗ - 205 . До выхода на пенсию он  работал на бензовозе. На пенсии купил легковой автомобиль « Жигули»
             Женился по большой любви на очень хорошей девушке Нине из своего села. Появились дети, он меньше стал  ходить по вечеринкам, больше играл дома для семьи. Жизнь шла своим чередом. Повырастали дети и разъехались, кто, куда и остались старики вдвоём. Маркиянович иногда играл на гармонии для своей жены. А когда жены не стало, затосковал старый солдат, сильно затосковал. Брал в руки свою фронтовую гармонь и играл. Плакал он, а вместе с ним плакала гармошка. Он играл  печальную музыку, которую сочинял сам. В одиночестве, тоске и печали он пережил свою жену на три  года. Дети предлагали ему переехать жить к кому либо, но старик наотрез отказался. В стареньком доме он жил своими воспоминаниями. В последние дни жизни играть не было сил. На столе стояла гармонь, а рядом большая фотография  Нины. К фотографии был прикреплён листок календаря, на котором было написано: умерла моя любимая жена, больше её нет. Так он и застыл с устремлённым взглядом на портрет своей жены.
          Не звучит больше гармонь, нет её хозяина. А гармонь, как реликвию о войне и память, об отце храню я – младшая дочь. Нет в роду Притыкиных гармонистов, ни детям, ни внукам не передался дар и музыкальный слух. Такова печальная судьба гармонии, некогда звучащей на весёлой ноте, помогавшей выжить солдатам на войне. Да и Василию Маркияновичу она сильно помогала в мирные послевоенные годы. Простая вещь гармонь, а какая её судьба и судьба человека, который держал эту вещь в руках.

Светлая память солдату.



(  опубликовано  в  газете "Вестник ЗОЖ" №6 март  2015  год.
   рассказ вошёл в литературный альманах " Страницы жизни" выпуск 2 в 2019 г.)