Ванечка - часть четвертая

Валентина Кочубей
В А Н Е Ч К А
Ванечку  мы  регистрировали  в  Январе  1960  года.  Сколько  было  радости,  чудный  мальчик  беленький,  кудрявый,  взгляд  такой  умный.  Но  беда -  денег  на  жизнь  не  хватало,  пришлось  искать  работу.  Сына  сначала  оставляли  с  нянькой.  Она  оказалась  такой  грубой,  что  я  вскоре  от  неё  избавилась.  Устроили  Ванечку  в  ясли.  Там  тупая  воспитательница  напоила  ребёнка  зимой  ледяной  водой -  у  него  ангина,  а  потом  осложнение – капилляротосикоз.  Разрывались  капилляры,  кровь  выливалась  под  кожу,  он  был  весь  в  синяках.  Я  к  врачу – его  кладут  в  больницу,  но  без  меня.  Ребёнку  2  годика.  Врач  говорит,  что  ему  сейчас  необходимо  как  можно  больше  цитрусовых,  витаминов  и  кормить  полусырой   говяжьей  печенью.  Из  Сибири  прислали  посылку  лимонов,  из  Одессы – посылку  апельсинов.  А  за  мандаринами  Володя  поехал  в  Ровно.  Утром  было  тепло,  а  к  вечеру  повалил  снег  и  ещё,  как  назло – сломался  автобус.  А  Володя  в  туфельках,  в  легком  пальто.    Пассажирам  пришлось  не  только  ждать,  когда  отремонтируют  автобус,  но  и  вытаскивать  его  из  снега.  Володя  кое – как  добрался  до  дома.  Положение  тяжелейшее: Ванечка  в  больнице,  у Володи – тяжелейший  радикулит:  он  почти  не  ходит.  Ещё  не  избавился  от  неврастении  после  министерской  проверки,  а  тут  ещё  радикулит.  Каждую  ночь  в  2 – 3 часа  у  него  резкое  обострение  ещё  и  с  сердцем,  я  веду  его  среди  ночи  в  скорую.  А  что  такое  «скорая»  в  маленьком  заштатном  городишке  Украины?  Лошадёнка  и  молоденький  неопытный  фельдшер.  Сделает  укол – чуточку  легче,  а  к  утру  всё  начинается  снова.  Дали  больничный,  а  потом  всё – таки  положили  в  больницу.  Я  вообще  боялась,  что  я  их  потеряю.  Разрывалась  на  части.  Володя  бром  пил  не столовыми  ложками,  как  полагалось,  а  бутылками.  Ему  чуть  становилось  легче.  Ванечке  ношу  мандарины,  а  старшие  отнимают.  Что  может  сделать  больной  двухлетний  малыш?  Приду,  постучу  в  окошко,  а  он  головку  поднимет: «Мама,  и  головка  клонится  к  подушке.  Зашла  в  кабинет  к  главврачу : «Положите  меня  к  сыну».  « Не  полагается,  только  до  года».  « А  я  не  уйду,  пустите  меня  к  сыну»  « Я  вызову  милицию».  «Вызывайте!»  Только  к  ночи  принесли  мне  рваную  рубашку  и  такой  же  рваный  халат.  Но  я  была  счастлива,  зашла  в  палату, взяла  сыночка  на  руки  и  сказала: «Теперь  мы  будем  жить,  сыночек!».    И  слава  Богу,  сейчас  ему  уже  54,  я  счастлива!  Каждый  день  я  его  кормила  цитрусовыми,  витаминами,  делала  общеукрепляющую  смесь : это  желток,  сливочное  масло,  овсянку  и  мёд.  Каждый  день  по  два  раза  прогулки    на  воздухе.  Сын  пошёл  на  поправку.  Через  месяц  нас  выписали  Пришёл  из  больницы  и  Володя.  И  вдруг  вечером  у  Вани  открылась  рвота  и  на  рвоте – кровь.  Мы  с  Володей  бегом  в  скорую.  Оказывается  разорвался  капилляр  уже  в  желудке.  И  нас  снова  кладут  в  больницу.  Нужно  было  срочно  доставать  свежую  говяжью  печень.  Я  поехала  на  окраину  Дубно  на  мясокомбинат.  Рассказала  всё  директору: «Ничем  помочь  не  могу.  Это  не  моё  предприятие,  государственное.  А  у  меня  план».  Я  расплакалась,  вышла  из  кабинета.  Меня  подзывает  к  себе  мужчина  и  говорит: « Я  главный  инженер.  Посидите  здесь  немного,  в  цехе  сейчас  свежуют  корову.  Минут  через  30 -  40  вам  принесут  свежую  печёнку».  Мне  принесли  целую  коровью  печень,  ещё  горячую,  завёрнутую  в  целлофан.  Володя  почти  не  верил,  что  такое  возможно.  Я  спрашиваю: «Сколько  я  вам  должна?»  Идите,  лечите  сына,  пусть  сын  будет  здоров,  и  вспоминайте  меня.  Я  Рабинович.»  Я  благодарна  ему,  как  говорят  на  Руси  « по  гроб  жизни»  Он  спас  моего  сыночка.  Я  отрезала  от  печени  по  кусочку,  накалывала  на  вилку,  окунала  в  подсолённую  кипящую  воду  и  через  5  минут  кормила  Ваню,  ел  он  с  удовольствием,  даже  если  она  немного  кровоточила.
Слава  Богу,  он  выздоровел,  закончил  школу,  поступил  в  Одесское  мореходное  училище.  Мы  с  Володей  были  очень  рады.   Это  очень  престижное  учебное  заведение,  попасть  туда  трудно,  но  Ваня  всё  сдал  и  поступил.  Оно  даёт  высшее  образование  и  массу  интересных  путешествий.  Пока  мы  жили  в  Тирасполе  ,  Мишина  семья  всеми  силами  пыталась  нас  разлучить  с  детьми,  особенно  с  Иваном.  Писали  какие – подмётные  письма,  охаивая  в  них  нас  с  Володей.  Я  думаю,  Ваня  не  получал  эти  письма,  потому  что  почту  всегда  брала  я.  Но  почерк – то  их  я  знаю,  и  ,  конечно  знала,  что  авторами  этих  писем  были  Миша  с  Любой.  Володя  прочтёт  письмо  и  скажет: « Порви  и  выбрось».  Я  так  и  делала,  но  было  горько  и  обидно,  ну,  хорошо,  я  чужой  им  человек,  они  меня  не  приняли,  а  в  чём  же  Володя  виноват?  За  что  его,  родного  брата,  который  учил  и  кормил  тебя  целых  три  года.  Я  этого  никак  не  могла  понять.  Володя  успокаивал: « Не  переживай,  просто  грязные  и  злые  люди».  Когда  Ваня  приезжал  домой  из    Одессы,  они  всеми  силами  затягивали  его  к  себе  и  поили  всякой  дрянью,  а  хмельного  у  них  всегда  было  очень  много.  Мы  с  Володей  уговаривали  Ваню  не  ходить  туда,  но  он  отговаривался: « Я  бабушку  ходил  проведывать».  А  однажды  напоили  его  так,  что  он  еле – еле  добрёл  до  дома.  А  идти  нужно  было  всего  через  две  улицы.  Было  воскресенье,  вечер,  а  в  понедельник  ему  на  занятия  в  мореходку.  Мы  с  Володей  уговаривали  остаться  дома,  отоспаться,  а  утром  уехать.  Но  он  упрямо  рвался  на  вокзал:  «Меня  там  ждут  ребята».  Пошли  мы  его  провожать,  а  он  «лыка  не  вяжет»  Подошёл  дизель  на  Одессу,  а  у  него  ноги  не  работают,  чтобы  в  вагон  забраться.  Ну,  кое – как  втиснули,  ребята  пообещали  довезти  его  в  целости  и  сохранности.  Но  у  меня  сердце  уже  не  выдержало.  Володю  попросила  не  ходить  на  Индустриальную,  где  они  жили,  ворвалась  в  это  дикое  семейство  и  сказала,  хорошо  сказала  своим  дикторским  голосом:  « Если  ещё  хоть  раз  накачаете  сына  своей  бурдой,  я  подожгу  всё  ваше  хозяйство  с  вами  вместе,  и  пепла  от  вас  не  останется.  Всех  сожгу  до  единого    только  попробуйте  ещё  хоть  раз  напоить  сына  вашей  отравой!»  Больше  они  к  нему  не  приставали.
Женился  Ваня  в  19  лет.  Мы  не  запрещали,  девочка  очень  хорошая,  нам  она  сразу  понравилась.  Жили  они  на  Республиканской  в  Одессе.  Квартирка  была  не  квартирка,  а  курятник.  Печка  старая,  дымила  из  всех  дырок,  копоть,  грязь  сумасшедшая.  Надя  училась  в  гидромете,  институт  очень  трудный,  но  она  хорошо  справлялась.  Мы  с  Володей  хотели  их  забрать  к  себе,  но  им  нужно  было  по  году  ещё  учиться  и  сдавать  экзамены.
Однажды  мы  собрались  поехать  к  ним,   на  вокзал  ведут  две  дороги:  одна – по  главной,  вторая – через  дворы.  Пошли  через  дворы  и  вдруг  видим:  идёт  Надя  с  сумкой,  беременная,  в  стареньком  пальто.  Как  мы  обрадовались,  что  не  разминулись,  а  то  пришлось  бы  ей  ждать  нас  целый  день.  Так  она  осталась  у  нас  жить.  К  госэкзаменам  консультировать  её  приезжала  Навроцкая  Вера   Силовна.  Ваня  плавал,  а  Надя  пока   жила  у  нас,  пока  Антоше  не  исполнилось  14  лет,  и  Кирюша  родился  тоже  в  нашем  доме.  Я  была  рада,  что  мы  оказали  им  хоть  маленькую  помощь.  Хорошо  было:  шумно,  весело!  А  потом  они  уехали  в  Москву  и  построили  себе  здесь  квартиру  в  Люберцах,  потому  что  в  Приднестровье  началась  война.  Но  об  этом  разговор  особый.  Я  уже  работала  на  Радио  Приднестровья,  и  поэтому   о  войне  знаю  не  понаслышке.  Всё  проходило  через  мой  микрофон.