Экскурсия по керчи. 2014г. моя история

Тамара Ефремова
               
               
      Приезжающих в город со стороны Симферополя встречают два     Грифона – сторожи Керчи. Здравствуй Керчь!
      С российского Севера «замерзшие, ослабленные» (двадцать лет Крайнего Севера) собрались в Керчь мы не случайно. Муж – капитан дальнего плавания, здесь иногда стоял в ремонте. Город был ему знаком: маленький, чистенький, ухоженный. Муж поехал пораньше в поисках жилья. А я в начале апреля вышла из своего северного дома проползла несколько шагов по льду до такси, на вокзале до поезда и через двое суток приехала в солнечный город. В мозг влетела мысль
«это мое место» и надолго застряла там. Пока не уходит.
      Как все морские города, которые я видела, Керчь вытянулась вдоль
моря узенькой полосой больше, чем на 50 километров. Так, что почти шесть лет изучаем только центр города, до остального ноги не дошли.Первые впечатления - попали в начало восьмидесятых годов: улицы Ленина, Свердлова, Карла Маркса, Советская…; Комсомольский парк, Бульвар Пионеров…, стадион им.Пятидесятилетия Октября.
      Куда идут приезжие? Правильно, в центр: в Москве на Тверскую,
в Питере на Невский, а в Керчи - на ул. ЛЕНИНА.
      Маленькая, тенистая, пешеходная, недавно отремонтированная.Очень красивый ковер из разноцветной плитки, оригинальные фонари,современные витрины магазинов не мешают видеть двух – трех этажные, похожие на купеческие дома. Вдоль улицы много всегда занятых скамеек.
      Бежит трех – четырех годовалый хлопчик в тельняшечке. Дед всем радостно объявляет:
      - Стар-р-рмех будет.
      И все соглашаются, по стопам деда пойдет, на механика выучится.
      Весной сюда из гимназии выходят длинноногие, загорелые красавицы в коротеньких, школьных формах, с громадными белыми бантами в волосах и, вроде как серьезные пацаны. Слезы умиления наворачиваются у всех на глаза. Такой формы, в которой еще сама ходила:коричневое платье с белыми воротничками и белые праздничные передники, я не видела лет тридцать.
      На скамейку подсела бледненькая девушка:
      - Отличница?
      - А, вы откуда меня знаете?
      Ты ж, моя дорогая, и знакомой не надо быть, видно, что все силы
отданы за отличный аттестат.
      В начале лета, когда в городе еще до двадцати пяти градусов тепла
и местное население надевает на себя легкие курточки и кофточки, то особенно заметны отдыхающие. Они дефилируют по Ленинской, заглядывают во все магазины, обменивают рубли на гривны, пополняют счета мобильных телефонов и тут же рапортуют на Родину, как здесь тепло и хорошо. Ходят не торопясь, в белых одеждах, в легких длинных платьях.  Жарко. С любопытством глядят на «аборигенов». А тем все равно, им давно известны манеры иноземцев –кормильцев и поэтому не обращают ни какого внимания на них. Смотрите, смотрите,скоро вы уедите и опять море, солнце, город – все будет наше. Ничего не меняется и в этом сезоне и сто и тысячи лет назад. Мы здесь навсегда, да и не таких видели. Вспомнился рассказ соседки. После войны в Керчь приехало много народу восстанавливать порты, заводы в абсолютно разрушенную Керчь (один известный писатель приехал в Сталинград сразу после войны и  сказал, что, если бы не был в Керчи,он бы ужаснулся – автор). Ребята фронтовики, ну ясное дело герои,
ухари. После работы пьют, ругаются. Начальник порта вызвал женщин, остались то в основном – они, и сказал им, что надо помочь приезжим понять нас. Поговорили и  постепенно мужчины адаптировались, завели семьи. Кстати, она вышла замуж за приезжего горькочанина. Керчь всех перевоспитает.
      Немножко отойдешь в сторону от Ленинской – улица Володи Дубинина – того самого «младшего сына» Л.Кассиля. А там стоит миндальное дерево. Над ним громадное, нежнейшее облако бледно-розово-малиновых цветов. Темно-малиновая полоса бордюра, как рамка обрамляет красоту. Первый раз впечатление очень сильное.

       Улица Ленина начинается с ПЛОЩАДИ ЛЕНИНА. Это место за свои двадцать шесть веков помнит много собраний, базаров, было оно и дорожным узлом, откуда отправлялись из Керчи, как бы она не называлась в разные времена, в дальние страны. Здесь всегда кипела жизнь. Сейчас и сюда собираются люди праздновать
городские события, спортивные праздники, выпускные балы, Новый Год – это обязательно. Первым праздником для меня в Керчи был День Победы, к которому отношусь очень трепетно. Чего греха таить – в больших городах России для молодежи и даже для людей среднего возраста он становится формальным. Умирают участники войны, еще для их детей этот праздник «со слезами на глазах», но уже подрастает поколение нежелающее знать свою историю. На вопрос:
       - Кто такой В.И.Ленин? – Долго морщит лоб.
       -  Комсомолец?
       Выпускник педагогического ВУЗа ( ! ) задумывается над вопросом,
когда началась Великая Отечественная Война. Ужас...
        Этот праздник – очередной повод собраться, «потусить», для кого-
то возможность съездить на дачу, отдохнуть, чего-й-нибудь посадить.
        Но Керчь! Здесь было потрясение. Народ идет семьями на площадь, нарядный, трезвый, радостный. Солнышко, море сверкает. Хотя я каждый год хочу попасть на площадь, но все подходы к площади забиты народом.
        На площади стоит драматический театр им.Пушкина. Сколько здесь живем, столько он и ремонтируется. А он очень нужен городу. Сейчас единственная концертная площадка далеко от центра города – в ДК Корабел. Да и построен он, наверное, для собраний партактивов коллективов громадных заводов, работавших еще двадцать лет назад. А для концертов громадный зал не годится: холодный зимой, неуютный летом, с плохой акустикой, а театр – это всегда хорошо. Здесь же на площади красивейшее здание бывшей женской гимназии, а сейчас школа им. Короленко.
        Лично меня огорчает монумент Ленина – какой то несоразмерный.Но зато, какой Храм во глубине площади – Храм Иоана Предтечи.Когда я пришла в первый раз, то внутри Храма велись раскопки и глубоко внизу стояли колонны от старой базилики. Батюшка говорил,что это восьмой век. Раскопки законсервировали и теперь колонны подняли наверх. Подхожу к ним каждый раз с непроходящим трепетом, хотя к стыду своему, считаю себя неверующим человеком. Здесь что- то другое – необъяснимое.
        С площади можно выйти на МИТРИДАТСКУЮ лестницу. Она очень высокая, считала, считала, но так и не смогла, по моему, более 500 ступенек. Можно подняться не торопясь, отдыхая на площадках, и смотреть вниз на город, на площадь. Остановиться у грифонов и представить себе их беломраморными, какими они были первоначально более 150 лет назад.
       Чем выше поднимаешься, тем дальше видишь город, море и красивейшую лестницу сверху. И наконец ты на самом верху. Сейчас здесь площадка памяти: стела, памятные плиты с именами погибших защитников города во время Великой Отечественной Войны. С площадки видны раскопки на горе Митридат, где до сих пор находят предметы еще далеких – далеких времен.
       МИТРИДАТ – тут начинаешь сомневаться в своей нормальности и вначале меня это несколько испугало. Мистика, да и только – как будто чувствуешь, как земля колеблется от грохота колесниц, нет… топот ног,да – тяжелый топот ног. Очень легко представить на вершине горы стены, парадный въезд, Храм с колон-нами, Башня – маяк посредине.
       Очень много написано о Митридате Евпаторе VI (именно в его честь
названа гора), как лечатся чокраковскими грязями, совсем рядом с Керчью до сих пор ими лечатся люди. Как его предали. Очень интересно все это. Митридат живет. Разные эпохи, скифы, греки, турки-османы, генуэзцы меняли друг друга; море, солнце эта земля и будто души живших здесь тысячелетия перемешались и создалась какая-то новая мистическая атмосфера.
       Чтобы узнать все это, я читала книги, ходила на экскурсии, в газе-
те «Вечерняя Керчь» часто публикуют исторические очерки, но я не о знаниях, о моих ощущениях Керчи. Мой город Санкт Петербург принято называть мистическим, но он молодой еще – всего-то 311 лет, а трехтысячелетняя Керчь – это необык-новенно.
        Из нашего дома идем к морю купаться на пляж «Черепашка» через КОМСОМОЛЬСКИЙ парк.
        Он большой и зеленый – похожий на лес, дорожки выложены плиткой, детская площадка с деревянными сказочными скульптурами, длинные скамейки, а между ними на подставках остатки колонн IV до н.э. Правда, «реальные пацаны» их снимают и кладут рядом, они же, наверно, разбивают ежегодно голову «Черепашки» - игра такая лихой молодежи с администрацией Парка.
       В Парке спокойно, лошади пасутся.Молодые мамочки с загорелыми детьми гуляют на площадке,пенсионеры отдыхают и обмениваются информацией, а вечером им на смену придет молодежь.
       В парке до сих пор работает Дворец Пионеров (!) очень большой
и красивый.
       Для пожилых, и не только, построили Храм Александра Невского.Я туда зашла один раз, современное убранство мне не нравится, поэтому слушаю звон колоколов и любуюсь внешним видом издали.
       А мы идем на пляж купаться. Большая цементная скульптура этой рептилии радует детей и их, ползающих по этой разноцветной красоте, фотографируют родители. Пляж приспособлен для семейного отдыха:для детей яркие качели, для взрослых скамейки под крышей. Раздевалки, грибки для купающихся. Ото всюду вкуснюще пахнет шашлыками.Мангалы общие. Столы и скамейки тоже, часто скатер-ти приносят из дома. Здесь сидят большими группами городские жители домов – соседей пляжа.
        А вечером, дело святое НАБЕРЕЖНАЯ.Набережная – это город в городе. Она живет своей жизнью. Рыбаки и рыбачки круглый год ловят бычков и еще что-то морское. Рядом с каждым из них сидят сытые коты. На набережной проходит вся жизнь керчан. В коляске нескольких дней от роду привозят его сюда. Потом
девчонки, мальчишки прыгают в море с парапета с надписью «Купаться
Запрещено». Стройная бабушка, очень модно одетая, стоит с удочкой с внуком, а другой постарше кричит:
        - Научи, научи его бабушка рыбу ловить, как меня научила.
        Сидит с удочкой мадам в легком шелковом платье, в красивой шляпе, и неохотно отвлекается на роскошную рыжую собаку с вопросом на морде: «Когда в кустики?».
        На мопеде подъезжает основательный рыбак и садится на свое насиженное место, его мы видим круглый год. Такую же постоянную рыбачку  мы наблюдаем тоже давно – она перебегает от одной удочки к другой. Улов постоянно хороший.
        Вечером надо идти домой, два рыбака собирают свое имущество.Черный кот, самостоятельный такой, как будто бы он не при чем, встает, когда один из рыбаков позвал его с собой. Стройной шеренгой усталые рыбаки и сытый кот отправились отдыхать домой.
        Пришла женщина постоянно кормящая котов на набережной.Встает очередь: голодная братия пропускает вперед котенка, а уж потом колонной по одному, на почтительном расстоянии бездомные собаки – «только после вас».
       На парапете сидят все члены семьи, искупались в море и на своем
полотенце обсыхает пес.
       Или два мужчины из пансионата разговаривают на скамейке:
       - Она тебе намекнула. Так что ты сидишь пень – пнем?
       - Ай, - безнадежно махнул рукой приятель.
       А, может счастье упустил бедолага.
       В начале отдыха тихонько приходят на набережную бледнолицые приезжие. Через неделю другую, загорелые, говорливые, красивые в платьях, по которым видно сразу, что девушка загорела «везде».Вот в это время местных здесь мало, потому что живя у моря купаться и загорать некогда – работа. Хотя и приходят посмотреть на последние моды.
       Так и живет набережная. Взрослеет и стареет народ, уже приходят
со своим семьями те, кого привозили в колясках. А она все светит морякам идущим в дальние страны.
        Эпилог.
        Керчь -  город взрослый -  отметил 2614 годков. По разному он назывался за эти годы, но мне нравится славянское КЪРКЪ. Переводится, как «горло», но слышится «КРИК» из самой восточной точки западной Европы до самой западной точки Востока. А, что? Всего-то около 4 километров. Красиво. Хоть и отмечают 2614 год, но в поселке Маяк нашли следы XII века до н.э. Керчь взлетала и падала. Она была и столицей Боспорского царства и захолустным поселением в 200 человек жителей, потом опять поднималась. Уже в наше время 25 лет назад Керчь, как вспоминают до сих пор старожилы, что они очень бо-
гато жили. Все работали на десятках предприятий. Один «Залив» чего стоил. Там работали тысячи высококвалифицированных рабочих, это они создали первый крупнотоннажный танкер в СССР. Керчане грустно шутят:
        - Хорошо сейчас, а то раньше – пыль угольная из порта летит, то рыба на комбинате или мясо испортится. А тут ни пыли, ни запаха.
        Приезжие сразу обращают внимание  на странное население в городе: малые и старые. А среднее поколение на заработках. Кому повезло на суда устроились; кто в прислуги в Италию, Польшу, Германию, а в основном в Россию на заработки подались. На заводские корпуса смотреть больно: строили долго, разрушилось быстро.
        Трудные нынче времена, но даст Бог и Россия, и поднимется город.Ему иначе нельзя, ведь он – ВЕЧНЫЙ.
        Вот и закончилась короткая прогулка по некоторым местам города. Это не знание города – это мои ощущения необычного и близкого места на земле. И очень жаль будет его покинуть не по своей воле.
Времена беспокойные.

Август 2014 год.